«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих». 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


УМК «Перспектива»

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:

  • выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода единственного числа имени существительного путём исследовательской работы учащихся;
  • формировать умение различать слова мужского и женского рода;
  • воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать самостоятельность, творческую активность;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные:
    • оценивать ход и результат выполнения задания;
    • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
    • корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
  • Познавательные:
    • общеучебные:
      • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
      • логические:
      • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
    • логические:
      • устанавливать причинно-следственные связи;
      • строить логические цепи рассуждений;
    • постановка и решение проблем:
      • самостоятельно искать способ решения проблемы.
  • Коммуникативные:
    • уметь работать в парах;
    • внимательно слушать друг друга;
    • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  • воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
  • знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;
  • находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, обогащать речь детей.

Работа с информацией:

  • воспроизведение, работа с учебным материалом;
  • искать и выделять необходимую информацию.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя

– Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем слушать, рассуждать, 
И друг другу помогать.

– Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что урок принесет вам радость нового открытия.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания

– Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, послушайте загадку:

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную  читать. (Буква мягкий знак.)

– Напишите по образцу букву и ее соединения, предложение.
При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.
Не забывайте о правильной посадке при письме.

ь ььь ь ьььньнья ль лье пь пью
Лось – самый крупный в лесу зверь семейства оленьих.

– Что вы знаете о лосе? Расскажите. (Большой лесной зверь. Ест траву и ветки…)

– Послушайте интересные факты (подготовленные учащиеся):

1) У лосей чрезвычайно чувствительные носы. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику.
2) Лоси могут достигать скорости до 56 километров в час.
3) Они отлично плавают, причём могут плыть со скоростью до 10 километров в час – неплохо для существа с четырьмя ногами. Лоси могут даже нырять и задерживать дыхание до 30 секунд.

3. Актуализация опорных знаний и способов действий

– Объясните роль «ь знака» в словах лось? зверь?(Обозначает мягкость предыдущего согласного.)

– Какова роль мягкого знака в слове оленьи?(Является разделительным мягким знаком.)

– Назовите согласные шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч’], [щ’])

– Что вы можете сказать о них? (Согласные, шипящие, [ж], [ш] – всегда твердые; [ч’], [щ’] – всегда мягкие.)

– Расскажите, как определить род имени существительного.

– Верно ли, что слова «мышь», «стриж», «сыч» – имена существительные женского рода, которые оканчиваются на шипящий звук? Обоснуйте своё мнение.
(Ответы детей.)

4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

На доске: Малыш, мышь, грач, дочь, плащ, помощь.

– Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Это имена существительные. На конце слов слышится шипящий согласный звук.)

– Запишите слова в два столбика.

Проверка:

– По каким признакам распределили слова? (Слова с «ь» на конце после шипящего, и слова без «ь»; имена существительные женского и мужского рода)

– Почему в написании слова мышь есть «ь», а в слове малыш нет «ь»? (Аналогично:  грач – дочь, плащ – помощь)

– Какая проблема появилась? (Почему на конце после шипящих в одних именах существительных пишется «ь», а в других – нет?)

– Сформулируйте тему урока. («ь» на конце имён существительных после шипящих.)

– Сформулируйте учебную задачу. (Будем учиться писать имена существительные с шипящими на конце с «ь» и без «ь».)

– Возьмите листочки и запишите, чему хотели бы научиться на уроке (фразу-конструкт).

5. Открытие «нового» знания (решение проблемы)

– Проведём исследование над словами, используя алгоритм. Вывод сделайте  в виде схемы. Обратите внимание на значок, как будете работать? (В паре.)

Алгоритм исследования:

1. Прочитайте слово.
2. Определите часть речи.
3. Определите род имён существительных.
4. Какие звуки слышатся на конце слова?
5. Определите, на какие группы можно распределить слова?
6. Запишите слова, распределив их в группы.
7. Чем отличаются написания слов в группах.
8. Сделайте вывод. Сформулируйте правило.
9. Сравни свой вывод с другими парами.

