Сценарий праздника «Науруз» для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: поддерживать интерес детей к национальной культуре татарского народа.

Задачи:

  • Воспитывать любовь к традициям татарского народа
  • Развивать артистичность и творческие способности.
  • Формировать уверенность при публичных выступлениях.

Под музыку дети входят в зал друг за другом и останавливаются около стульчиков. Ведущие в национальных костюмах

Ведущий 1. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании весеннего праздника Науруз!

Ведущий 2. Науруз  – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий веру и надежду на совершение самых светлых и заветных желаний.

Ребёнок.

Науруз – это праздник веселья!
Науруз – это праздник Весны!
Науруз – это праздник цветенья!
Науруз – это праздник любви!

Ребёнок.

С Наурузом поздравляем
Мы сегодня всех гостей
Счастья, радости желаем
И весенних тёплых дней. 

Ребёнок.

Пришёл Науруз, весна пришла
И сразу наша земля расцвела
Все рады празднику вокруг
И каждый здесь и брат и друг
Согреты солнцем и теплом
О Наурузе песню мы поём

Песня: "Наүрүз килә"

1. Нәүрүз килә, Нәүрүз килә
Нәүрәзне зурлыйк әле
Гөрләвекләр чилтрәвенә
Кушылып җырлыйк әле

Кушымта: 

Яз килгәндә
Уяналар сөмбеләр
Безнең өчен генә
Үсәр ал гөлләр.

2. Нәүрүз килә, Нәүрүз килә
Күктән нурлар сибелә
Туган илен, туган җирен
Язны күреп сйенә.

Ребёнок. 

Праздник радостно встречаем
Мы в республике родной
Весь народ мы поздравляем
С Наурузом и весной!  

Хоровод «Науруз»

1. Яратыгыз көзне дә
Яратыгыз кышны да
Яратыгыз җәйне дә
Яратыгыз язны да

Кушымта:   

Нәүрүз, нәүрүз зур рәхмәт
Нәүрүз, нәүрүз зур рәхмәт
Нәүрүз, нәүрүз зур рәхмәт
Телисен изге теләк

2. Яратыгыз көннәрне
Айларны һәм елларны
Кешеләрне, табигатьне
Саклагыз сез аларны

Ребёнок.   

Мы здесь сегодня собрались
Чтоб встретить праздник – Науруз!
Улыбки, игры, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех.

Шуточная сценка

Входит мальчик Марат в национальном костюме.

Марат.

Исамесез, мои друзья!
К вам пришёл на праздник я
Зовут меня Марат!
В деревне у Бабая мне каждый очень рад!
Я весёлый, озорной!
И вот история какая приключилась со мной!
Раз купил бабай мой чаю….

Бабай. Должен ты его сварить!

Марат.

Но ведь я совсем не знаю,
Как грузинский чай варить?!

Бабай.

Ты возьми ведро водички,
Всыпь весь чай скорей в горшок…..

Марат.

Я добавил перца, лука
И петрушки корешок
Разлил варево в пиалы…
Хорошенько помешал,
Остудил его немного…
И Бабаю чай подал!

Бабай (подносит к губам, морщится, плюёт)

После чая твоего в животе скрутило всё
Поскорее поспеши!
Доктора  мне  пригласи….

Марат.

Долго думал, удивлялся
Чем я мог не угодить?!
А потом-то догадался
Чай забыл я … посолить!

Ведущий 1. Уважаемые Бабай и Марат, давайте не будем ссориться в праздничный день. Лучше посмотрите, какие красивые пиалы в руках у наших девочек! Как вы думаете, что они сейчас будут делать?

Дети отвечают на поставленный вопрос
– чай пить (рассказывают о церемонии заваривания чая)
– мыть пиалу и т.п.

Ведущий 2. Сегодня наши девочки станцуют для вас танец!

Танец с пиалами.

Бабай. Ой, какие молодцы! Как хорошо танцевали!

Марат (подходит к Бабаю)

Бабай, прости меня скорее
Не буду я озорничать!
Хочу сегодня я с ребятами
Песни петь! Науруз встречать!

Песня «Яз килә» м. Хәйретдинова, сл.народные

1. Яз килә, яз килә
Кояш нурларын сибә
Тып, тып итеп тамчы тама
Инде кар әреп бетә

2. Яз килә, яз килә
Сыерчыклар кайталар
Аларга оя ясыйлар
Мәктәптәге балалар

3. Сыерчык, сыерчык
Сайра талларга кунып
Ояңны да син күреп чык
Язның хуҗасы булып

Ведущий 1.

