Интегрированное занятие с элементами сюжетно-ролевой игры «Моряки» в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема недели: «Наша родина – Россия»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: формировать элементарные представления воспитанников о достопримечательностях малой Родине – городе Канске.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;
  • продолжать знакомить с достопримечательностями города Канска;
  • продолжать формирование навыка безопасного поведения на дороге;
  • формировать знания о труде водителя, знакомить с правилами поведения в автобусе;
  • формировать умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре;
  • совершенствовать умение создавать коллективный рисунок; самостоятельно подбирать цвет красок для создания общей композиции.

Развивающие:

  • развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
  • развивать навыки речевого общения;
  • развивать диалогическую речь;
  • актуализировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме: «Мой родной город»;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы;
  • развивать внимание, память, мышление, воображение;
  • развивать творческие возможности в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, игровой.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; 
  • продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, формировать опыт общения, в малых детских группах координируя свои действия с действиями партнеров; умении договориться, выслушивать своих собеседников.

Материалы к занятию: руль для автобуса; фотографии с видами города; мультимедийный проектор, игрушки для создания аварийной ситуации на дороге.

Совместная деятельность: конструирование виадука, коллективное рисование, разыгрывание ситуаций, игра малой подвижности «Переправа через реку», просмотр мультфильма «Шёл трамвай 10 номер»

Предварительная работа:

  • беседы: «Мой город», «Правила дорожного движения».
  • рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт»,  «Город Канск».
  • чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе в грамзаписи.
  •  рисунки детей на тему: «Дома бывают разные».
  • изготовление атрибутов.

Взаимодействие с семьёй:

  • экскурсии по городу;
  • рассказы родителей (о городе, о труде, где и кем работают, что делают и т. д.);
  • фотовыставка «Мой город»;
  • составление рассказов «Мой любимый город»;
  • изобразительная деятельность «Мой любимый город».
  • составление альбома «Мой город Канск».

Методические приёмы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, д/и, д/у, игровые ситуации, беседа рассуждение, беседа, физминутки, составление рассказов по опорным картинкам, объяснение воспитателя, самостоятельная творческая деятельность детей.

Методы и приемы:

наглядно-практический метод (ответы на вопросы)
словесный метод (чтение стихотворений, отгадывание загадок, ответы на вопросы)
игровой прием (двигательные упражнения)
прием эмоционального объединения детей в начале занятия (сюрпризный момент, позволил за мотивировать детей на дальнейшую деятельность, создать доброжелательную игровую атмосферу)
использование проблемных ситуаций
рефлексия (отгадывание загадки, ответы на вопросы)

НОД в старшей группе «Путешествие по городу Канску»

Презентация

№ п/п

Формы работы

Ход непосредственно образовательной деятельности

Комментарии, создание предметно-развивающей среды

І. Организационный момент.
  1. Подготовка детей к работе: психологическая подготовка детей к общению.
  2. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
1. Этюд на выразительность движений и выражение эмоции «Здравствуйте» В.: Проходите, ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поздороваемся по-волшебному – жестами.
В.: Любите ли вы сказки? Какие сказки знаете? (ответы детей).
Под музыку «» входят дети
Дети одновременно выполняют этюд на выразительность движений и выражение эмоции «Здравствуйте».
Педагог объединяет детей в круг.
2. Прослушивание музыки В.: Слышите музыку? Как красивы эти звуки! Сейчас обязательно произойдёт что-то волшебное.
Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
– Должно быть, музыка звучит из окна этого дома. Давайте постучимся.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель обращает внимание детей на экран. На экране эпизод известной сказки с закрытыми ставнями из сказки «». Дети и воспитатель имитируют стук в окно
ІІ. Подготовка детей к работе на основном этапе (Мотивационная составляющая). Обеспечение мотивации, принятие цели детьми
1. Видео-обращение Сказительница: Здравствуйте, дети! (дети отвечают)
– Я бабушка Сказительница живу в Тридесятом царстве, слушаю сказки, которые рассказывают люди и рассказываю их детям. А вы где живёте? Как называется ваш город? (дети отвечают)
– Что за город такой? Не слышала я историй о вашем городе. Знаю много сказок и историй о городах русских, людях и животных, но о вашем городе никогда не слышала, поэтому не могу придумать сказание о нём.
Где найти истории я знаю, дам вам подсказку. Вот вам волшебное зеркало оно укажет дорогу к тому месту, где на большой площади, в окружении старинных теремов голуби сбиваются в стаи, а люди весело проводят своё свободное время. Все, что найдёте по дороге – забирайте с собой. Эти находки помогут запомнить истории о вашем родном городе.
– Дети, поможем бабушке?
Отворяется окно, на экране появляется бабушка Сказочница.

Появляется слайд с изображением  зеркала, в котором изображение площади Коростелева.

ІІІ. Основной этап (усвоение представлений и способа действий).
  1. Самостоятельная  умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
  2. Индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
  3. Создание условий для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
1 Просмотр видеосюжета о железной дороге,
беседа о правилах безопасного поведения
В.: Зеркало указывает, куда нам двигаться. Вы узнаёте это место города?
Вот так препятствие на нашем пути. Что это? (железная дорога)
Осторожно – это очень опасное место. Ух! По железнодорожным путям проходят поезда с большой скоростью. Дети вы знаете как нужно вести себя рядом с железной дорогой? (ответы детей)
Правильно, здесь играть  и ходить запрещается. 
На экране появляется зеркало с фото железнодорожные пути

Видеосюжет проходящего поезда

2 Решение проблемной ситуации  В.: Железная дорога находится рядом с детским садом. Да не одна дорога, а несколько. И одновременно по ним могут проходить сразу три поезда.
Давайте оглядимся вокруг, может быть увидим что-то, что нам поможет перейти дорогу? (ответы детей)
Называется этот мост виадук.
Правильно, через железные дороги для безопасности передвижения нужно построить мост. Предлагаю вам стать строителями и построить мост через железные дороги из строительного материала, по которому можно будет дальше продолжить путь.
 

Для решения проблемной ситуации детям предлагается макет железной дороги и несколько деталей строительного конструктора.
На экране появляется фото постройки моста.

3 Конструирование «Мост» В.: Мосты строят для преодоления опасных участков. Посмотрите на этот стол, здесь макет опасного участка  железной дороги.
Мост нужно построить точно по схеме, которую вы увидите в зеркале. Давайте рассмотрим схему.
Предлагаю обсудить порядок строительства, что будем делать сначала и что потом.
С чего начнём постройку?
Мост состоит из опор, которые его удерживают высоко над землей. Опоры должны быть крепкими.
Сколько опор у моста?
Из каких деталей сделаны опоры?
Что будем строить дальше? Затем строители выкладывают автодорожное полотно, по которому будут ездить машины, автобусы.
Как автобус поднимется на высоту моста? Правильно, у моста должны быть спуск и подъем. Теперь можно начинать строительство железнодорожного моста.
Мост построен. Дальняя и долгая дорога  ожидает нас.
На память мы возьмём кусочек железной дороги.
На слайде схема моста. Дети по схеме строят мост

 

 

Воспитатель складывает «найденные» предметы в сумку.

4 Отгадывание загадки В.: Наше путешествие продолжится, если вы отгадаете загадку.
Это просто супердом
Очень много людей в нём
Обувь его резиновая,
А еда – бензиновая (Автобус)
 
5 Просмотр фрагмента мультфильма «Шёл трамвай 10 номер»

 

 Давайте посмотрим одну историю о пассажирах, которую покажет волшебное зеркало. Садитесь на стульчики и будьте очень внимательны! Фрагмент мультфильма по произведению  С.Михалкова «Шёл трамвай 10 номер» (спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
6 Обсуждение мультфильма,
Беседа о правилах поведения в общественном транспорте
Вот так история! Где происходит событие? Как называется этот вид транспорта? (трамвай)
Про кого этот мультфильм?
Почему «пассажиру Николаю ехать очень хорошо»?
Кто помог старушке?
Как и везде в автобусе необходимо соблюдать правила поведения. Скажите, что можно и чего нельзя делать в автобусе? (ответы детей)
Заходите в заднюю дверь автобуса, а выходите — в переднюю.
Не садитесь на места, предназначенные для детей и инвалидов!
Уступайте место женщинам!
Уважаемые пассажиры, не забывайте оплачивать проезд!
Рассматривание предметной картинки с изображением трамвая и автобуса.
7 Беседа В.: Все автобусы останавливаются в особом месте у дороги,  как оно называется? (автобусная остановка)
Она обозначается особым знаком (знак автобусной остановки).
Ребята, скажите, а кто водит автобус? (Водитель, шофёр)
Кого возит автобус? (Людей, пассажиров). Люди, которые едут в автобусе –  называются пассажирами, а значит транспорт, который перевозит пассажиров, называется… – пассажирский или общественный.
Дети находят знак «автобусная остановка» из многих других и воспитатель закрепляет его в особом месте.
8 Физминутка «Мы в автобусе сидим» А вот и наш автобус №3, давайте войдем в него. Садитесь на свободные места. 
В нашем автобусе хватает сидений, для всех детей. Усаживайтесь поудобней, отправляемся в путь. А чтобы было не скучно споём песенку.
Вы помните задание, которое дала нам бабушка? (воспитатель напоминает)
Звучит песенка: «В автобусе» – дети выполняют подражательные  движения сидя,  под музыку.
На слайде появляется следующий пункт назначения Предмостная площадь.
9 Беседа Мы проезжаем красивое место в городе. Какой-то странный дом. Кто там живёт? Это дом? Почему вы так думаете? Для чего оно нужно?
Это памятник – триумфальная арка. Памятники нужны для того, чтобы люди, глядя на него, вспоминали важные события. Арка была выстроена жителями города в честь приезда царя. А теперь, глядя на арку, все вспоминают о том, что когда то, здесь проезжал царь.
На слайде появляются фотографии с изображением Триумфальной арки.
10 Решение проблемной ситуации – Как вы думаете, что случилось?
– Давайте выйдем из автобуса и посмотрим.
– Что произошло?
– Кто виноват?
– Что нужно было сделать щенку перед тем, как перейти дорогу?
– Улицы большого города шумные и многолюдные. Туда-сюда снуют машины. Как же нам пройти по пешеходному переходу и не попасть под машину.
Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни,
Зеленый, желтый, красный.
– Что это такое? (Светофор)
– Как правильно проходить на светофор? (Ответы детей)
– Что нужно сделать еще, прежде чем перейти дорогу? (Ответы детей)
– Теперь переходим дорогу. Молодцы, улицу мы перешли.
Давайте научим нашего друга переходить улицу.
Дружок научился переходить улицу, а нам пора отправляться дальше. Садитесь в автобус.
Что мы возьмём с собой  «Дружка»
Раздаётся звук аварии.
Младший воспитатель оборудует предметно-развивающую среду: на фрагмент проезжей части дороги – «зебру» кладёт игрушку шенка, ставит большие автомобили в аварийную ситуацию.