Слова на карточках: мяч, речь, ключ, лещ, вещь, молодёжь, карандаш, уж, ночь.

– Сравним результаты исследования.

– Выполните схему на доске (У интерактивной доски работает пара).

– Откройте учебник стр. 13, рубрика «Узелки на память».

– Прочитайте правило и сравните его с нашим выводом.

– Послушайте профессора Ивана Ивановича Самоварова и заметьте, что нового вы услышали в правиле. (Диск, часть 1, 2).

– Что вы заметили? Дополним схему.

– Расскажите правило друг другу в паре, не забудьте про важное дополнение.

– О какой роли мягкого знака в словах вы узнали? (В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих [ж], [ш], [ч’], [щ’] пишется «ь», который указывает на женский род имени существительного в единственном числе.)

6. Первичное закрепление. Комментированное выполнение типового упражнения

– Выполним задание, которое предлагает Умный совёнок, но сначала объясните значение слова тушь.

– Обратимся к словарю. (Один из учащихся находит слово в Толковом словаре, читает.)

На слайде:

Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.
Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма.
Тушь – косметическое средство.

– Выполните задание с комментированием в парах.

 (Распредели слова на две колонки. В первую перенеси те, на конце которых пишется мягкий знак (ь), во вторую – те, в которых мягкий знак (ь) не пишется.
Слова: багаж, горечь, чиж, тушь, фарш, печь, пляж, врач, дочь, корж, дрожь.)

– Проверим. (Пара учащихся  у доски распределяет слова на две колонки с комментированием.)

– Какое значение имеет слово тушь в упражнении? (Устойчивая краска для черчения, рисования, письма; косметическое средство.)

– Подумайте, можно ли утверждать, что «Ь» знак обозначает мягкость шипящих на конце существительных женского рода? Обоснуйте своё мнение.

 – Какое правило использовали при выполнении задания?

– Что обозначает слово чиж? (Чиж – это птица.)

– Что вы знаете о чиже?

– Вот послушайте.

Подготовленный учащийся:

Чиж является одной из любимых певчих птиц человека.
Пение чижа состоит, как из собственных его трелей, так и подражания другим птицам (преимущественно синицам). Чиж  водится во всех лесах Европы и Азии и отдает предпочтение хвойным и смешанным лесам. Чижи — птицы перелетные.

– Писатели в своих литературных произведениях тоже рассказывают о чиже. У Льва Николаевича Толстого есть рассказ «Чиж», а Иван Андреевич Крылов написал басню «Чиж и голубь».

Физминутка

– Давайте отдохнём. Встаньте удобно у стола.

– Если в слове надо писать «ь» знак, поставьте руки на пояс и идите на месте, если нет – ставьте руки в стороны.

Учитель называет слова: шалаш, ложь, грач, глушь, морж, сторож, рожь, чиж.

– Молодцы!

– А знаете ли вы, что в нашем городе тоже живёт чиж? Что вы об этом знаете? (Ответы детей.)

– В нашем городе есть памятник, который называется Чижик-пыжик.

Подготовленный учащийся:

1. Памятник Чижику-пыжику на Фонтанке – один из самых маленьких в городе: его размер всего 11 сантиметров, а вес его – 5 килограмм. Авторы скульптуры – архитектор Вячеслав Бухаев и грузинский режиссер, сценарист и скульптор Резо Габриадзе.
2. Существует мнение, что создатель этой скульптуры назвал её так, потому что форма студентов Императорского училища правоведения своим цветом напоминала окрас чижей, а пыжик потому, что студенты носили пыжиковые шапки.
3. Существует ещё и народное поверие, что эта статуя исполняет желания. Чтобы желание исполнилось – нужно попасть монеткой в чижа так, чтобы после отскока она осталась на постаменте.

7. Организация самостоятельной  работы с самопроверкой в классе

– А теперь возьмите карточку. На карточке два варианта задания. Выберите задание по своим силам, выполните.

