Формирование исполнительской техники аккордеониста во взаимодействии слуховой и двигательной сфер

Разделы: Музыка


В современных условиях требование к исполнительскому мастерству аккордеонистов неуклонно возрастает. В учебных заведениях изучается все больше произведений различных стилей и жанров. Появляется необходимость так организовать учебный процесс, чтобы соединить различные и разнородные элементы исполнительской техники в единую систему.

В настоящее время в музыкальной педагогике, в частных методиках преподавания на аккордеоне и баяне накоплен ряд принципов, способов работы, методических приемов, соответствующих самым глубоким научным познаниям в области общей педагогики, физиологии и других наук.

Сложились реальные условия для создания научно обоснованной методики формирования и развития исполнительской техники на основе изучения взаимодействия слуховой и двигательной сфер, которое базируется на современных средствах обучения.

Исполнительская техника и её виды

Видами техники называется комплексы специфических для данного инструмента слуходвигательных навыков, применяемых для звуковой реализации конкретного музыкального содержания, обусловленные фактурой произведения. Существует несколько видов техники. Каждый вид техники отличается от остальных:

  • набором используемых навыков;
  • способами выполнения и характером взаимодействия
  • двигательных элементов;
  • спецификой способов звукоизвлечения;
  • преимущественной принадлежностью к технике одной из рук;
  • пространственной ориентацией.

Основополагающим видом аккордеонной техники является мехопальцевая артикуляция. При более подробном рассмотрении к видам техники так же можно отнести:

  • технику меховедения;
  • пальцевую технику;
  • технику звукоизвлечения;
  • штрихи-приемы (артикуляцию)

Формируя первые контакты ученика с инструментом, мы закладываем ту самую культуру движений, которая будет составлять основу исполнительской (художественной) техники на протяжении всей творческой жизни.

Постановка игрового аппарата

Первые двигательные приемы и навыки обычно связаны с понятием “постановка рук”, которое уже само по себе, провоцирует определенную статику движений – стоять, ставить и т. п. Гольденвейзер говорил о том, что в вопросах постановки “надо исходить из естественного положения человеческой руки, помня о том, что руки надо не ставить, а двигать”.

Так что же такое постановка рук? В сущности, это их наиболее рациональные движения. Рука становится не для фиксации самого положения, а чтобы извлекать звуки.

Игра на аккордеоне предполагает большой комплекс разнообразных игровых движений, формирующих постановку рук. Эталона постановки нет, как нет одинаковых людей. Однако это не отрицает того, что есть общие нормы и правила. Рассмотрим, какой должно быть постановка.

1) Динамичной (разнообразие и свобода движений должны быть столь же естественны, как и сама музыка).

2) Органичной (при формировании постановки необходимо создать гармоничное соотношение между всеми частями руки). Мера участия плеча, предплечья, кисти и пальцев зависит от темпа, фактуры, вида артикуляции, а так же и от субъективных факторов: свойств игрового аппарата аккордеониста, стиля его игры и темперамента).

3) Удобной (кисть и пальцы аккордеониста несут основную нагрузку во всех видах технике, и поэтому важно предоставить им максимальное удобство).

4) Естественной (форма кисти и пальцев должна быть ближе к
естественной, тогда они более работоспособны и выносливы).

5) Контактной (руки, готовые к игре любой фактуры, должны хорошо чувствовать топографию клавиатур).

Первоначальные игровые навыки на правой клавиатуре удобнее формировать во второй октаве. Более трудные позиции, в которых пальцам приходится менять свою естественную форму, осваивать легче, имея “эталон” комфортного контакта руки с клавиатурой.

При сжатом мехе левая рука, свободно согнутая в локте, продевается под ремень, при этом запястье в предплечевой части опирается на ремень; предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крышки, пальцы находятся над кнопками. Рука настолько должно быть выдвинута вперед, чтобы первый палец мог нажимать первый ряд, а пятый - вспомогательный ряд или тот ряд, который находится ближе к меху.

Техника звукоизвлечения и меховедения

При игре на аккордеоне звукоизвлечение производится синтезированным действием разнотипных движений обеих рук. Следовательно, для определения качества синтезированного действия, необходимо разложить его на ряд частных движений и определить степень их рациональности. Для этого рассмотрим, какие функции выполняют правая и левая рука при игре на аккордеоне.

Правая рука выполняет одну функцию - исполнение партии на правой клавиатуре. Левая рука выполняет две функции - ведение меха и исполнение партии.

При этом следует отметить тот важный момент, что условия, в которых выполняются эти действия, различны. Это обусловлено конструкцией инструмента, имеющего две системы клавиатур, разъединенных мехом. Правая клавиатура относительно неподвижная, левая же клавиатура при игре находится в постоянном движении.

Итак, совершая те или иные действия на инструменте, мы в результате получаем соответствующий звук. Но ведь любому действию всегда предшествует целевая установка, намерение - то, что психологи называют мотивацией, мотивом. Следовательно, прежде чем произвести звук на инструменте, ученик должен представить себе, какой звук он хочет получить? От представления, намерения, предслышания к реальному звучанию - такой путь формирования техники звукоизвлечения на любом музыкальном инструменте.

Звукоизвлечение на аккордеоне включает три фазы: начало звука (атака), продолжение звука (его протяженность) и завершение звука (окончание).

Желательно, чтобы с раннего периода обучения слух начинающего музыканта привыкал к разнообразному звучанию, а не зацикливался на одном статичном требовании, где доминируют лишь два глагола: нажимать (клавиши) и тянуть (мех).

