Сетевые проекты как средство формирования коммуникативной и информационной компетентностей учащихся

Разделы: Иностранные языки


Обновление образовательных стандартов предполагает формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации. Знание иностранных языков является важным условием высокой квалификации любого специалиста, а их изучение позволяет человеку значительно расширить свои коммуникативные возможности, кругозор, повысить уровень культуры. Наряду с этим, большое внимание уделяется знаниям о социокультурной специфике стран изучаемого языка, приобщению к их традициям и реалиям.

Формирование коммуникативной компетентности будет более успешным, если в учебном процессе применяются информационные и коммуникационные технологии. Использование этих технологий позволяет нашим учащимся не только расширить сферу коммуникации, но и помогает адаптироваться к жизни в условиях информационного общества, уверенно чувствовать себя в высокотехнологичном конкурентном мире.

Одним из перспективных, на наш взгляд, направлений деятельности является участие школьников в сетевых проектах.

Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся - партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации.

Особенностями сетевого проекта являются:

  • общая проблема;
  • общая цель деятельности;
  • общие методы, способы действий;
  • общий результат (продукт), полученный в ходе телекоммуникации.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. В процессе работы над проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Взаимодействие участников происходит через специально созданный сайт проекта.

В 2013 – 2014 учебном году две команды учащихся 6 класса нашей гимназии приняли участие в сетевом проекте “Волшебный экспресс”. Проект был организован в рамках международного проекта " 300 ИнтелШкол-2013" (учредитель - программа Intel “Обучение для будущего”) при участии кафедры информационных технологий и кафедры иностранных языков ГБОУ ДПО Нижегородского института развития образования. В проекте приняли участие 70 команд из разных городов России, а также из Эстонии, Украины, Республики Казахстан.

Цель данного проекта: создание условий сетевого взаимодействия учащихся для активизации познавательной деятельности, развития навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, получения опыта творческого взаимодействия и сотрудничества, повышения уровня освоения иностранного языка и ИКТ.

В ходе работы над проектом участники команд совершили виртуальное путешествие в одну из англоязычных стран (участники наших команд выбрали Великобританию и США), которое помогло им лучше узнать язык, культуру, географию и историю данных государств.

Проект состоял из пяти этапов. На каждом этапе учащиеся проводили поиск информации, используя различные источники информации, осваивали Интернет - сервисы и представляли результаты проведенных исследований в разных форматах.

На первом, подготовительном, этапе участники проекта изучили правила безопасного поведения при работе в Интернете, зарегистрировались на образовательном портале Летописи  (Letopisi.ru), создали страницу своей команды на сайте проекта.

Второй этап назывался “Калейдоскоп городов”. На этом этапе учащиеся приобрели навыки работы с Google-картой в Wiki-среде, создали  фрагмент географической карты и поставили метки трех городов выбранных стран. Наиболее запоминающимся и ярким моментом проекта стала он-лайн игра “Города”, в которой наши команды стали победителями.

На третьем этапе, который назывался “ Виртуальный маршрут”, учащиеся научились работать с Google-презентацией и в Google Docs (копирование слайдов, вставка изображения на слайд, перемещение и удаление слайдов). Продуктом работы на данном этапе было создание трёх слайдов в презентации совместного редактирования “Виртуальный маршрут” о достопримечательностях Великобритании и США.

Продуктом четвертого этапа, который назывался “Главный портрет города”, стало создание “Ленты времени” о жизни известных людей. Учащиеся подобрали информацию о жизни выбранного героя и оформили биографию знаменитости в виде ленты событий и опубликовали ее в Интернете. Для создания “Ленты времени” учащиеся ознакомились с  Web-сервисами Timetoast.com и TimeRime.com.

На пятом, заключительном этапе, учащиеся создали виртуальную открытку с помощью сервиса Рlaycast.ru , а также провели исследование школьных традиций в стране изучаемого языка и оформили Wiki-статью на страницах своих команд. Результаты работы наших команд представлены на сайте проекта http://goo.gl/kpvjGq.

Участие в проекте стало успешным для команд, которые стали победителями и призерами этого проекта и получили дипломы I и II степени.

Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат.

Участие в сетевом проекте способствует, на наш взгляд, формированию опыта межличностного и межкультурного сотрудничества не только в личном контакте, но и с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся имеют возможность освоить различные сервисы и службы сети Интернет и получить опыт общения на иностранном языке посредством данных сервисов.

Работа над сетевым проектом позволяет освоить правила безопасного поведения при работе с компьютерными программами в Интернете, нормы и правила общения в сетевом сообществе.

Сетевой проект – возможность повысить мотивацию школьников к изучению иностранных языков и интерес к освоению новых информационно-коммуникационных технологий.

Участие в проекте способствует познанию окружающего мира, расширению кругозора, формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Участвуя в сетевых проектах, учащиеся приобретают множество полезных навыков, которые позволяют почувствовать себя компетентными в современном информационном обществе, приобрести умения и качества человека XXI века.

Лучше всего о результатах участия в проекте свидетельствуют отзывы детей: “Нам было очень интересно, узнали много нового и полезного, будем путешествовать в Интернете по правилам, научим других”. “Очень интересно и познавательно. Понравились новые сервисы, хорошее приобретение знаний для будущего”. Участие в сетевом проекте предоставляет их участникам яркие эмоциональные переживания, стимулирует к саморазвитию, достижению новых результатов.