Сказкотерапия при изучении морфологии в начальной школе

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично высказать свою мысль. Может ли учитель что-то изменить в современной школьной ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте ставить запятую. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего “Я”; мысль, настроение, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета “Русский язык” в школе должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы он умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего “Я”.

Процесс обучения - это не только передача научных знаний и социального опыта, но и подготовка человека к жизни в непредсказуемом будущем, развитие его личности в целом. В связи с этим перед современным образованием поставлены следующие задачи (М.Н.Берулава, Н.Г.Осухова):

  • содействие творческому развитию учащегося;
  • формирование мотивации познавательной деятельности;
  • создание на занятиях атмосферы сотрудничества, организация диалога ученика и учителя, а также учащихся между собой;
  • формирование у учащихся активной, самостоятельной и ответственной жизненной позиции.

Средством формирования рефлексивных умений и системы ценностей учащихся может стать сказка как текст, который сочетает в себе возможности развития речи, мышления, творческих способностей с воспитательным воздействием на личность ребенка.

Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят “мертвыми”, потому что учителя часто недооценивают ценность самого слова, а тем более, если это слово – грамматический термин. Сделать многие понятия в русском языке “живыми” для учащегося можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка.

Обращение к лингвистической сказке на уроках русского языка способствует в первую очередь формированию языковой компетенции учащихся, облегчает им усвоение теоретического материала за счет необычной, непривычной формы (авторы сказок: В.В.Волина, Т.И.Газеева, Е.И.Никитина, Т.Рик, и др.).

Сказкотерапия объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую “сказочную” форму. Формы работы со сказкой разнообразны. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества.

Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:

  • в качестве дидактического материала;
  • как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
  • как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность, выступая первоначальным толчком в проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития памяти. “Сказочный” дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя “сухие” правила учебника.

Итак, сказка повышает эффективность урока на всех этапах изучения материала.

1) Сказку на лингвистическую тему учитель использует как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее. Сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изученном явлении, легко запомнить главное.

2) Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, т.к. нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу.

3) Сказки на лингвистическую тему хорошо запоминаются, т.к. языковые понятия персонализируются в образах сказочных героев.

Морфологические понятия усваиваются детьми начальной школы с затруднением. Дети часто путают названия частей речи, их морфологические характеристики. Облегчить понимание этих понятий помогут “Весёлые учебники” Татьяны Рик. Автор придумала страну под названием “Части речи”, по которой путешествуют дети семьи Апельсинкиных вместе со своей учительницей Светланой Даниловной. Они встречаются с дедушкой волшебником Именем Существительным (самая “старая” часть речи), который может превратиться в любой ПРЕДМЕТ. С его дочкой художницей, Именем Прилагательным. Которая, как послушная дочь, во всем слушается своего родителя (имя прилагательное имеет те же грамматические характеристики, что и существительное, с которым оно связано). С Глаголом, который без конца что-то делал, и казалось, что у него не по две руки и ноги, а несколько (глагол обозначает различные действия).

Используя современные образовательные технологии, учитель может организовать групповую или парную работу по тексту. Пример использования грамматической сказки при изучении морфологии, темы: “Имя существительное”. Детям предлагается отрывок из книги Т.Рик. “Здравствуйте, Имя Существительное!”. (Приложение 1) Работая в парах, предлагаем найти ответы на вопросы:

- Кого встретили ребята?

- Как его зовут?

- Чем он показался вам интересен?

Учащиеся, работая с текстом, отвечают на предложенные вопросы, они приходят к выводу, что самый первый житель страны “ЧАСТИ РЕЧИ”, это волшебник “Имя существительное”, который может превратиться в любой предмет.

Так, в увлекательной форме через сказку, дети получают конкретные научные сведения о самой первой части речи – имени существительном. А если учитель покажет ещё и авторский рисунок (Приложение 2), запомнят эту часть речи уже точно, поскольку учитель задействовал все каналы восприятия.

Подобную работу учитель может организовать при знакомстве и с другими частями речи.

Так при знакомстве с Именем прилагательным учащимся предлагается другой отрывок из книги Т.Рик “Доброе утро, Имя Прилагательное!” (Приложение 3). С ним можно так же организовать парную или индивидуальную работу по тексту. Затем познакомить с авторским изображением этой части речи. (Приложение 4)

При знакомстве с глаголом предлагается ещё один отрывок из книги Рик Т.Г. “Здравствуйте, дядюшка Глагол!” (Приложение 5). И авторские рисунок Татьяны Рик (Приложение 6).

Использовать материалы книг Т. Рик можно на протяжении изучения всех частей речи и их грамматических характеристик. При изучении склонения существительных автор предлагает выучить небылицу и таким образом запомнить названия падежей. “ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ, ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ”.

А при изучении каждого падежа предлагается выучить стишок, в котором встречается много слов в этом падеже и найти предлоги, с которыми употребляются существительные.

Вот, например, с родительным падежом:

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски,
Но РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж
Я не помню, хоть зарежь!

Так в занимательной форме дети добывают серьезные знания, которые усваиваются уже намного легче и прочнее, чем полученные на традиционном уроке.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом обучения. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста, позднее – переписывались. Каждое поколение пересказывало, перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином “сказкотерапия” понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям школьников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. Она является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств - прежде всего за счёт своей метафоричности.

Различные занимательные истории, сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как к учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.

Литература.

  1. Арсирий Т.А. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  3. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  4. Зуева Т.В. Волшебная сказка. - М., 1993. - 240 с. 51 .
  5. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М. , 1998.-125 с.
  6. Канакина В.П. Сказка как одно из средств активизации деятельности учащихся в процессе обучения родному языку // Начальная школа. -М., 1991.-№7.-С.4-6.
  7. Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. \Психологическая наука и образование, 2002 -№2, стр.42.
  8. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1992.
  9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
  10. Потапова А.В. Превращение слов. – М.: Просвещение, 1990.
  11. Потапова Е.Н. Радость познанния. – М.: Просвещение, 1990.
  12. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М., 1994. - 94 с.
  13. Рик Т.Г. Здравствуйте, дядюшка Глагол! - М., 1995 . -138с.
  14. Рик Т.Г, Здравствуйте, Имя Существительное! - М., 1994. - 94 с.
  15. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
  16. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Я.: Академия развития, 1996.
  17. Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. – Л.: Детская литература, 1991.