К нам Науруз пришёл чудесный
С новым танцем, с новой песней
Вместе с ним Весну встречаем
Дружно весело играем!

Татарская народная игра «Тюбетейка»

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот и выполняет задание

Бабай и Марат прощаются с детьми и уходят.

Ведущий 2.

А сейчас мои ребятки
Загадать хочу загадки!

1. Ярко сияет, всех согревает (солнце)

2. На шесте дворец, во дворце певец
Из далека прилетел, песню нам свою запел (скворец)

3. На ветках плотные комочки
В них дремлют клейкие листочки (Почки)

4. Растёт она вниз головою
Не летом растёт, а весною
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт… (сосулька)

5. Всех прилётных птиц черней
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовётся птица… (грач)

6.  Растаял снег, звенят ручьи,
Запели песни соловьи.
Земля проснулась ото сна
И в гости к нам идёт… (Весна)

Под музыку в зал входит Весна

Весна. 

Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна…
Приношу я радость людям,
А зовут меня – Весна!

Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие!

Ведущий.  Здравствуй, Весна-красна, мы рады твоему приходу, будь нашей гостьей дорогой!

Песня «Здравствуй, милая Весна»

1. Здравствуй, милая Весна.
Ты душиста и ясна
Зеленеет лес и луг,
Как красиво всё вокруг
И зовёт тепло лучей
На прогулку всех детей.

2. Мы в лесу цветов нарвём
И венки себе сплетём
Петь нам песенку не лень
Про весенний тёплый день
Здравствуй, милая Весна
Ты душиста и ясна!

Ведущий.

Как хорошо, что  Весна к нам пришла
Дети стихи прочтут для тебя!

Стихи о весне

Ребёнок.

Ещё стоят деревья голые
А с крыши капли капают весёлые
Зима куда – то убежала в панике
И очень плохо закрутила краники
На полянке, у тропинки пробиваются травинки
С бугорка ручей бежит, а под ёлкой снег лежит

Ребёнок.

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей
Если солнце ярче светит
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер
Значит, к нам пришла Весна!

Ребёнок. 

Елмаеп килде көткән яшел яз
Матур соң бу яз, көне дә аяз
Улән, агачлар яшелдән киенде
Кошлар да җылы яклардан килде.

Весна. Молодцы ребята, хорошо стихи читали!  А танцевать вы умеете?

Ребёнок.

Мы танцуем и поём
Хлопаем в ладоши
И ничуть не устаём
С музыкой хорошей!

Татарский танец.

Ведущий.

Будем праздник продолжать
Предлагаю поиграть!

Игра «Тиенне ал» – «Подними монету».

По правилам игры надо проскакать на лошади, по ходу движения собирать монеты, кто больше собрал, тот и  победил.

Игра «Күтәр әле» «Подними-ка» 

 На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свою силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Весна. Молодцы ребята, хорошо поиграли!

Весна.

А теперь пора мне уходить
За цветами и деревьями следить
Чтоб они росли и распускались
А вам, девчонки и мальчишки,
Подарить хочу цветы небывалой красоты
Чтоб увидеть их, сперва нужно всем закрыть глаза!

(Дети закрывают глаза, Весна раскладывает на пол клумбы с цветами)

Раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать!

Ведущий. Вот так чудо! Посмотрите-ка, ребята, какая красивая цветочная поляна!

Весна. А эти цветы не простые, они с сюрпризом! Что ж, ребята, не зевайте, по цветочку разбирайте!

(Звучит музыка,  дети разбирают цветочки)

Ведущие: Спасибо тебе, Весна!

Весна: И вам спасибо за праздник! До свидания!

Весна уходит

Ведущий 2.

Мы вместе сегодня праздник встречали,
Танцевали, пели и стихи читали.
Науруз нам праздник подарил,
Науруз нас всех объединил!

Ведущий 1. Науруз – это не только праздник встречи Нового года по древнему обычаю, это праздник весны, пробуждения и обновления.

Ведущий 2. В этот день, когда природа начинает радоваться весеннему теплу, пусть радость войдет и в ваше сердце! Откройте свою душу солнцу, миру, добру, любви и красоте!

Танец с цветами.