Урок развития речи «Основное содержание текста. Ключевые слова и микротемы» (на материале текстов В.А. Солоухина). 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока.

  • Познавательные: способствовать совершенствованию умений правильно воспринимать содержание прочитанного и прослушанного текста; отбирать в исходном материале основное; выделять главное содержание каждой части текста.
  • Практические: способствовать закреплению умений составления разных видов плана текста, выделения ключевых слов, деления текста на смысловые части, формулирования основного содержания микротем при подготовке к написанию сжатого изложения экзаменационной работы.
  • Коммуникативные: способствовать закреплению умений отбирать лексические  средства, помогающие кратко и связно передать основное содержание авторского текста.
  • Метапредметные:
  • способствовать формированию умений информационной обработки текста;
  • способствовать формированию умений целесообразного взаимодействия в процессе  поиска нужных решений.

Оборудование урока: презентация к уроку, распечатанные  дидактические материалы к уроку, выставка книг В.А.Солоухина.

ХОД УРОКА

Мотивация к учебной деятельности

– Почему в подготовке к сжатому изложению важны понятия, обозначенные в формулировке темы урока?
–  Зачем вновь обращаться к понятиям, которые уже известны?
(– В подготовке к сжатому изложению нужно уметь обрабатывать информацию, выделять в ней главное.
 – Написание сжатого изложения невозможно без анализа содержания текста.    
 – Ключевые слова – это особо важные слова для понимания текста.
 – Правильно выделенные микротемы – основа любого текста. Без формулировки   главного содержания микротем невозможно правильно выделить смысловые части текста.
– Следует постоянно обращаться к практической работе, связанной с делением текста на смысловые части, это очень полезная и необходимая работа, о чём свидетельствуют и ошибки, допускаемые в изложениях.)

Слово учителя.

– При написании сжатого изложения очень важно передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. «Не потерять» главное в содержании текста – это не простая задача. Как действовать, чтобы работа увенчалась успехом?  Здесь важны ключевые слова: восприятие, понимание, воспроизведение. На практике же следует выработать такую систему шагов, которая поможет решить задачу. На уроке мы попробуем вместе преодолеть пока лишь часть пути к успешному написанию первой части экзаменационной работы, потому что краткая формулировка основного содержания микротем ещё не является сжатым изложением. Но именно эта часть работы, как показывает практика, вызывает затруднения.
Сегодня мы вновь обратимся к текстам В.А.Солоухина. Как вы реагировали на поэтическое слово писателя я, надеюсь, пойму, прочитав ваши творческие работы – домашнее задание прошлого занятия.
Тексты, разбираемые на уроке, взяты из книги В.А.Солоухина «Письма из Русского музея», а тексты домашнего задания – из книги очерков «Время собирать камни». Что значит выражение, ставшее названием второй  книги?

Слово в копилку

Время собирать камни.

Толкований происхождения и значения много .
Если обратиться к библейскому выражению, то смысл его таков:
«Время собирать камни – время отстаивать святыни…»

(Презентация, слайд 3)

Это крылатое выражение подходит к любой книге писателя. В своих произведениях  В.А.Солоухин поднимает проблему спасения и восстановления памятников отечественной истории и культуры. « Время собирать камни» – мысль о необходимости спасения святынь и жемчужин культуры нашей страны. Читая тексты писателя, вы непременно почувствуете, как он сам следует этой мудрости, которая обращена и к содержанию духовного мира человека.
Для нас тоже наступило «время  собирать камни» – обобщать, совершенствовать то, что умеем, чтобы успешно написать экзаменационное изложение. Поэтому так важны те практические шаги, которые мы сегодня сделаем.

I. От анализа смысла к выделению ключевых слов (коллективная работа)

– Начиная работать с текстом, мы должны поразмышлять  по поводу услышанного. Диалог с текстом, формулирование вопросов по его содержанию помогут выделить ключевые слова микротем.
(Вопросы и задания к текстам распечатаны для каждого ученика.
После чтения Текста 1  вслух учителем обращаемся к содержанию слайдов 4-5  презентации, затем работаем с лексикой).

Слово в копилку

Полоз – гладкий, скользящий, загнутый спереди брус, пластина.
Посох – длинная трость.
Пищаль – старинная пушка или тяжёлое ружьё.
Пороховница – в старину: сумка, сосуд для хранения пороха.

(слайд 5)

Текст 1.

Прошу вас, когда случится быть в Ленинграде, обязательно сходите в Русский музей, а придя в него, постойте перед удивительным творением Василия Ивановича Сурикова – «Взятие снежного городка». Поглядите, почувствуйте, какой была Россия!
Иногда ведь забудешься и смотришь, словно сказку: мало ли что можно нарисовать! Но Суриков, который без натуры не писал ни санного полоза, ни страннического посоха, ни пищали, ни пороховницы, – он мог нам оставить только документ, и у нас нет никаких оснований сомневаться в подлинности суриковского документа. Вот почему я и  эту картину считаю тоже исторической, как все остальные картины этого живописца-эпика.
Картина написана в 1891 году. В то время удалая сибирская игра существовала не в преданиях, а в быту. Последнее литературное упоминание об этой игре встречается у А.Новикова. Оно относится к 1929 году.