(Самостоятельное выполнение. Самоконтроль.)

– Возьмите в конверте лист самоконтроля и проверьте свою работу.

Карточка:

1 вариант

Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим звуком на конце, напишите его и определите род:

Мелкие предметы — … ,
сильный вихрь — … ,
горький вкус — … ,
суп со свёклой и овощами — … ,
дикие птицы, на которых охотятся — … ,
маленькая лесная певчая птичка — … .
Слова для справок: борщ…, гореч…, дич…, мелоч…, смерч..., чиж… .

2 вариант

Вставьте мягкий знак, где это необходимо (определите род имени существительного). Подберите к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания.

Гараж.., молодёж.., ткач.., этаж.., ёж.., уж.., борщ.., плащ.., обруч.., луч.., богач.., циркач.., лож.., врач.., силач.., трубач.., гореч.. .

Лист самоконтроля:

1 вариант

Мелкие предметы — мелочь (ж.р.),
сильный вихрь — смерч (м.р.),
горький вкус — горечь (ж.р.),
суп со свёклой и овощами — борщ (ж.р.),
дикие птицы, на которых охотятся — дичь (ж.р.),
маленькая лесная певчая птичка — чиж (м.р.).

2 вариант

Крепкий гараж (м.р.), талантливая молодёжь (ж.р.), умелый ткач (м.р.), последний этаж (м.р.), хлопотливый ёж (м.р.), быстрый уж (м.р.), вкусный борщ (м.р.), осенний плащ (м.р.), красный обруч (м.р.), тёплый луч (м.р.), щедрый богач (м.р.), ловкий циркач (м.р.), вредная ложь (ж.р.), добрый врач (м.р.), высокий силач (м.р.),весёлый трубач (м.р.), полезная горечь (ж.р.). )

– Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло?

– У кого были ошибки? Какие затруднения у вас были? Почему?

(Если позволяет время на уроке для учащихся, быстро справившихся с заданием.)

Деформированные предложения.

Берег, я, шалаш(?), на, поставил. Была, ноч(?),звёздная. Луч(?), разбудил, утром, солнца, меня. Я, удоч(?)ка, сел, берег, и, закинул, на. Лещ(?), ёрш(?), попались, щука, и.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Вспомните всё, что мы делали на уроке и подведите итог своей деятельности.
– Узнали ли вы что-либо новое?
– Какое правило вывели сегодня на уроке?
– Приведите примеры.
– Что повторили?
– Какие задания вам было легко выполнять?
– Что было трудно?
– Был ли урок  интересен? Полезен?
– Письменно выполните самоанализ и самооценку.

Допишите предложение:

На уроке по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» я

– узнал(а) …,
–  понял(а) …,
– научился (лась) … .

Закончите предложение:

Я … (очень, не очень) доволен(льна) работой на уроке, когда работал(а)…(сам(а), с помощью одноклассников, учителя), потому что выполнил(а) работу …(правильно, неправильно, красиво, некрасиво, с ошибками, без ошибок).

8. Домашнее задание

– Предлагаю 3 варианта на выбор для выполнения домашнего задания.
Возьмите карточку, прочтите задания. Всё ли понятно?

Карточка:

1 вариант

Допиши, если необходимо, ь.
В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркни его, объясни свой выбор.

ноч   чиж   манеж   морж
пейзаж   экипаж   ландыш   дич
ключ   реч   рож   мелоч
помощ   чертёж   гуляш   москвич
полноч   королевич   нож   марш
дрож   камыш   вещ   тиш

2 вариант

Выпиши из рассказа имена существительные с шипящим на конце в два столбика.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.

3 вариант. 

Составьте небольшой рассказ, используя данные слова и словосочетания: ночь в лесу, дальний поход; ключ, шалаш, вещь, рожь, плащ, луч.

 9. Организованное окончание урока

– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение – вопрос.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова?
ДА!

– Урок окончен. До свидания.

Литература:

Интернет-ресурсы: