В Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


1. Организационная и методическая информация

Цель урока: выявить роль образа Петербурга в раскрытии идейного замысла романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, используя информационные объекты коллекции ЦОР.

Задачи урока:

  • актуализировать знания учащихся об образе Петербурга в русской литературе XIX века;
  • показать специфику Петербурга Достоевского;
  • продолжить развитие навыков аналитического чтения и смысловой рефлексии;
  • закрепить умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, а также представлять и оценивать результаты своей интеллектуальной деятельности;
  • развивать общепользовательскую ИКТ-компетентность и информационную культуру учащихся

Формы работы учащихся: групповая, работа в парах, индивидуальная

Тип урока: урок открытия нового знания

Необходимое техническое оборудование: персональные компьютеры для учителя и учащихся, локальная сеть, мультимедийный комплекс, Интернет-ресурсы (единая коллекция ЦОР)

2. Конспект урока

Этап урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивационно-целевой:

Цель:

Мотивация и целеполагание на процесс деятельности и результат

Фрагмент видеоклипа с песней И. Корнелюка о Петербурге

http://www.youtube.com/
watch?v=byzGCPwtZM0
 

Тип ЭОР: информационный.

С помощью этого фрагмента учитель обращается к эмоциональной памяти учащихся, настраивает на восприятие темы урока.

Эмоциональная разминка:

Учитель использует приём “Отсроченная отгадка”

2. Ведёт с учащимися подводящий к формулированию темы диалог, указывая на то, что с Петербургом связаны судьбы многих писателей, в том числе и Достоевского, о чём уже говорилось на прошлом уроке, где изучалась биография писателя и история создания его “Петербургского романа”

1.Совместное целеполагание. Задаёт вопрос:

- Какие задачи стоят перед нами сегодня?

- Какой проблемный вопрос мы должны обсудить?

Подводит итог всему сказанному.

Учебная задача: сформулировать тему урока.

После просмотренного фрагмента определяют тему урока. Анализируют эпиграфы к уроку, говоря о том, что в них выражена мысль о противоречивом городе, где человеку очень сложно жить.

Учебная задача: определить цель урока и сформулировать задачи. Принимают эти цели и задачи, мотивационно настраиваются на деятельность. Предполагают, что в качестве проблемного выступает вопрос “Какую роль играет образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”?

II.Организационно -деятельностный

Цель:

Организовать учебное взаимодействие, групповую, индивидуальную работу, представить результаты учебного труда.

Фрагмент интерактивной игры “Петербург Достоевского глазами читателей”.

“Учимся, играя”. Серия электронных образовательных продуктов. Издательство “Глобус” г. Москва.

Вид ОЭР: электронное учебное пособие:

Тип ОЭР: контроль знаний.

Данный вид деятельности поможет учителю быстро актуализировать знания учащихся по теме, а учащимся включиться в учебную деятельность, вспомнить изученный материал по данной теме.

Просмотр видеофрагмента “Дом старухи-процентщицы”

http://www.proshkolu.ru/
club/literature1011/file2/528296

Тип ЭОР: информационный

Просмотр видеофрагмента позволит наглядно увидеть то, о чём говориться на уроке, вспомнить содержание романа, также он воссоздаёт эпоху Петербурга Достоевского.

1. Планирование деятельности. Слово учителя.

Учитель после актуализирующей беседы знакомит с планом совместной деятельности и инструкцией по проведению занятия и критериями оценивания работы.

2. “Приём-эпиграф”

Педагог просит объяснить смысл данных эпиграфов.

3. Актуализация знаний по теме урока.

Учитель выясняет, какие ассоциации вызывает у учащихся слово “Петербург”.

Приём “Ассоциативный куст”.

Включает в урок фрагмент интерактивной игры “ Петербург Достоевского глазами читателей”.

4. Презентации интеллектуальных продуктов учебной деятельности групп по теме “Экскурсия в Петербург Достоевского”.

Приём “Моделирование по заданным параметрам”

(Учитель осуществляет контроль выполнения домашнего задания).

Учитель: Петербург не просто фон, а действующее лицо романа. Давайте обратимся к тексту романа “Преступление и наказание” и ответим на вопрос:

-Какие цвета преобладают в романе, когда автор воссоздаёт образ города?

- Почему Достоевский считал, что “большой город - дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние?”.

Давайте убедимся в этом, послушав результаты работы групп по выполнению домашнего задания.

5.Просмотр и анализ видеофрагмента.

Учитель предлагает учащимся просмотреть фрагмент видеоурока “Дом старухи-процентщицы”.

6. Городской пейзаж и его роль в романе.

Учитель ведёт диалог, подводящий к теме “Городской пейзаж”.

-Какое время года изображено в романе? Докажите примерами из текста.

Вносят коррективы в план работы, знакомятся с инструкцией по проведению занятия и критериями оценивания деятельности

Учебная задача: объяснить смысл эпиграфов и соотнести их с темой урока.

Учебная задача: назвать ассоциации, которые вызывает слова “Петербург”Ученики отмечают, что Петербург – это город-музей, культурная столица России, город дворцов, мостов, рек и каналов.

Указывают, что там есть Эрмитаж, там жил Пушкин и т.д.

Учебная задача: ответить на вопросы, включённые в интерактивную игру.

Выполняют задание игры, осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

Учебная задача: с помощью текста романа ответить на вопросы учителя. Указывают, что жёлтый цвет создает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности. Этот цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Перед нами явное взаимодействие внутреннего и внешнего, героя и мира.

Учебная задача: представить результаты   групповых мини-исследований по теме урока.

Представляют свои группы:

“Исследователи”, “Экскурсоводы”,   “Аналитики”.

1 группа знакомит с результатами работы с текстом по теме “Где живут герои Достоевского”;

2-я группа отчитывается о результатах текстуального анализа по теме “Уличные сцены, которые потрясли”;

3-я представляет карту “Места пребывания Раскольникова”.

Оценивают и дополняют ответы одноклассников, оценивают свою работу.

Учебная задача: выписать ключевые слова, характеризующие Петербург времён Достоевского.

Во время просмотра выписывают слова: “роковой, нервная дрожь, канава, подвалы, чердаки, каморки, дом-утюг, дворы-колодцы, тёмная лестница, беднота...”.Работают с текстом, зачитывают примерыоб июльской жаре, духоте, толкотне вони из распивочных, пьяные и т.п., осуществляют самоконтроль деятельности

III.Контрольно-регулировочный

Цель: проверить уровень усвоения темы урока

Вид ЭОР: электронный учебный модульhttp://fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-
v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-
nakazanie-bazovoe-izuchenie.html
http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%
BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%
D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%20%
D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%
BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%
D0%BE%D0%B3%D0%BE
1.“Проверь себя”

Учитель предлагает проверить знания по изучаемой теме с помощью учебного модуля “Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание”, даёт инструкции по выполнению заданий, просмотру отрывка из фильма Кулиджанова “Преступление и наказание”, сохранению результатов на рабочих столах. (Проверка индивидуальных учебных достижений по теме урока)

Учебная задача: выполнить все задания учебного модуля и сохранить результаты работы на рабочем столе.

Выполняют задания учебного модуля, получают результаты и отправляют их на рабочий стол для учителя, тем самым осуществляют самоконтроль учебной деятельности.

IV. Рефлексивно-оценочный

Цель: осуществить рефлексию, дать инструкции по выполнению домашнего задания, сформулировать тему следующего урока.

http://fcior.edu.ru/card/28411/
obraz-peterburga-v-romane-f-
m-dostoevskogo-prestuplenie-i-
nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Фрагмент фильма Кулиджанова “Преступление и наказание”

1.Рефлексия.

Приём “Ранжирование

Учитель просит учащихся проранжировать высказывания о Петербурге разных авторов, в полной мере отражающих тему урока:

“Каюсь, грешен, не люблю”
Ф.М.Достоевский

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид,Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит...
А.С. Пушкин

О Петербург, проклятый Петербург! Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит!
В.А. Жуковский

2. Вариативное домашнее задание

Учитель формулирует домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру “Петербург Достоевского” по ключевым словам “канава, подвалы, чердаки, каморки, дом-утюг, дворы-колодцы, тёмная лестница, беднота”.

Альтернативные задания на дом:

-Устное высказывание “Петербург глазами Раскольникова”;

-“Двойной дневник “Уличные сцены в романе”.

- Включиться в переписку на блоге о Петербурге : фотографии с комментариями “Петербургские адреса Достоевского” (http://www.yadaleko.ru/blog-o-
sankt-peterburge-dostoprimechatelnosti-
kuda-skhodit-chto-posmotret)

3. Приём неоконченного предложения:

- Урок о Петербурге Достоевского поможет мне...

Сегодняшний разговор заставил задуматься о...

Петербург Достоевского  - это..

Прием “яркого пятна”. Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма Кулиджанова “Преступление и наказание” и сформулировать тему следующего урока.

Учебная задача: проранжировать высказывания по степени значимости.

Оценивают собственную деятельность по критериям в маршрутных листах, проводят ранжирование высказываний о Петербурге разных авторов.

Знакомятся с предложенными вариантами д/з, выясняют то, что не совсем понятно.

 

 

 

 

 

 

 

Продолжая предложения, учащиеся дают оценку уроку и говорят о том, как они поняли тему.

 

Формулируют тему следующего урока