Человек страшится только того, чего не знает…
В. Г. Белинский
С 15 по 19 сентября и 11 декабря 2014 года на базе Регионального центра дистанционного образования ОГАОУ ДПО ИРО при поддержке министерства образования Иркутской области прошли два цикла обучения учителей – участников проекта по апробации современных интерактивных предметных кабинетов Casio, в котором приняли участие представители Бодайбинского, Усть-Илимского, Казачинско-Ленского, Чунского, Усольского, Шелеховского, Усть-Удинского районов и города Иркутска. Занятия вел Игорь Евгеньевич Вострокнутов, научный руководитель образовательных программ CASIO, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии информатизации образования.
Слушатели были поделены на 2 группы: учителя математики/ информатики и учителя естественнонаучных предметов. В ходе обучения слушатели познакомились с работой научных и графических калькуляторов CASIO, изучили способы применения их на уроках.
Учителя физики познакомились с методикой работы с цифровыми измерительными комплексами на основе датчиков CASIO, Vernier и НПП Учтехприбор.
Так же нас познакомили с одной из новейших разработок фирмы – проекторами, использующими инновационную гибридную лазерно-светодиодную технологию, позволяющую получить удивительно яркое, контрастное и качественное изображение, обладает невероятным для обычных проекторов сроком службы при полном отсутствии расходных материалов. Он адаптируется и к размещению в любом помещении, а также быстро выключается. Поэтому проводить демонстрции с этим проекторм можно без интерактивной доски, буквально – на стену. Сам он очень компактный. Помещается в небольшую сумку и может переноситься учителем из кабинета в кабинет, с одного урока на другой. Информацию считывает даже с флеши, позволяет, например, демонстрировать все действия учителя с графического микрокалькулятора, если его непосредственно подключить к проектору и т. д.
Графичекие калькуляторы и система дистанционного голосования появились в лицее два года назад с установкой новых интерактивных досок в кабинетах.
Системой дистанционного голосования начала пользоваться сразу. На уроках ее можно использовать для самостоятельной проверки ЗУН учащихся. На любом этапе, используя систему интерактивного голосования, я могу провести самостоятельную работу, и тут же ученики могут её проверить при помощи этой системы, буквально не выпуская пульты из рук. Это, кстати, является одним из средств формирования у учащихся умения адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников. Частое же использование системы голосования имеет и свой минус: . «Привыкание» к такому или иному продукту, теряется острота интереса, дети скучают по реальному эксперименту. Вот тут можно применять (опять же дозированно) графические калькуляторы для проведения этих самых мини-экспериментов в рамках урока.
В ходе курсовой подготовки мы научились применять калькуляторы для объяснения понятия «функция». Для этого в калькуляторе есть несколько режимов: графики, динамические графики и таблицы. Внося один раз данные в один из этих разделов, потом их же можно использовать и в других, что дает наглядную возможность отследить свойства функции при всех способах ее задания. Много возможностей при изучении тригонометрических функций, демонстрации геометрического смысла определенного интеграла. Есть режимы, позволяющие вычислять значения буквенных выражений, решать уравнения до шестой степени и их системы.
Не менее интересно оказалось применение графических калькуляторов для решения задач по статистике.
Если же говорить именно о методике использования графических калькуляторов, то это вопрос практики, проб и ошибок для всех участников эксперимента. Игорь Евгеньевич Вострокнутов предложил нам творческое задание: до следующего цикла обучения провести уроки в своих классах с использованием графических калькуляторов, сделать собственные наработки по использованию их на уроках математики, что позволит всей группе сформулировать совместно методические рекомендации об использовании графических калькуляторов CASIO.
Сразу по окончании первого цикла обучения на курсах я познакомила учеников своих седьмых классов с графическими калькуляторами. Сделала это на спецкурсах и во внеурочное время. Ученики освоили основные команды мгновенно, я на это потратила при первом знакомстве чуть больше времени…
Есть уже и некоторые наработки по использованию калькуляторов. Не так много как хотелось бы, но главный принцип использования любого ИКТ на уроках – это целесообразность и дозированность, что бы не наступило у учеников то самое «привыкание– усталость».
С некоторыми возможностями использования графических калькуляторов я и смогу познакомить Вас в следующей публикации в виде планов уоков.