 

Дети обыгрывают ситуацию безопасного поведения на дороге. Фоном звучат звуки города (движение автомобилей по дороге, шаги прохожих, чириканье птиц и т.д.)
Дети вместе со щенком переходят дорогу.

11 Беседа, рассматривание фотографий – Вы помните, куда мы едем? (ответы детей)
Зеркало показывает нам новое направление. Что это? (река Кан)
Как будем переправляться через реку?
Когда-то давно моста не было. На чём переправлялись жители города через реку как вы думаете?
С одного берега на другой была перетянута верёвка и, перебирая руками верёвку, перетягивали плот с людьми и даже лошадьми на другой берег.
В «зеркале» появляется вид реки Кан

 

 появляется старая фотография переправы через реку Кан на пароме

12 Игра малой подвижности «Перетягивание плота» Предлагаю переправиться на пароме. Жителям с одного берега реки нужно перебраться на другой берег. На реке паром перевозит людей. Паромщик подплывает к одному берегу берёт за руку первого пассажира и плывёт с ним на противоположный берег. На другом берегу второй пассажир ожидает переправы. берёт за руку второго снова. Воспитатель объясняет правила игры
13 Беседа Стоп! Осмотритесь здесь. Напомните, что мы должны найти.
Давайте поищем то, о чем рассказывала Сказительница.
Мы пришли в нужное место? Вы знаете, как называется оно? Это – площадь Коростелева.
Кто-нибудь из вас бывал здесь с родителями?
Что вы делали на площади?
На слайде появляются сюжетные фотографии с изображением житейских сцен горожан: празднование Нового Года, проводы зимы, День Победы, кормление голубей, игры в фонтанах детей, отдыхающие на скамьях.
14 Рисование «Салют» Все праздники часто заканчиваются салютом! Давайте полюбуемся на это зрелище.
Фейерверк закончился и мне хочется его увидеть снова. А вам хочется? У меня есть идея: все, что мы видели, мы сейчас нарисуем, и на память у нас в группе останется рисунок с изображением фейерверка.
Возьмите кусочек поролона макните его в краску и прижмите к листу. Если вы макнули поролон в красную краску, то ни в какую другую его макать нельзя. А если вы хотите рисовать разными цветами, что нужно сделать? (поменяться)
На слайде вспышки салюта.
Воспитатель предлагает  тонированный в цвет ночного неба лист ватмана, гуашь и кусочки поролона по количеству детей.
ІV. Итог. Рефлексия
Подведение итогов и оценка результатов. К оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
1 Двигательное упражнение Ну, что же, ребята, наше путешествие со всеми препятствиями подошло к концу и нам пора возвращаться назад в детский сад.  Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
Мы три раза хлопнем, 1, 2, 3
Мы три раза топнем, 1, 2, 3
Обернемся 1, 2, 3
В детский сад скорей иди!

Вот мы и оказались снова в детском саду!
Давайте, достанем наши находки и вспомним путешествие.

 

Дети встают в круг
Воспитатель, читая детям, стихотворение осуществляет показ движений, а дети повторяют, имитируя действия воспитателя

Дети рассказывают о том, что напоминают им находки.