Урок ОРКСЭ на тему «Дружба». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • Образовательные: расширить представление о понятиях «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем, развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитательные: воспитывать способность сопереживать чувствам других людей, толерантное отношение в общении с окружающими.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • совершенствование способности самоопределяться в жизненных ценностях;
    • совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
    • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • Метапредметные:
    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • умение осуществлять информационный поиск;
    • готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
    • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  • Предметные:
    • понимание ценности дружбы и дружеских отношений;
    • выстраивание конструктивных отношений в обществе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения, обсуждение, работа со справочной литературой, работа в группах.

Методы: проблемно-поисковый; репродуктивный, интерактивный.

Оборудование: учебник «Основы светской этики», С.И.Ожегов «Толковые словарь», В.И.Даль «Толковый словарь, раздаточный материал «Пословицы»; карточки-задания для групповой работы, полоски желтой бумаги («лучики»), мультимедийная установка, музыкальный клип группы Барбики «Дружба».

Основные термины и понятия: друг, дружба, избирательность, бескорыстность.

ХОД УРОКА

1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой

– Здравствуйте, ребята. Наше занятие будет интересным и поучительным, если вы будете мне помогать. Давайте обсудим, как для этого мы должны работать? (Для этого надо работать дружно, не бояться высказывать свое мнение, слушать друг друга, помогать друг другу).

2. Актуализация знаний

– Сегодня мы обсудим одну очень важную, на мой взгляд, проблему. О чем пойдет речь, вы сможете определить, послушав стихотворение (читает подготовленный ученик)

1) Друзья

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из pук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

(Елена Стеквашова)

– Бывали ли с вами такие ситуации?
– Что вы делали в таких случаях?
– Мальчик задает вопрос «Ну зачем мне дружба эта?». Чтобы вы ему ответили?
– Зачем вообще нужна дружба человеку?
– Кого бы вы назвали «настоящим другом»?
– Теперь я думаю, что вы уже можете определить тему нашего разговора. О чем сегодня пойдет речь?
– Вы правы. Сегодня речь у нас пойдет о дружбе между людьми, о том, кого можно назвать настоящим другом, о том, как хранить дружбу и соблюдать законы дружбы.

2) Работа с учебником Основы светской этики 4-5 класс А.Я.Данилюк

Организуем работу с учебником для выявления видов взаимоотношений между людьми и того, на основе чего строятся эти взаимоотношения. Ребята самостоятельно работают с текстом. Отвечают на поставленные вопросы. Высказывают свое мнение, называют слова – ассоциации и доказывают выдвинутое предположения, подбирают синонимы к слову «друг» (стр.32, абзац 1)

3. Изучение нового материала

1) Значение слова ДРУЖБА

– Для того, чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба

Учитель читает стихотворение:

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Но а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Работа в группе

– Люди уже давно задумывались над этим вопросом и выяснили, что дружба это… Попробуете совместными усилиями внутри своей группы закончить данное высказывание. ( ребята работают по группам – 3 группы)

1 задание общее для всех:

Закончи высказывание: «Дружба – это ….»

2 задание индивидуально для каждой группы.

Найти определение понятия «дружба»

1 группа – Толковый словарь С.И.Ожегов
2 группа – Толковый словарь В.И.Даль
3 группа – Википедия. Свободная энциклопедия.

Заслушиваем каждую группу.

Работа с учебником

Прочитайте определение понятия дружбы данное в учебнике и сравните его со своими определениями. Чтение учебника стр.32-33 (абзац 2-4)

2) Составление пословиц о ДРУЖБЕ

– Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас я раздам конвертики со словами. Вам необходимо собрать из отдельных слов пословицу и объяснить ее значение.

1 группа:

«Без друга на душе вьюга». Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.
«Дерево держится корнями, а человек – друзьями». Дружба крепка только в том случае, если друзья преданные и верные.

2 группа:

«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.
«Не мил и свет, когда друга нет». Очень плохо не иметь друга. Не с кем поговорить откровенно, не у кого попросить о помощи, и самому некому помочь.

3 группа:

«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.
«С добрым дружись, а лукавых берегись». Хорошо, когда у друга существует такое замечательное качество, как доброта. Но если друг лукавит, обманывает – таких людей надо беречься.

Проверка: Молодцы! Пословицы у вас получились, вы правильно объяснили их значение.

3) Работа над понятием ДРУГ

а) беседа

– В ходе подготовки к уроку вы писали сочинение на тему «Мой друг» (зачитываются отрывки из сочинений)
– Что свойственно дружеским отношениям? Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

Физминутка под музыку (В. Шаинский «Настоящий друг»)

4. Закрепление изученного материала. Контроль за усвоением знаний

1) Послушайте притчу, вспомните пословицу, которая очень часто употребляется в речи и подходит по смыслу.

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать свою отару на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облако пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли помочь ему. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего.
Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

Запиши пословицу на доске: _________________________________

2) Законы дружбы

– Ну что ж, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы. Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы.

У каждого на парте лежит желтая полоска бумаги. Запишите на ней, как надо поступать для настоящей, истинной дружбы. Прикрепите эти полоски к нашему большому желтому кругу, прикрепленному к доске.

– Какое слово написано в центре круга! (ДРУЖБА)

Записи детей:

  • Не смейся над недостатками друга.
  • Не обманывай друга.
  • Будь вежлив.
  • Будь аккуратен.
  • Останови друга, если он совершает дурной поступок.
  • Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
  • Не будь жадным.
  • Не будь предателем.
  • Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
  • Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
  • Не завидуй.
  • Умей хранить секреты.
  • Береги друзей.
  • Умей прощать.
  • Старайся быть искренним.
  • Будь терпимым к людям не похожим на тебя.

– Прикрепляем свои полоски к доске и слушаем, какие правила вы выбрали для себя. (Дети зачитывают, выбранные правила).

5. Рефлексия. Подведение итогов работы

У нас получилось чудесное яркое солнце под названием «ДРУЖБА». Если вы будете жить по этим правилам, то у вас будут настоящая дружба и настоящие друзья. О настоящей дружбе созданы стихи, песни, фильмы. Я предлагаю вам вспомнить известную и любимую нашу песню. Вы можете дружно подпевать.
Смотрим клип и поем песню «Дружба» группы Барбики.

– Вот и подошел к концу наш разговор. Нам надо подвести его итог. Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.
Я назову 4 утверждения. Оценить каждое из утверждений вам поможет цвет.
После каждой фразы вы поднимаете круг определенного цвета:

красный –да;
желтый– иногда;
синий –нет.

  • мне было сегодня интересно;
  • я сегодня был активен;
  • тема разговора для меня была важна;
  • мне сегодня понравилось работать.

(Дети поднимают вверх карточку с выбранным цветом по каждому параметру. Становится видна общая оценка каждого параметра по классу. Здесь учитель может сделать соответствующие комментарии.)

– Спасибо за работу.