Урок математики «Число 6. Цифра 6». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить с составом числа шесть, написание цифры 6.

Задачи.

  • Систематизировать знания о цифре 6 и её составе.
  • Закреплять умения складывать и вычитать при помощи числового отрезка.
  • Развитие познавательных способностей: память, мышление, внимание.
  • Воспитывать умение работать  в парах.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные УУД:  обозначать изученные числа цифрами; рассмотреть связанные с составом натурального числа случаи сложения и вычитания.

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Мотивация Оргмомент. – Чем вы хотите удивить народ на уроке математике?
– Для чего вы учите математику?
– Очень ли важен урок математики?
Успехов Вам!
   
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие – Вспомните наше путешествие по числовому отрезку.
– На какой станции мы остановились?
– Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку?
– Для чего?
– Но для того, чтобы узнать новое необходимо повторить то, что мы уже знаем.
– Приготовьте карточки.
– Я задумала число, если к этому числу прибавить 1, то получится 4. Какое число задумала?
– Уменьшите это число на 2
– покажите следующее число  за числом 3.
– Как получить следующее число? (+ 1)
– Назовите соседей числа 4.
– Составьте числовое  выражение.
– Что вас удивило?
– Как быть?

На станции 5
Стоит













5 + 1 = ?







У детей карточки.







на доске запись:
3 + 2
1 + 4
2 + 2
5 + 1
3. Постановка проблемы – Почему здесь возникло затруднение?
– А можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?

– А ещё?
– Почему не смогли воспользоваться домиком?
Таких соседей нет ни в одном домике.
На нашем числовом отрезке нет числа шесть, значит надо найти место числу шесть на числовом отрезке.
Не умеем записывать цифру 6.
Такого домика нет. Надо познакомиться с составом числа шесть.
 
Физминутка      
4. Построение проекта выхода из затруднения Составим план на данный урок.
– Не умеем записывать цифру 6. Надо научиться писать цифру 6)
– Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку?
(надо найти место числу шесть  на числовом отрезке )
– Почему не смогли воспользоваться домиком? (Такого “домика” нет, надо познакомиться с составом числа 6.
– Что в нашей жизни связано с числом шесть?
– Что в жизни бывает только 6?

Презентация. Слайд

  1. Цифра 6.
  2. Место на числовом отрезке.
  3. Состав числа шесть.





6 материков, 6 ног у насекомых

 
5. Реализация построенного проекта

 

 

 

Открытие нового знания и формулирование темы урока.

– Давайте посмотрим на поставленные цели? Что предстоит выполнить вначале?

Знакомство с цифрой 6
Кирилл покажет фокус.

– Какая это цифра?

Это цифра – акробатка:
То шестёрка, то девятка.

– На что похожа цифра?
– Из каких элементов состоит цифра?

Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляя ее влево немного выше середины клетки.

Нет углов у цифры шесть,
Лишь дуга с кружочком есть.
Ты с дуги писать начни,
И кружочком оберни.
Цифру шесть писать легко:
Ни штришков, ни уголков!
За рукой своей следи,
Плавно линию веди!

– Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру .
– А теперь в тетрадях научимся писать цифру 6

– Первый пункт мы выполнили? Научились писать цифру 6? Для чего научились?
– Переходим ко второму пункту: найти место на числовом отрезке.
– Чтобы найти место числу 6 на числовом отрезке, надо к 5 прибавить 1.
– Назовите предыдущее число числа 6.
Заселяем дом.
– Какой следующий пункт плана?

Работа в парах.
– Для данной работы приготовьте 6 кружков. Как можно разложить данные кружки. Результаты проговариваются в громкой речи и “заселяется домик № 6”
Аналогично работают с остальными вариантами.

Научиться писать









Полуовала

 

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

Теперь сможем не только считать до 6, но записывать числа до 6.
Стрелочкой на числ.отр. показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 6.


Состав числа.


(Вначале положим один кружок выше и пересчитаем, сколько осталось во втором ряду, получили 1 да 5, значит, на первом этаже находятся жители 1 и 5, следовательно, 6 – это 1 и 5) (Дети работают на доске и на партах).














Показ цифры 6.


















Листочки с точками
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – Какую работу мы выполнили?
– Для чего необходимо знать состав числа?
– Значит, состав числа нужно быстрее выучить наизусть. Для этого мы ещё раз с помощью выражений вслух проговорим состав числа и заселим жильцов в “домик” № 6.
– Все ли поставленные цели мы выполнили?
Обращаясь к целям урока:
– Писать цифру научились?
– На числовом отрезке нашли место числу 6?
– С составом числа 6 поработали?
– Чем необходимо заняться теперь?
– Верно. Чтобы быстрей и лучше запомнить состав числа 6, давайте решим следующее задание
Посмотрим, какое задание нам предлагает учебник.

Составить равенства к 1 рисунку. 1 ученик у доски.

Познакомились с составом числа.
Чтобы быстро решать примеры.









Открыли число 6?
Работа в парах. На каждой парте – «домик», которое они заполняют.
1 пара у доски

1 и 5
2 и 4
3 и 3

 

 
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке – Вспомните, какой была тема нашего урока?
– Чему мы хотели научиться?
– Нам это удалось? (Да.)
–  Какое задание было трудное?
– О чём хотели бы вы рассказать родителям?


Да
Изучить число шесть  и научиться писать цифру 6.