(В.А. Солоухин)

– Внимательно перечитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.

Вопросы и задания:

  • О чём этот текст?
  • Почему В.Солоухин называет картину В.И. Сурикова « Взятие снежного городка» удивительным творением ? (Она помогает почувствовать, « какой была Россия». )
  • Почему эту картину автор текста считает исторической? ( Эта картина – подлинный документ, так как  Суриков «без натуры не писал» ).
  • Почему важна точная  дата написания картины ? (Дата необходима для доказательства исторической подлинности картины: в это время «сибирская игра  существовала не в преданиях, а в быту». )
  • Опираясь на заданные вопросы и услышанные ответы, выделите ключевые слова текста. ( Подчеркните их в тексте)
  • Озаглавьте текст.
  • Что вы знаете о великом русском художнике В.И. Сурикове?
  • Перечитайте внимательно текст ещё раз. Устно сформулируйте вопросы к каждой части текста. Составьте назывной план текста.
  • Заполняем Карточку 1, сверяем по образцу.  (Слайд 6)

Карточка 1.

              Ключевые слова.                                                   Назывной план                           
  1  
  2  
  3  

II. Без плана нет текста (работаем в парах)

– Составление плана –  обязательная часть подготовительной работы к написанию сжатого изложения. Она способствует лучшему пониманию и воспроизведению текста, сохранению главной информации, делению текста на смысловые части, отражает последовательность развития авторской мысли. Для выделения главного содержания смысловых частей текста особенно полезен и необходим тезисный план.
–  Когда вы слышите текст, вы не знаете, как он разделен на смысловые части, поэтому этот текст записан без выделения абзацев. (Первый раз текст читается учителем. Затем – лексическая работа.– Слайд 7.)
                                                                                                                                              NB! Искрить

Слово в копилку

Литография – печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок.
Гарус – род мягкой кручёной шерстяной ткани.
Бисер – мелкие стеклянные цветные зёрнышки, бусинки со сквозными отверстиями.
Бикфордов шнур – огнепроводный шнур для взрывов.

(Слайд 7)

–  Внимательно перечитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания, работая в парах.

Текст 2

Никто не знает, что такое талант, где его искать в человеке.  Ясно одно, что талант – какая-то удивительная, редкая особенность, доставшаяся одному человеку и не доставшаяся другому, как достались ни за что ни про что удивительные голосовые связки Шаляпину, Собинову или Карузо. Как по бикфордову шнуру, тянулось то нечто, именуемое талантом, и к Сурикову. В предыдущем поколении начало понемногу вспыхивать и как бы искрить. Отец Сурикова любил музыку и хорошо пел. Дядя художника – Хозяинов – рисовал и писал маслом. Другие дядья тоже рисовали, копируя литографии. Мать, хотя и была неграмотная женщина, плела великолепные кружева и с большим вкусом вышивала гарусом  и бисером целые картины. Василий Иванович свидетельствовал потом в одном месте: «Мать моя не рисовала, но раз нужно было казачью шапку старую объяснить, так она неуверенно карандашом нарисовала: я сейчас же её увидел».  Талант, значит, был как данность. Он принят в  виде таинственной далекой эстафеты. Но, конечно, нужны были другие, теперь уже внешние условия, чтобы он не ушел еще дальше, в последующие поколения, либо не погиб, едва-едва проявившись.

(По В.А. Солоухину)

Вопросы и задания:

  • Данный отрывок пока условно будем называть текстом. Почему? (Отсутствует разделение на абзацы как доказательство одного из признаков текста – делимости на части).
  • О чём текст?
  • Озаглавьте текст. (Возможность озаглавить – первое условие того, что данный отрывок – текст).
  • Какова главная мысль текста? (Талант – редкая особенность, доставшаяся избранным, но реализовавшаяся лишь при определённых условиях.)
  • Что, на ваш взгляд, включают « внешние условия» развития таланта? Сказано ли об этом в тексте? (Наверное, главные условия реализации таланта – мудрый наставник, целеустремлённость и трудолюбие. В данном тексте об этом не сказано. Если же вы прочитаете отрывок из книги В.А.Солоухина, посвящённый В.Сурикову, поймёте, что это действительно так.)
  • Заполните Карточку 2.
  • Разделите (отметьте карандашом на листе) текст на абзацы.
  • Осуществите взаимопроверку по образцу. (Слайды 8,9)

Карточка 2. Составьте три вида плана. Заполните таблицу, используя подсказки.

Назывной план Вопросный Тезисный
1. Что такое талант?  
2.Истоки таланта .              
3.   Талант – данность, которая может развиться лишь при определённых условиях.

III. Проверьте себя! (Работаем самостоятельно)

Задания к тексту 3.

