Урок физической культуры по теме «Элементы баскетбола»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Класс: 7 (20 учащихся)

Тип урока: урок систематизации и обобщения ЗУН (обобщающий)

Форма организации урока: урок с применением метода проектов

Образовательная цель урока: отработать у учащихся умения и навыки в выполнении элементов баскетбола, обобщить знания по заданной теме и способствовать формированию навыков проектной деятельности

Задачи развития и воспитания на уроке:

  • способствовать формированию у учащихся положительной мотивации к обучению по разделу “Баскетбол”;
  • способствовать формированию у учащихся культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, инициативы, дисциплинированности и сознательности;
  • способствовать развитию у учащихся познавательных умений и творческого подхода к применению знаний на практике;
  • способствовать развитию координационных способностей, быстроты, силы.

Учитель на протяжении всего урока создаёт условия для решения поставленных целей и задач.

Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, здоровьесберегающая.

Наглядность: мини-плакаты на стене зала

Инвентарь: 4 баскетбольных мяча, карточки и карандаши для работы в группах, секундомер

Место и продолжительность урока: спортивный зал, 45 минут

Содержание и ход урока

I. Вводно-подготовительная часть урока (13 минут)

Этап урока №1. Организационный момент. Создание благоприятного настроя на продуктивную учебную деятельность. Мини-разминка.

- Ребята, спокойно проходим в зал, становимся вдоль средней линии в одну шеренгу. (Взаимное приветствие, проверка экипировки и опрос о самочувствии).

- Сегодня мы будем работать в группах-командах, состав которых я сейчас проговорю. Не волнуйтесь, так нужно для достижения положительного результата. (Учитель тактично называет по именам учащихся, и они быстро перестраиваются в четыре колонны по одному. Учитель формирует команды заранее с учётом поставленных задач, с учётом физической подготовленности и половых различий учащихся).

- Внимание! Класс, нале-во! На вытянутые в стороны руки – разомкнись! (Класс образует четыре шеренги. Интервал между учащимися в шеренге не менее одного метра).

- Для начала немного разомнёмся на месте, подготовим наш организм к предстоящей нагрузке. (Учащиеся выполняют несложные общеразвивающие упражнения: круговые вращения в кистевых суставах, в плечевых суставах – руки к плечам, перекаты ступнями, повороты туловища – руки на пояс, 20 прыжков на правой ноге, 20 прыжков – на левой ноге, 20 прыжков – на двух ногах).

- Внимание! Класс, стойку баскетболиста принять! (Учащиеся принимают).

- Класс, выполнить поворот на месте без мяча. (Учащиеся выполняют).

- Молодцы! А теперь вправо приставными шагами в стойке баскетболиста, марш! (Учащиеся выполняют перемещения на согнутых ногах, имитируя защитные действия баскетболиста).

- Движение влево на исходную позицию. Стоп. Класс! Напра-во! За направляющими прямо шагом марш! (Команды подходят к лицевой линии напротив стены, где развешены учебные подсказки и тема урока).

Этап урока №2. Актуализация прежних знаний, умений и навыков.

- Прочитаем вместе выражение: “Чтобы хорошо играть в баскетбол, нужно хорошо владеть его элементами”! Согласны? (Отвечают)

- А какие элементы Вы знаете? (Учащиеся перечисляют, используя подсказки на стене: стойка баскетболиста, перемещения в стойке, остановка в прыжке и в шаге, поворот на месте, передачи мяча, ведение мяча, броски мяча).

- Все три недели мы с Вами работали по данной теме. Я предлагала Вам самые разные варианты выполнения передач и ведения, остановок и бросков, а Вы пытались их хорошо выполнять и применять в игре. Сейчас мы дружно и быстро вспомним все изученные элементы баскетбола. Класс! Кру-гом! Половинки команд перейти на противоположную сторону площадки. (Учащиеся выстраиваются как при “Встречной эстафете”. На команду выдаётся один баскетбольный мяч).

Каждое из указанных ниже заданий ученик выполняет только один раз после команды учителя “Можно выполнять!” В данном случае применяется поточный метод выполнения – один за другим. По завершении каждого задания капитан команды поднимает мяч вверх.

