Открытый урок по теме «Тепловые машины» в технологии РКМЧП. 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели урока:

  • подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению  уже известной и  новой информации;
  • ознакомить с типами, назначении, принципах работы, особенностях, коэффициенте полезного действия, технологичности, перспективах применения, экологичности тепловых машин.

Задачи урока:

  • Образовательные: изучить типы, назначение, особенности  тепловых машин
  • Развивающие: развивать умение связно и логично излагать свои мысли,    классифицировать,  сравнивать и анализировать, задавать вопросы, развивать коммуникативные навыки в процессе работы в группе, систематизировать изученный материал с помощью кластеров.
  • Воспитывающие: показать значение, экологичность  тепловых машин

Урок – это структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели и задачи.

Работа выполняется учениками индивидуально, а также в парах и группах.

Урок направлен на достижение  следующих образовательных результатов:

– умение работать с информационным потоком;
– пользоваться различными способами интегрирования информации;
– задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
– решать проблемы;
– вырабатывать собственное мнение;
– выражать свои мысли;
– аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
– способность самостоятельно заниматься своим обучением;
– участвовать в совместном принятии решения;
– умение сотрудничать и работать в группе .

Урок, проводимый  по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.

Подготовительный этап

Подготовить домашнее задание к данному уроку:

прочитать в учебнике или в дополнительной литературе материал о тепловых машинах и выписать данные о типе, назначении, принципах работы, особенностях, коэффициенте полезного действия, технологичности, перспективах применения, экологичности.

Стадия вызова

Эта стадия позволяет:

– актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или – проблеме;
– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
– сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
– побудить ученика к активной работе на уроке.
Демонстрируется презентация о видах тепловых машин с кратким описанием. Это машины Папена, Севери, Ньюкомена, Уатта, Лебона, Ленуара, Отто, Бо де Роша, Даймлера, Дизеля, Ванкеля, газотурбинные двигатели, водородные двигатели.

Стадия осмысления

Эта стадия позволяет ученику:

– получить новую информацию, осмыслить ее;
– соотнести с уже имеющимися знаниями;
– искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Класс делится на группы.

Участникам раздаются текстовые материалы о различных типах тепловых машин.
Происходит работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями ученика: маркировкой с использованием значков "v", "+", "–", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа),  поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и др. В результате этого ученики получают новую информацию, соотносят новые и имеющиеся знания, систематизируют полученные данные.

Каждая  группа  анализирует  параметры, характеристики, свойства тепловых  машин.
На данном этапе используются такие приемы технологии РКМЧП, как:

– чтение текста с выделением ключевых слов;
– маркировка текста;
– создание кластеров.

Условные обозначения при работе с текстом:

v – знаю, думаю, что знаю;
+  – новая информация;
–   – думаю иначе;
?   – сомнительная информация.

Прием «Кластер» («пучок», «гроздь»). Нужен для обобщения и систематизации информации.

Стадия рефлексии

На  стадии  рефлексии  учащиеся обращаются к первоначальным записям и
предположениям, дополняют их, выполняют исследовательские, творческие задания на основе изученного материала, обобщают и систематизируют изученный материал.
Поочередно учащиеся выходят к доске и обобщают полученную информацию по типу машин, подводя итоги, предлагая свой варианты их дальнейшего развития.

Общие выводы

Водородными двигателями активно занимаются крупнейшие немецкие, японские, американские и др. автомобильные компании. Водородный двигатель представил и АвтоВАЗ. Подобные двигатели находят поддержку у правительств: США выделяет на разработку миллиард долларов, президент нашей страны делает громкое заявление о поддержке водородной энергетики, «Единая Россия» добивается выделения из бюджета миллиарда рублей.
Основная проблема водородного двигателя состоит в том, что добывать водород в природе невозможно – его приходится получать электролизом воды, или переработкой природных углеводородов, все равно, сжигая при этом нефть, газ, уголь или уран. Таким образом, водород является не топливом, а лишь аккумулятором энергии.
Кроме того, по различным оценкам, на сегодняшний день суммарная мощность всех автомобилей в десятки раз превосходит суммарную мощность всех электростанций, а электростанции и так не всегда справляются с возрастающей нагрузкой (вспомним недавние отключения в Москве, Владивостоке, США…). Если учесть, что на ввод в строй только одной электростанции нужно (при полном финансировании) 3-5 лет, то становится очевидно, что массовый переход транспорта на водород в обозримой перспективе невозможен в принципе.

Оценка деятельности учащихся

Учитель по результатам работы учащихся оглашает оценки за урок.

Домашнее задание

На электронную доску выводится домашнее задание на расчет КПД теплового двигателя.
В работе использованы материалы Википедии.