Сценарий логопедического праздника «Праздник красивой и правильной речи»

Разделы: Логопедия


Оборудование: Шапочки с буквами С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р; карточки слов с пропущенными буквами, рисунки к данным словам; медали за конкурс «Лучший скороговорщик».

ХОД ПРАЗДНИКА

Логопед. Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые, сегодня у нас праздник. Ребята на логопедических занятиях обучались красивой и правильной речи, составлению рассказов, узнавали всё больше новых слов и теперь они покажут гостям, чему научились. Итак, праздник начинаем с парада!

Парад букв. У каждого ребёнка на голове шапочка с буквой, про которую он читает стихотворение.

Логопед. Вот уж буквы стали в ряд, начинается парад!

Буква С:

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

Буква З:

Завиток на завиток,
Закрывается замок,
Заинька морковь грызёт,
В зарослях змея ползёт.

Буква Ц:

Есть Ц в кольце, овце и огурце,
В крыльце, пыльце и танце.

Буква Ш:

Шпалы, шашлыки, шалаш –
Буква Ш – любимец наш!

Буква Ж:

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж.

Буква Ч:

Послушайте, здесь всё на Ч:
«Четыре чёрненьких
Чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж».

Буква Щ:

Щёткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.

Буква Л:

Л немного инвалид –
Ножка левая болит.

Буква Р:

Буква Р согнула ручку –
Не пройтись ли нам под ручку?

Логопед. К нам пришли наши любимые буквы. Давайте послушаем о чём они говорят.
Буквы С, З, Ц. (хором). Мы обозначаем свистящие звуки.
Буква С. Я немножко глуховат. У меня есть твёрдый и мягкий брат. Я люблю посвистеть в словах – послушайте: соска, сосна, пылесос, насос и просто СОС!
Буква З. А я звонкая, задорная. У меня есть тоже твёрдый и мягкий брат. Я люблю в словах звенеть – задорно, задиристо, звонко, заливисто!
Буква Ц. Я тоже глуховат и всегда твёрдый. Послушайте: «Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул: «Цыц! Цирк с циркачами в центре!»»
Все буквы. Мы думаем, что мы самые главные для ребят!
Буквы Ш, Ж, Ч, Щ. А мы живём в домике для шипящих.
Буква Ш. Я глухой.
Буква Ж. А я звонкий брат.
Буквы Ш и Ж. Мы очень твёрдые и сердитые.
Буква Ш. Мы шипим в словах: шапка, шлюпка, шишки, ель… Ну, это шутка.
Буква Ж. И жужжим: жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух!
Буквы Ч и Щ (вместе). Мы обе глухие и мягкие всегда.
Буква Ч. Мы добрые и любим чудесные слова.
Буква Щ. Щекочущие и счастливые – чудо, щётка, щёчка, плащ, угощенье и калач!
Буквы Ш, Ж, Ч, Щ (вместе). Мы – шипящие – самые необходимые!
Буквы Л и Р. А мы зовёмся сонорами и обозначаем четыре звука: [р], [р`] – твёрдый и мягкий; [л], [л`] – твёрдый и мягкий.
Буквы Л и Р. Мы очень любим веселиться, поэтому мы звонкие.
Буква Р. Я люблю рычать как тигр!
Буква Л. А я песенки люблю, их вам срочно пропою: ла-ла-ла-ла, ля-ля-ля-ля…
Буква Л и Р. Без нас ребятам совсем никак! Мы – главные!
Логопед. Не спорьте, пожалуйста! А о чём это они говорили?
Дети. О звуках.
Логопед. Да, как раз произношение этих звуков и освоили мальчишки и девчонки на наших логопедических занятиях. Не волнуйтесь, звуки, ребята вас полюбили! Правда, ребята?

Подвижная игра «Найди свой домики» – детям раздаются шапочки с обозначением звуков мягких и твёрдых согласных (синий и зелёный цвет) и гласных звуков (красный цвет). Под музыку дети разбегаются по залу, по окончании музыки бегут каждый к своему домику.

Логопед. Сейчас наши ребята расскажут вам шуточную историю

Три ребёнка рассказывают историю.

1. Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша,
Не гречневая каша, не рисовая каша,
Не манка, не овсянка на сладком молоке.
С утра во рту у Саши,
Слова простые наши,
Слова простые наши, на русском языке.

2. И то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно – как люди говорят,
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может.
Произнесёт словечко – и сам тому не рад.
Он скажет: «до свиданья», а слышится «до зданья».
Он спросит: «Где калоши?», а слышится «это лошадь?».

3. Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то, а он бежит спасать.
Он может, но не хочет за речью проследить.
Нам нужен переводчик – его переводить.

Все вместе:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Логопед. Очень интересно рассказали нам ребята про Сашу. А что помогло вам овладеть звуками?
Дети. Артикуляционная гимнастика, упражнения, стихи, скороговорки.
Логопед. Давайте послушаем, как вы говорите. Умеете ли вы сказать чётко, ясно, красиво? Объявляю конкурс «Самый лучший скороговорщик».

Участвуют три ребёнка – в конце выдаются медали – «Бронзовый скороговорщик», «Серебряный скороговорщик», «Золотой скороговорщик».

Логопед. Ребята, вы никого новенького в зале не видите? Посмотрите хорошенько. К нам гостья пришла, но она в шапке-невидимке, встречается во многих русских народных сказках. Он красива, умна, хитра, находчива. У неё богатая шуба, длинный пушистый хвост… Угадайте, кто это?
Дети. Это лиса!
Логопед. Лисонька, появись. Ребята тебя узнали!
Лиса. Я лисонька-лиса, всему лесу краса, шуба пушистая, хвост золотистый. Дети отгадайте, в какой сказке я дружно живу и ни с кем не сорюсь? А в какой сказке я всех пугаю? Из какой сказки слова «Битый небитого везёт»? Какую песенку я пою в сказке «Кот, петух и лиса»?

Объявляется игра «Чья у зверя голова?». Подскажи скорей слова. (игра с мячом)
У лисы голова лисья, а у зайца – …(заячья), у медведя – …(медвежья), у белки – …(беличья), у волка – …(волчья), у птицы – …(птичья), у рыбы – …(рыбья), у собаки – …(собачья)

Логопед. Хорошо потрудились. А теперь, дорогая Лиса, отдохни и послушай, наши ребята исполнят озорные частушки.

Ребята исполняют частушки

Не понять нам нашу Дашу
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов –
Это каша-то из слов.

Любит буква р тигрёнка
С детства он её рычит.
Любит буква р рыбёшку:
Лучше всех её … молчит.

Букву р наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить –
Р поможет мне учить.

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу.
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими языками.

Должен каждый офицер
Говорить отлично р,
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

Это пели мы любя,
Про тебя и про себя.
Если ты себя узнал,
Значит, труд наш не пропал.

Логопед. Пока мы пели. Слова наши растерялись. Предлагаем вам подсказать словечко.

Игра «Подскажи словечко»

Р: Ра-ра-ра – дым поднялся от … (костра).
Ра-ра-ра – у сластён в зубах … (дыра).

Л: Ла-ла-ла – есть у птицы два … (крыла).

Лиса: А можно я тоже поиграю?
Ба-ба-ба – у верблюда два … (горба).
Га-га-га – в ступе бабушка … (яга).

Ч: Ча-ча-ча – птицы не черней … (грача).
Чу-чу-чу – свет потух – возьми … (свечу).

Щ: Щи- щи-щи – в дождь наденем мы … (плащи).

Ш: Ша-ша-ша – с ложки свесилась … (лапша).

Ж: Жу-жу-жу – волк не страшен лишь … (ежу).

Ц: Це-це-це – смерть Кощеева в … (яйце).
Ца-ца-ца – птица вывела … (птенца).

Р’: Ри-ри-ри – Рита пускает …(пузыри).
Рю-рю-рю – я отлично … (говорю).

Логопед. Молодцы ребята, весело играли, верно отвечали. Мы надеемся, вы поняли, как важно говорить правильно и понятно. Нужно бережно общаться со словами, не искажать их. Любите русский язык, слушайте красивую речь и сами говорите только хорошие и понятные слова.