«Разряды имен прилагательных по значению». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее – УУД) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает: 

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов.

Технологическая карта позволит учителю: 

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования. 

   Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
    Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. 

План-конспект урока русского языка

Тема: Разряды имен прилагательных по значению.

Класс:  6

Тип урока: комбинированный с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов.

Цель: сформировать умение распознавать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные  по характерным признакам части речи.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать сведения об  имени  прилагательном.
  • На основе изученного материала углубить  представление о морфологических признаках прилагательного.
  • Формировать умение группировать имена прилагательные  по лексико-грамматическим  признакам.
  • Совершенствовать навыки правописания и  употребления прилагательных в речи.
  • Развивать коммуникативные навыки.

Основное содержание темы, термины и понятия:

  • Общекатегориальное значение имен прилагательных.
  •  Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные прилагательные.
  •  Лексико-грамматические  признаки прилагательных.
  • Особенности использования имен прилагательных в речи.

Планируемые результаты

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к  обучению.
  • развивать интерес к изучению русского  языка.
  • формировать интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждение, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы).

Метапредметные:

Умение:

  • структурировать материал; сжато воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
  • уметь работать с различными источниками информации,  включая электронные;
  • видеть взаимосвязи русского языка и  литературы;
  • видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать,  давать определения понятиям;
  • применять полученные знания, умения, навыки  на  межпредметном  уровне;
  • работать совместно в атмосфере  сотрудничества.

Предметные:

Умение:

  • группировать имена прилагательные по лексико-грамматическим признакам;
  • проводить морфологический разбор прилагательных;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать языковую интуицию.

Межпредметные связи:

  • Литература.
  •  Изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  интерактивная доска, ноутбуки.

Использованная литература:

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского Издательство: Экслибрис-Пресс Год: 1997.
  2. Егорова Н.В. "Уроки русского языка в 6 классе", М.: "Вако", 2014.
  3. Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6  класс.
  4. Данилюк А. Я. Кондаков,  А. М. ,  Тишков В. А.  Стандарты второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.
  5. Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. М.: «Просвещение», 2014.
  6.  «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». М.: «Просвещение», 2010.
  7. «Фундаментальное ядро содержания общего образования»/под ред. В.В. Козлова,  А.М. Кондакова.  М.: «Просвещение», 2011.
  8. Курошина  Л.Н. Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации Стандартов второго поколения. http://do.gendocs.ru
  9. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Русский язык. 5-11. Пособие для учителей общеобразовательных школ. М: БизнесМеридиан. 2011.

Информационно-образовательные ресурсы:

1. Коллекция Федерального центра информационных  ресурсов. http://fcior.edu.ru
2. Сеть творческих учителей.  http://www.it-n.ru/
3. Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. http://pedsovet.org/
4. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". https://urok.1sept.ru/
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
6. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества: http://www.openclass.ru/

Интернет-источники:

Имя прилагательное. Значение прилагательного в речи. Интерактивный текст. Стихотворение С. Есенина "Береза". http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea147-0a01-00ee-0050-9df87f83bbc0/%5BRUS5_005%5D_%5BIM_143%5D.swf  
Разряды прилагательных по значению. Мультимедийный урок.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ccfd5433-232c-4e88-b1aff3a466d84722/view/
Качественные прилагательные. Интерактивная таблица.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395ea4-0a01-0355-01adbfde7876b4f2/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_271%5D.swf
Относительные прилагательные. Интерактивная таблица.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395eaf-0a01-0355-000c-4cee7e599431/%5BRUS6_099%5D_%5BIA_273%5D.swf
Переход прилагательных из разряда в разряд. Мультимедийный урок.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/38c26e7a-3f35-4dc2-b5e6-5b8f8248106a/view/
Переход прилагательных из разряда в разряд. Коллекция интерактивных рисунков.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b2c0-0a01-0355-008de97269b785e5/index_listing.html
Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий. Тест.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a39b351-0a01-0355-0065-1e95d95eae5f/index_listing.html
Относительные прилагательные. Тест. Электронное задание.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4b79f4af-8405-4d6a-a8c9-003ea579ddf8/index_listing.html  
Качественные прилагательные. Электронное задание. Тест.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6e9a1b7-5798-46cf-876c-729db6c709e0/index_listing.html
Переход прилагательных из разряда в разряд. Учебный словарь.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a395c0b-0a01-0355-006c-9ec6d1bd3080/%5BRUS6_099%5D_%5BTD_283%5D.htm
Разряды прилагательных. Презентация. http://www.rusedu.ru/detail_12221.html

Приложение 1