Программная музыка

Разделы: Музыка


Цель урока: cоздать условия для понимания особенностей программной музыки.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Задачи:

  • Образовательные:
    • знать особенности программной музыки и виды программности;
    • определять на слух темы из произведений: А.Бородина «Богатырская симфония», Д.Шостаковича «Ленинградская симфония», М.Глинки «Патриотическая  песня», М.Мусоргского «Богатырские ворота»;
    • формировать у обучающихся  навыки аналитического мышления.
  • Воспитательные:
    • воспитание в детях гордости за свой народ, его национальную стойкость в борьбе с силами зла;
    • формирование  героико-патриотического  настроение обучающихся, опираясь на музыкальные произведения.
  • Развивающие:
    • развитие образного восприятия мира через музыку и слово;
    • расширение кругозора учащихся;
    • умение работать с разными источниками информации.
  • Коммуникативные:
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • проявлять активность в решении познавательных задач.

Технические средства обучения: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, синтезатор.

Дидактический материал:

  • Wordle.net – текстовое задание
  • Презентация
  • Задание eor.edu.ru
  • Audassity

План урока

I. Организационный этап

Wordle.net – определить тему урока.

II. Основной этап

1. Составить таблицу программных произведений (картинная  программность; сюжетная программность). Выяснить отличительные черты.
2. Викторина по произведениям М.Мусоргского, П.Чайковского, М.Глинки, Д.Шостаковича, А.Бородина.
3. «Ленинградская симфония» Д.Д.Шостаковича
4. Задание в программе Аудассити (выбрать из папки 4 темы симфонии Шостаковича)
5. Рефлексия. Проверка задания и оценка самих обучающихся. Исправления, дополнения.
6. Песня о родном городе: «Ладога» музыка Л. Шенберга и П. Краубнера, слова П.Богданова.

III. Заключительный этап (подведение итогов) Д/З

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Наши уроки II полугодия  объединяет тема  «Музыкальная драматургия».  Я хочу предложить Вам самостоятельно выяснить, чему будет посвящён урок сегодня, назвать тему урока. Предлагаю задание Wordle.net. «Зашифрована» тема: «Программная музыка».

II.  Основной этап

Постарайтесь распределить в две колонки произведения по тематизму, в чём их различие?

Картинная программность – (Времена года,  Картинки с выставки, Садко – повесвовательно-картинный)

Сюжетная программность – (Ленинградская симфония, Богатырская симфония, Патриотическая песня – обобщённо-сюжетный)

Викторина

  1. М.Мусоргский «Богатырские ворота»
  2. А.Бородин «Богатырская симфония»
  3. М.Глинка «Патриотическая песня»
  4. Д.Шостакович «Ленинградская симфония»

«Ленинградская симфония» Д. Д. Шостаковича

Музыка Шостаковича – это мир глубоких… мыслей…,
это гимн человеку…,
это протест против жестокости…,
это исповедь художника
это летопись нашей жизни…”.

Так написал Родион Щедрин о музыке Д.Шостаковича. Вы согласны с этим высказыванием и почему?
Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.
Симфония написана в 1941 году. Большая её часть сочинена в осаждённом Ленинграде.
16 сентября 1941 года город бомбили фашистские самолёты, и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по Ленинградскому радио раздался голос Д.Д. Шостаковича со словами:
“Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение “Седьмой симфонией”.
Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как “Ленинградская симфония”.
– Почему Д.Д. Шостакович назвал так свою симфонию?
– Шостакович родился, учился, жил, работал в Ленинграде и начал писать симфонию в Ленинграде. Он видел, как героически защищают свой город его жители.
–   Когда Шостакович закончил свою симфонию, он написал такие строчки:
“Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду я посвящаю свою седьмую симфонию”. [2]

Лев Болеславский писал в своей поэме “Шостакович”

Дежурить шёл, надев комбинезон
И то и дело каску поправляя.
С консерваторской крыши видел он
Весь Ленинград, до заводских окраин.
Затишье страшно стиснуло виски,
Достал, спеша, огрызок карандашный
И чистые эскизные листки
И – на бумагу замысел вчерашний.
На этот, в нотных контурах листок,
Как будто знак иного звукоряда,
Внезапно пепел неостывший лёг
Сгоревшего Бадаевского склада.
Такое чувство брезжило в душе,
Как будто в самом воздухе Седьмая
Жила неслышно до него уже,
А он лишь ловит звуки, ей внимая.

Задание в программе Audacity

Я предлагаю  Вам создать звуковой файл в котором будут звучать последовательно 4 темы симфонии (Г. П. Iч, тема нашествия, тема IIIч и Финал). Выбрать их надо из папки на рабочем столе с названием «программная музыка».

Рефлексия. Проверка задания и оценка самих обучающихся

Обучающиеся демонстрируют полученную звуковую дорожку.
Сравнивают свои работы, правильность выбранных тем  и сами оценивают.

Песни о родном городе

С первого дня Великой Отечественной до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности, поднимала боевой дух воинов. Как верный друг она не покидала солдата в трудную минуту, она «шла» с солдатом в бой.
Что пели на фронте?
Сначала это были популярные песни довоенного времени. Но очень скоро появились новые песни. Во время войны только Ленинградскими композиторами были созданы 192 крупных произведения и большое количество песен.
Осенью 1941г замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Враги рассчитывали на то, что Ленингадцы сдадут свой город. Но они просчитались. Ленинград выстоял, выдержал 900 дней и ночей блокады.
Огромную роль сыграла легендарная трасса, проложенная по льду  Ладожского озера – Дорога жизни. Никогда не забудется мужество и героизм всех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз и метель работал на дороге жизни.

Их подвигу посвящена песня «Ладога». Автор слов Пётр Богданов – обратился к участникам художественной самодеятельности старшине Краубнеру и сержанту Шенбергу подобрать музыку к словам. В декабре 1942 г песня была напечатана в красноармейской газете, а в феврале 1943г состоялась её премьера на смотре армейской художественной самодеятельности Ленинградского и Волховского фронтов. И стала песня одной из самых любимых для воинов и защитников Ленинграда. И сегодня ветераны с удовольствием слушают и поют эту песню. [3]

Исполнение песни «Ладога»

Оценка деятельности обучающихся

Д/З Составить программу концерта, посвященного 70.й годовщине снятия блокады, с использованием программной классической музыки и песенного репертуара.

Список литературы

  1. Виды программной  музыки http://froland.ru/lyceum/muslit/man4_3_1.html
  2. «Шостакович в Петрограде – Ленинграде» С. М. Хентова  /ЛЕНИЗДАТ – 1979г/
  3. http://a-pesni.org/ww2/folk/ladoga.htm

Приложение 1