Урок на тему «Былина». 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Цели урока:

  • Образовательная: формирование знаний  о русском народном музыкальном творчестве, познакомиться с жанром “былина”, сравнение былины с русской народной песней.
  • Развивающая: развивать память, слух, внимание, тембровый слух, ритм, общеучебные навыки.
  • Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, слушательскую культуру, расширять музыкальный кругозор.

Задачи: формировать универсальные учебные действия для 3 классов на основе ФГОС, таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.

Вспомогательный материал: Рабочая тетрадь по музыке 3 класс по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой – стр.14-15.

Музыка:

  • “Былина о Добрыне Никитиче” (“То не белая береза к земле клонится…”)
  • РНП “Во поле береза стояла…” (хоровое исполнение)
  • Песня Баяна “Дела давно минувших дней…” из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”

Видео:

  • Отрывок из фильма-сказки “Садко” сцена Садко в морском царстве.
  • Слайды: К.Васильев “Бой Добрыни со Змеем”, иллюстрации Садко и Баяна.

ХОД УРОКА

Презентация, слайд 2

Педагог:  Здравствуйте, ребята!  Посмотрите внимательно на слад, там изображены репродукции картин В.Васнецова про богатырей.  А кто такие богатыри и откуда мы про них знаем?
Ученики: Богатыри, это герой русских былин, они совершали подвиги и обладали огромной силой.

Слайд 3

П:  Правильно. Это народные герои земли Русской. Про них в старину народные певцы-сказители складывали былины и исполняли их под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое повествование. Сейчас же мы ошибочно считаем, что былина это сугубо литературный жанр. Нам кажется, что их прежде всего записывали, а потом певцы-сказители брали готовый текст и под музыку распевали. На самом деле этому делу обучались и передавалось оно из поколения в поколение, певцы-сказители были своего рода современными импровизаторами и находу могли сочинять былины.
Давайте с вами запишем определение жанра былины. Былина – древний жанр русского песенного фольклора. А что такое фольклор?

У: Фольклор – это устное народное творчество.

Слайд 4

П: Из глубины веков дошла до нас “Былина о Добрыне Никитиче”.  Сейчас мы с вами послушаем ее в исполнении хора.

(Слушанье музыки)

– О чем эта былина? В чем ее смысл?

У: О том, что Добрыня Никитич пришел к родной матушке просить благословения на войну.

П: Давайте сейчас с вами попробуем вместе с хором спеть эту былину.

(Пение)

Слайды 5, 6

– Ребята, давайте с вами попытаемся сравнить былину с РНП. Всем нам известна песня “Во поле береза стояла…” сейчас мы с вами послушаем ее в исполнении хора.

(Слушанье музыки)

П: Что общего между РНП и былиной?
У: Есть мелодия, много куплетов.
П: А в чем отличия?
У: РНП пелись не под гусли, в основном они пелись без сопровождения.
П: Давайте с вами вспомним с какими народными певцами-сказителями мы с вами уже встречались на уроках?  Мы с вами знаем, что они исполняли былины под аккомпанемент гуслей.
У: На гуслях играли Садко и Баян.
П: Кто из композиторов был сказочником? Кто написал оперы «Снегурочка» и «Садко»?
У: Н. А. Римский­Корсаков.
П: А кто использовал персонажа Баяна в своей опере «Руслан и Людмила»?
У: М. И. Глинка.
П: Давайте посмотрим отрывок из фильма про Садко и вспомним эпизод разговора Садко с Морским царем.

(Просмотр видеоотрывка)

– Ребята, кто помнит как выглядит инструмент домра? Это инструмент народного или симфонического оркестра?
У: Народного.
П: Ребята давайте посмотрим на экран и рассмотрим домру повнимательнее.

Слайд 7

П: А теперь  послушаем песню Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Слайд 8

(Слушание музыки)

– О чем поет Баян?
У: Это начало оперы. Баян открывает действо, говорит вступительное слово.
П: А теперь разделимся на группы, чтобы побыть самим певцами сказителями. Три ряда – три группы. (На текст из учебника о Добрыне Никитиче). Мы знаем, что мелодия состоит из нескольких нот, она не торопливая, неспешная, величавая.

Дается время на придумывание. Затем исполнение.

П: А теперь откроем рабочую тетрадь на странице 14-15 и сделаем задание.

(Проверка выполненного задания)

Итог урока: Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня о былине.
Актуальность былины – интересно ли слушать былину в наше время? Нужно ли это? Аргументируй ответ.

Список используемой литературы:

  1. Б.В. Асафьев “М.И. Глинка” – М. – 1978 год.
  2. “Былины” – М. – 1942 год
  3. “Русские богатыри. Былины в пересказе для детей” – М. – 1974 год.
  4. http://www.byliny.ru/
  5. http://www.bibliotekar.ru/7-russkoe-narodnoe-tvorchestvo/50.htm