– Прослушайте текст 2 раза.
– Работайте с черновиком.  Выпишите ключевые слова. Составьте план.
– Заполните Карточку 3.  Верно ли вы  поняли основное содержание текста, вам поможет определить правильное заполнение пропусков нужной информацией, соответствующей этому содержанию. (Клише раздаётся после завершения работы в черновиках.)
– Проверьте работу по образцу. (Слайд 10)
– Оцените свою работу.
– Если вы ошиблись, то попробуйте найти причину ошибки.
– Задайте свои вопросы, обратившись за помощью к классу.

Текст 3. (Можно прослушать в записи)

В человеке, кроме потребностей есть, пить, спать и продолжить род, с самого начала жило две великих потребности. Первая из них  – общение с душой другого человека. А вторая – общение с небом.
Отчего возникла потребность духовного общения с другими людьми? Оттого, вероятно, что на земле одинаковая, в общем-то, одна и та же душа раздроблена на множество как бы изолированных повторений с множеством наслоившихся индивидуальных особенностей, но с тождественно глубинной первоосновой. Как бы миллиарды отпечатков либо с одного и того же, либо, в крайнем случае, с нескольких, не очень многих негативов.
Отчего происходит человеческая потребность духовного общения с небом, то есть с беспредельностью и во времени и в пространстве? Оттого, вероятно, что человек, как некая временная протяженность, есть частица, пусть миллионная, пусть мгновенная, пусть ничтожная, но все же частица той самой беспредельности и безграничности. Что же могло на земле служить самым ярким символом безграничности? Конечно, небо.

(В.А. Солоухин)

Карточка 3.

В человеке, кроме ___________ потребностей, с самого начала жило _____________потребности: _____________________________________
Первая потребность возникла оттого, что на земле _____________________________________________________________________________
Вторая потребность возникла потому, что человек ______________________________________________________________________________

IV. Подведение итогов урока

– Подводя итоги  урока,  мы можем сформулировать практические советы, необходимые для того, чтобы  точно передать основное содержание прослушанного текста, « отразив все важные для его воспроизведения микротемы» (ИК1).
– Распределите в нужной последовательности подсказки, написанные на доске. (Подсказки представлены в «перепутанном виде».)
– Запишите ваш вариант и сверьте с предложенным образцом. (Слайд 11)

Практические советы для выделения основного содержания текста:

  Внимательно прослушайте текст.
  Определите тему и главную мысль текста.
  Выделите и запишите ключевые слова.
  Составьте назывной план теста.
  Разделите текст на смысловые части.
  Задайте ключевой вопрос к каждой части и сформулируйте полный ответ на него.
 Запишите полученные ответы.

– Как вы думаете, какая  поэтическая строчка  В.А. Солоухина могла бы стать напоминанием о нашей работе?

(Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
«Слово о словах»)

А вот ещё один афоризм писателя, который заставляет размышлять: «Искусство – как поиски алмазов. Ищут сто человек, находит один. Но этот один никогда не нашёл бы алмаза, если бы рядом не искало сто человек».
Как вы думаете, только ли об искусстве говорит писатель?

В конце урока сдают  для оценивания Карточки 3 те ученики, которые правильно выполнили задание. Учитывается также работа ученика на уроке.

 V. Комментирование домашнего задания

Домашнее задание

  • Разделите тексты на смысловые части.
  • Сформулируйте главное содержание микротем.
  • Какая мысль объединяет оба текста?
  • Составьте карточки (по образцу тех, с которыми работали на уроке) для одного из текстов.

1.

На Востоке есть поговорка: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».  Человек, способный осквернить могилу, способен наплевать и на живых людей. Человек, способный надругаться над собственной матерью, остановится ли перед оскорблением и унижением  чужих матерей. Более того, человек, разоривший чужую могилу, не гарантирован, что не будет разорена и его собственная могила. Понятие родины не может слагаться из умозрительных или философских понятий, статей и научных трактатов. Родина складывается из конкретных и зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. Родина – это не очертание на карте, лежащее в железных обручах меридианов, как выразился один поэт, но, может быть, скорее, это береза под окном, по выражению того же поэта. Контуры на карте и даже саму географическую карту любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и родных, учителей и наставников… Да, из любви к  конкретным вещам складывается любовь к родине, если же эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданьям, к легендам, к истории, то это и будет культура.

2.

О том, что  у все  новых и новых поколений, у молодежи нужно воспитывать патриотические чувства и то, что называется чувством родины,  спорить никто не будет.  Но чувство родины – это очень сложное чувство, в него входят и чувство родной истории, и чувство будущего, и оценка настоящего, и в числе прочего – не на последнем месте – чувство родной природы. Роман, например, о войне, а называется «Белая береза». Да и вообще это как дважды два, что в общее и глубокое чувство любви к отечеству входит составной частью любовь к земле, к её лугам, озёрам, лесам…Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нем не стихийно, но что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой. Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин,  Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин…

Приложение 1

Приложение 2