Существует несколько способов прикосновения пальцев к клавишам, то есть приемов туше. Среди них: скольжение, удар, отскок, толчок, бросок, касание, нажим.

В процессе работы над звуком большое значение имеет планирование движений меха - разжим, сжим. На фоне всех движений (пальцев, кисти, рук), сопровождающих исполнительский процесс, движения меха занимают особое место. Если они не согласованы с другими движениями, исполнение художественно полноценным быть не может, более того, не скоординированные с другими движениями, они могут расшатать, а иногда и разрушить процесс игры, особенно его техническую сторону. Ведь разжим и сжим с точки зрения условий для работы левой руки неравнозначны: то, что удобно играть на сжим, не всегда удобно на разжим, и наоборот.

Планировать движение меха следует на основе глубокого анализа структуры произведения, фразировки, динамики, особенностей фактуры и т. д. Легко запоминается лишь “тот мех”, который органически вытекает из характера музыки и “впитывает” в себя вышеназванные элементы.

Интенсивность движений мехов - это не только атака и окончание звука, но и, прежде всего, звучание стационарной его части. На начальном этапе обучения на помощь могут прийти звукодинамические упражнения Г.Г. Стативкина, помещенные в его учебном пособии “Начальное обучение на готово-выборном баяне”. Суть этих упражнений заключается в переводе зрительных ощущений в слуходвигательные.

Научить ребенка “дышать” на инструменте плавно и энергично, быстро или медленно, глубоко или легко (“чуть дыша”) – одно из основных задач педагога.

Начинать звукоизвлечение следует на левой клавиатуре. Если же обратиться к известным учебным пособиям (школам и самоучителям игры на аккордеоне), можно заметить, что почти все авторы рекомендуют начинать извлечение первых звуков на правой клавиатуре. В итоге, не научившись вести осознанно и разнообразно мех, ученик привыкает к мысли, что функция меха - это нагнетание воздуха.

К счастью, наиболее прогрессивные педагоги-практики, ярким представлением которых является Г.Г. Стативкин, трактует роль меха по аналогии с приемами скрипичного смычка. Предложенные им беззвучные (шумовые) управления меха - “Шум моря”, “Ветер” и другие - стали уже хрестоматийными.

Один из важных моментов в технике меховедения является нахождение точек опоры левой руки. Всего их три:

Ладонные мышцы и мышцы большого пальца располагаются на ребре левого полукорпуса (коробки) аккордеона.

Запястье тыльной стороной опирается на левый ремень.

Предплечье внутренней стороны опирается на внутренний край левого полукорпуса (крышки) аккордеона.

При игре в разжим основной точкой опоры левой руки служит запястье, при движении меха на сжим - предплечье. Основная траектория движения меха - веерообразная. Любое отклонение от этих методических установок приводят, на наш взгляд, к излишней затрате мышечных усилий и, как результат, быстрому утомлению рук.

Техника игровых движений

Для рассмотрения этого вопроса следует классифицировать игровые движения по их характеру, типам, видам и т. д. С точки зрения физиологии движения, прежде всего, различаются по внешним признакам:

  • крупные - когда работает вся рука от плеча;
  • мелкие - когда работают только пальцы;
  • статичные - любые движения, совершаемые без замаха (ауфтакта);
  • динамичные - движения с замахом (ауфтактом);
  • рациональные - разумные (от слова “рацио” - разум);
  • нерациональные, то есть неприменимые, несоответствующие тому или иному характеру звучания.

С точки зрения физиологии целесообразно начинать с крупных движений, так как построение любого движения происходит “от центра к периферии”. Тем самым мы оградим ученика от сжатий кистевых, локтевых и спинных мышц, не говоря уже о пальцах.

Общеизвестно, что движения становятся свободными тогда, когда оно привычно, естественно, удобно. Педагог должен помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения от совершаемых движений, закрепить и довести их до автоматизации.

Отметим, что в формировании исполнительской техники на основе слуходвигательных связей выделяется ряд аспектов:

1. Исполнительская техника формируется в результате взаимодействия слуховой и двигательной сфер при ведущей роли слухового фактора. По мере совершенствования исполнительской техники характер игровых движений все в большей степени подчиняется слуховой сфере.

2. Двигательная сфера, занимаемая подчиненное положение в реализации выразительно-смысловых задач, в процессе формирования слуховых и двигательных сфер сама оказывает значительное влияние на деятельность музыкального сознания, слуховой и эмоциональной сфер.

3. Слуходвигательные основы академического аккордеонного исполнительства формируются в сложном и неоднозначном их взаимодействии на трех стадиях исполнительской техники. Своеобразие такого взаимодействия заключено в специфичности выбора двигательного варианта из клавиатурных, регистровых и меховеденческих множеств.

4. Не меньшую сложность и актуальность составляет задача обогащения слуходвигательного опыта, музыкального мышления аккордеонистов современным интонационно-образным материалом.

Список использованной литературы

1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М, 1981.

2. Александров А.А. Психологические факторы, определяющие состояние двигательного аппарата. Рукопись. 1980.

3. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. – М, 1986.

4. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и методы ее совершенствования. – Л, 1969.

5. Петрушин В. Музыкальная психология. – М, 1997.

6. Сараджев В.П. Взаимодействие слуховой и двигательной сфер в процессе формирования техники пианиста. Ав. кан. дис. – Л, 1984.

7. Цыпин Г. Исполнительская техника. – М, 1999.

8. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. – Л, 1973.