Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)
Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 8
Задачи урока:
- Предметные:
- Сформировать умение вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8).
- Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
- Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
- Метапредметные:
- Регулятивные:
- Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.
- Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Подвести под понятие цифры и числа 8.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
- Развивать умение работать с разными видами информации.
- Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
- Работать над использованием знаково-символичных средств.
- Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения
- Регулятивные:
- Воспитательные (личностные):
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
- Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
- Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям урока).
- Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
- Работать над осознанием ответственности за общее
Оборудование и материалы:
- математический набор;
- карточки с примерами (для коллективной работы и работы в парах);
- пластилин;
- сувенир – кленовый листик (засушенный листочек);
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- презентация Microsoft PowerPoint «Число 8. Цифра 8.»
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
– Ребята, к нам сегодня приехали гости, чтобы
посмотреть, как вы учитесь. Давайте в начале
нашего урока поприветствуем наших гостей и
пожелаем всем добра.
Мы с вами отправимся в путешествие с кленовым
листочком.
Итак, в путь!
2. Актуализация знаний
а) Коллективная работа
(Слайд 2)
На лесной полянке
Стоял горделивый клён,
Чудными листочками
Был украшен он. (8 листочков)
На дереве клёна вы видите листочки, на каждом листочке число. Необходимо сосчитать пример и найти ответ на одном из кленовых листочков. (Приложение 1)
Карточки:
2 + 1 4 + 1 5 – 1 3 – 1 6 + 1 2 – 1 7 – 1
(один без номера – весёлый смайлик на листочке)
(Слайд 3)
– Расставьте числа в порядке возрастания: 1, 2, 3,
4, 5, 6, 7.
– А какой по счёту листочек остался без
номера? (8)
Среди сотен листочков разных
Красивых, торжественно-важных,
Был один, очень маленький шустрый малыш,
Шаловливый, весёлый листочек крепыш.
– Он просит, чтобы вы выполнили его задание
б) Фронтальная работа
– Назовите соседей числа «2»;
– Какое число стоит перед числом «6»?
– Какое спряталось за числом «5»?
– Какая цифра написана на карточке, которая
находится между 3-ей и 5-ой карточками;
Игра «Заселяем домики» (запись на доске)
Учитель пишет на доске:
5 6 7
/ \ / \ / \
– А теперь выполним следующее задание листика.
в) Работа в парах
На карточках (1 карточка на парте)
– Решите примеры совместно, запишите ответы,
как только справитесь соединяем руки «домиком».
– Проверим (карточки напечатаны) (Приложение
2)
3 + 2 6 + 1 4 – 2 5 – 2 2 + 1
3. Работа с математическими наборами (Слайд 4)
– Отгадайте загадки, о какой птице идёт речь?
Синие пёрышки, жёлтое брюшко.
Эта маленькая птичка называется… (синичка)
(Слайд 5)
– Послушайте задачу. Составьте пример используя знаки « +, – , =»
Под клёном сидело 6 синичек, подлетела ещё 1 синичка. Сколько синичек стало?
6 + 1 = 7
4. Динамическая пауза (физкультминутка)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парты тихо сели.
5. Постановка учебной проблемы
Ветер листочек подхватил,
Поднял вверх и закружил.
Пролетел листок над домом,
– А кто же жил в этом домике?
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
– В этом доме жили сказочные матрёшки.
а) Работа по учебнику (подсказку вы найдёте на стр. 53)
Нас встречают матрёшки (чтение стихотворения (стр. 53)
(Слайд 6)
б) Коллективная работа
– Посмотрите, сосчитайте матрёшек на доске (их
7)
– Действительно ли их 8 ? (Коллективно считаем)
– Что нужно сделать, чтобы их стало 8?
– Сможем записать данное выражение? (Да, 7 + 1)
– А результат сможем записать? (Нет, так как мы не
знакомились с числом и цифрой 8.)
– Сформулируйте тему нашего урока? (Число 8.
Цифра 8.)
– Чему мы должны научиться? (Познакомиться с
числом и цифрой 8, выучить состав числа 8)
6. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
1) Найдите карточку с цифрой «8».
2) На что похожа? (Матрёшки похожи на
цифру «8»)
(Слайд 7)
а) Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.б) Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки–
Получаются: очки.
в) Наверное, со мной догадались вы тоже –
На снежную бабу восьмерка похожа.
3) Соединить пальцы в виде восьмёрки.
4) Соединить кисти, сделать восьмёрку руками.
5) Интересные факты (Слайд 8)
У природы вместе спросим,
У кого чего есть восемь?
Восемь ног у паука,
Ножка тоньше волоска.
Восемь ног у осьминога,
На ногах присосков много.
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (Слайд 9)
– Давайте посмотрим, как люди договорились записывать знак, обозначающий число 8.
Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать её немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.
– Из скольких элементов состоит эта цифра?
Попробуем понаблюдать по образцу, как нужно
записывать цифру 8.
– Из скольких элементов состоит эта цифра?
Показ цифры на доске, в воздухе
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
Цифру выкладываем из пластилина на листе.
– Чем отличаются овалы друг от друга?
Работа в тетрадях с. 14 (учимся писать цифру «8»)
8. Динамическая пауза (зарядка для глаз) (Слайд 10)
9. Включение в систему знаний и повторения
а) Работа с математическим набором
б) Посмотрите внимательно. Найдите одинаковых
матрёшек.
в) Какое равенство или неравенство можно
составить? (2 = 2)
10. Рефлексия. Самооценка
– Вот и закончилось задание листочка.
– Все задания выполнили. Наш
урок подошел к концу.
– С каким числом мы познакомились?
– Какую цифру научились писать?
– Вспомните и назовите состав числа 8. (Слайд 11)
– Вы сегодня славно потрудились, кому было легко выполнять задания, нарисуйте солнышко, кто затруднялся – тучку, кому трудно – грозу.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ... (листопад)
– На память об уроке дарю всем кленовый листочек.
Список литературы:
- М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Учебник по математике» 1 класс, 1 часть, М.: Просвещение, 2013 г.
- М.И. Моро, С.И. Волкова «Рабочая тетрадь» 1 класс, 1 часть, М.: Просвещение, 2014г.
- М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова «Методическое пособие для учителя» 1 класс, М.: Просвещение, 2013г.
- М.И. Моро, Н.Ф. Вапняр «Карточки с математическими заданиями» 1 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
- О. Степанова «Подвижные игры и физминутки в начальной школе» Изд: Баласс, 2012г.