Тренинг для педагогов ОУ по песочной терапии «Пожелание»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развитие тактильной чувствительности, произвольности, пространственных представлений, воображения, восприятия, снятие психофизического напряжения.

Оборудование: песочницы на каждого человека, различные игрушечные фигурки, природный материал, различные предметы, вода в бутылках.

Время тренинга: 1 час 20 минут.

ХОД ТРЕНИНГА

1. Разминка

Уважаемые педагоги, здравствуйте, меня зовут «Песочная фея». Я приглашаю Вас в гости, в песочницу. Мы окунёмся немного в мир детства. Детство–это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие человека.
Лишь малая часть людей способна сохранить свое детское восприятие мира (Эрик Берн)

Вы хотите узнать, о чём НА САМОМ ДЕЛЕ вы думаете, что НА САМОМ ДЕЛЕ чувствуете, что НА САМОМ ДЕЛЕ заботит вашу душу? Вы этого никогда не узнаете, если не взглянете в волшебную зеркальную гладь песка и не пожелаете «оживить» это неуловимое отражение. Песок нам дарит счастье с самого детства. Мы окунёмся немного в мир детства.

Детство от нас не уходит, детство всегда вместе с нами,
Те, кто от детства уходят, с детства живут стариками.
Детство от нас не уходит, детство живет в нас всегда,
Просто из детства уводит – жизни сует-суета. (Генрих Акулов)

Перед Вами песочница с песком. Вступите в диалог с песком, погладьте, погрузите руки в него, поиграйте, взаимодействуйте с ним.
Что за ощущение вызывает это прикосновение?
Отследите, какие возникают ощущения, чувства, образы (время – 5 мин.)

Затем идёт обсуждение.
– Какие возникли чувства?
– Какие ощущения?
– Какие воспоминания?
– Какие образы?  (время – 10 мин.)

2. Исследование

В радостные для семьи дни, мы поздравляем, друг друга, радуя, другого пишем своё пожелание на открытках, дарим подарки. Сегодня у Вас есть необычная возможность выразить своё пожелание, используя песок и воду, а также различные предметы. Возможно, каждый представляет своих детей или взрослых своей семьи как – то, по разному – кто – то кажется более счастливым, кто – то менее, а кто – то, может быть  – несчастным. Так давайте порадуем их!

3. Инструкция

Выберите фигурки похожие на самого счастливого в вашей семье и самого несчастного или менее счастливого ребёнка или взрослого. Разместите их в песочнице и создайте 2 композиции, выражающие ваше пожелание каждому из них. Используйте фигурки, природные материалы, воду и песок или просто песок, как Вам захочется. (время – 10 мин.)

4. Обсуждение

Давайте посмотрим наши композиции, какие они получились у каждого.
Идёт рассматривание.
В начале происходит работа с содержанием.
– Создатель композиции поясняет – кого выбрал из семьи, кто более счастливый, кто менее.
– По каким признакам выбирал, что чувствует к ним, какие события с ним происходят.
– Что хотел выразить каждому.
– Какое содержание композиции.
– Что использовал, из каких соображений?

Далее анализ внутренней динамики структуры компонентов (фигурок, материалов, изменения поверхности).
– Как расположены?
– Как могут взаимодействовать между собой эти фигурки?
– Что привлекает внимание? (время – 30 мин.)

5. Завершение тренинга

– Какие чувства вызвала каждая композиция?
– На что обратили внимание?
– Какое послание, как Вам, кажется, выразил исполнитель?
– Чем похожи композиции, в чём различие?
– С каким персонажем идентифицировались?
– Какие чувства возникли у создателя композиции, с чем согласен, с чем – нет?
– Что нового узнали? (время – 15 мин.)

Мы все сегодня поработали очень хорошо – молодцы! Вам понравилось в гостях у Песочной Феи? Мы немного окунулись в волшебный мир, который называется – ДЕТСТВО.
И на такой поэтической ноте, мне хочется закончить наш тренинг словами  Антуан де Сент-Экзюпери «Все мы родом из детства».

Литература

  1. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПБ.: Речь, 2008. – 176 с.
  2. Автор: Генрих Акулов; Сайт: http://www.mir-poezii.com