Украшения в жизни древнего общества. Греческая вазопись

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Вид урока: урок-практикум

<Цели:

  • Образовательные: познакомить учащихся с произведениями античного искусства древнегреческих гончаров (вазами, чашами, сосудами), особенностями их росписи, мотивами в греческой вазописи;
  • Развивающие: научить отличать типы древнегреческих ваз, виды и стили вазописи; формировать и развивать духовную ценность средствами мировой культуры и искусства; формировать познавательно – творческие способности учащихся;
  • Воспитательные: воспитывать интерес к искусству народов мира и мотивацию к учебной деятельности.

Ожидаемый результат: обучающиеся изучив тему “Древнегреческая вазопись” выполнят макет древнегреческой вазы в стиле чернофигурной или краснофигурной

Оборудование и материалы урока: мультимедийная аппаратура, презентация, бумага красного и чёрного цвета, ножницы, клей, цветной картон, чёрная и красная акварель или гуашь, кисти.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере греческих ваз.
  3. Практическое выполнение задачи.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка к уроку

Просмотр начала презентации (Слайды 1-7)

- О чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (об античных вазах)

- Какие цели мы поставим перед собой? Чему будем учиться? Что будем развивать, воспитывать? (ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы должны углубить знания, полученные на прошлом уроке изобразительного искусства по античной культуре. Познакомиться с техникой изготовления, названиями и росписью старинных сосудов, учиться работать творчески.

2. Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере греческих ваз.

Греки были очень талантливы и мудры. А сейчас, ребята, прочтут стихотворение, посвященное Древним грекам.

1-й ученик:

Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки,
Даже порой удивленье берёт,
Ну до чего знаменитый народ!

2-й ученик:

Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали,
(с детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас).

3-й ученик:

Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийский игры они
Тоже придумали в давние дни!

4-й ученик:

Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково,
Было скульптурное их мастерство!

- Как называется искусство создания предметов быта с их художественным оформлением? (ДПИ).

Древняя Греция славилась многими искусствами. Но особенное место занимало искусство роспись ваз – вазопись. Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи

- А что означает слово “керамика”? (от греческого “керамос” - глина).

Древние мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения:

Амфора – для хранения оливкового масла и вина (слайд 9)

Кратер – большой сосуд для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили (слайд 10)

Килик – изящная чаша для питья (слайд 11)

Пелика и гидрия – сосуды для жидкости (слайд 12)

Лекиф – сосуд для масла (слайд 13)

- К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады. (Слайды 14-17)

Античные греки редко оставляли надписи, позволяющие добравшимся до их поселений археологам точно определить время жизни обитателей этих поселений. Возможно, самый важный из признаков определения времени обитания - различные стили вазописи, которые развивались в строгой последовательности, позволяющей опытному исследователю весьма конкретно определить временной период для каждого поселения уже только за счет простого изучения найденных осколков керамики. (Слайд 18)

Можно выделить несколько периодов вазописи. Ранний из представленных стилей, известный как геометрический, процветал с X по VIII век до н. э. Он опирается на строгие линии и повторение основных форм: кругов, квадратов и треугольников. (Слайд 19)

В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Художники, которые его применяли, рисовали на черном фоне фигуры, не закрашивая при этом естественный цвет глины. Новый прием позволил свободнее и естественнее передавать сложные позы и движения людей. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни.

Спустя примерно столетие мотивы орнамента уступили место человеческим фигурам, выполненным в так называемой чернофигурной технике. (Слайд 20)

В конце VI века появился еще один стиль вазописи, так называемый краснофигурный. Наряду с мифологическими сюжетами на вазах, киликах (чаша для питья), кратерах (большие вазы) стали изображаться сцены из повседневной жизни. (Слад 21)

Сформулируйте, чем различаются эти техники росписи? (чернофигурная – черные фигуры и орнамент по красной поверхности сосуда (естественный цвет обожженной глины), краснофигурная – изображения и орнамент естественного цвета обожженной глины, фон - черный).

Чёрнофигурная - фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица. (Слайд 20)

Краснофигурная - фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным, и на них наносились чёрные линии, складок и прочие
подробности. (Слайд 21)

Актуализация опорных знаний

Все известные нам сведения о рисунках античного времени, в том числе и на вазах, говорят о том, что характер рисунка существенно изменился по сравнению с предшествующими эпохами. С его помощью художники учились теперь овладению натурой; это было необходимо для жизненно верного изображения человека и окружающего мира, передачи “естественной связи вещей”. Жизненность фигур, разнообразие сюжетов, множество бытовых деталей сочетаются в греческой вазописи с повышенной экспрессивностью, нервной манерой изображения. Росписи греческих ваз, чаш очень живые, выразительные: достоверно изображены крепкие, плотные тела в активном движении, передан объем; исполнены рисунки широкими, свободными линиями и пятнами.

3. Практическая работа

Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.

Работа выполняется в группе по 4 человека

1 ученик выполняет верхний орнамент,

2 ученик выполняет нижний орнамент,

3 ученик центральный рисунок,

4 ученик выбирает форму и стиль вазы

Учащимся раздаются иллюстрации, где показаны различные формы ваз; иллюстрации росписи амфоры растительным и геометрическим орнаментом. Учащимся необходимо из красной или чёрной бумаги вырезать форму вазы (по выбору): наклеить на лист цветного картона и расписать акварелью или гуашью в стиле греческой росписи или выполнить в технике аппликация.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4

4. Подведение итогов

Ребята, с какой росписью вы познакомились сегодня на уроке? (Греческая вазопись).

- Узор, построенный на повторении и чередовании составляющих его элементов называется ... (орнамент)

- Вазы, в которых хранили вино и масло называются ... (амфоры)

- Большая ваза в которой смешивали вино и воду называются... (кратер)

Как назывался стиль росписи при котором фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным лаком, а по чёрному изображению процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица? (чёрнофигурный).

Как назывался стиль росписи при котором фон заливался чёрным лаком, а фигуры оставались красным, и на них наносились чёрные линии, складок и прочие подробности? (краснофигурный).

5. Домашнее задание

Каждый дома самостоятельно выполнит вазу

Задание: изобразить мифологический сюжет или бытовые сцены из жизни древних греков в чёрнофигурном или краснофигурном стиле на сосуде любой формы.