  • Задание№1: ведение мяча бегом в среднем темпе по прямой правой рукой
  • Задание №2: ведение мяча бегом в среднем темпе по прямой левой рукой
  • Задание №3: ведение с изменением направления движения (“челнок” с касанием свободной рукой четырёх линий)
  • Задание №4: ведение с переводом мяча с одной руки на другую руку по прямой
  • Задание №5: передача мяча двумя руками от груди с расстояния 3х метров (после передачи ученик становится позади своей колонны)
  • Задание №6: передача мяча двумя руками от головы с расстояния 3х метров
  • Задание №7: передача мяча с отскоком об пол двумя руками от груди
  • Задание №8: передача одной рукой от плеча с расстояния 5ти метров

- Команды, за своими капитанами сбоку от щитов становись! (Учащиеся подходят к баскетбольным щитам с разных сторон).

  • Задание №9: бросок мяча произвольным способом с места по кольцу, находясь сбоку от щита с разных сторон.

  • Задание №10: бросок мяча по кольцу после ведения и двух шагов
  • Задание №11: штрафной бросок мяча (для выполнения этого броска сразу две команды строятся у штрафной линии)

Во время выполнения всех практических заданий учитель постоянно проговаривает методические указания, осуществляет индивидуальный подход и акцентирует внимание на соблюдение техники безопасности.

II. Основная часть урока (27-28 минут)

Этап урока №3. Постановка цели и задач урока

- Команды, к средней линии становись! (Команды возвращаются в колонны у средней линии). Команда, которая быстро освоила баскетбольные элементы и применяет всё их многообразие в игре, лучше играет и чаще выигрывает. Вы согласны с таким утверждением? (Да) Следовательно, какая цель ставится перед Вами в сегодняшней игре? (Дети формулируют) Верно. Вам нужно применять освоенные элементы в игровой ситуации технично и разнообразно.

Теперь посмотрите на меня. (Учитель демонстрирует комбинацию из пяти баскетбольных элементов: 1) бросок по кольцу с места, 2) подбор мяча и ведение мяча правой рукой до средней линии, 3) остановка в шаге, 4) поворот на месте в руках с мячом, 5) передача от головы стоящему ближе к нему ученику).

- Что я сейчас сделала? Верно. Собрала баскетбольные элементы в единую комбинацию. А для чего? Верно. Чтобы отработать технику их исполнения и развивать свои координационные способности. Но это мой вариант комбинации. А у Вас, наверняка, найдётся свой вариант. Ведь Вы уже многое знаете и умеете. Правда? Так вот. Основным заданием для всех вас на сегодняшнем уроке будет (учащиеся сами проговаривают) – составление комбинации из пяти элементов баскетбола.

Этап урока №4. Подготовка учащихся к деятельности обобщения и систематизации знаний, умений. Применение знаний и умений в новой ситуации – проектная деятельность.

- Сейчас я выдам двум командам листки и карандаши для выполнения задания. За отведённые 6-7 минут, пока будут играть в баскетбол две другие команды, Вы сообща составите комбинацию, выберете капитана и помощников, чтобы в конце урока продемонстрировать свой проект всему классу. И наоборот. При составлении комбинаций необходимо учесть критерии, по которым мы будем вместе оценивать Ваши работы:

  • комбинация должна быть понятной и доступной для выполнения;
  • выполнение должно быть слитным, без пауз;
  • обязательно укажите способ ведения, передачи или вид броска мяча;
  • нельзя использовать не разученный элемент, а также один и тот же элемент дважды.

(Выполнение практической работы в группах занимает примерно15 минут. Две команды играют в баскетбол, выполняя поставленную цель в игре. Две другие команды составляют проект по указанной схеме, находясь в углах площадки по технике безопасности. И наоборот. Временно-освобождённых учащихся можно привлекать к данной работе. Учитель осуществляет судейство и помощь при создании проекта. Таким образом, происходит чередование повышенной физической нагрузки и отдыха).

Образец заполнения листа с заданием

Основное задание: Составьте комбинацию из пяти элементов баскетбола, освоенных на предыдущих уроках, и напишите их в последовательности исполнения.

1)____________

2) ____________

3) ____________

4) ____________

5) ____________

Состав Вашей рабочей группы:

Капитан - _________

_________________

_________________

_________________

_________________

Этап урока №5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция (7-8 мин).

- Внимание. Прошу команды занять места на скамейках. Рассмотрим Ваши работы.

(Учитель вызывает капитанов команд и их помощников, которые демонстрируют комбинации. Совместно с классом учитель обсуждает и оценивает правильность составления. Как оценим данную работу? Аргументы и доводы).

III. Заключительная часть урока (3-5 минут)

Этап урока №6. Рефлексия (итоги урока). Анализ и содержание итогов работы, выводы по выполненной работе.

- Класс, по кругу становись! (Учащиеся строятся в центре площадки). Итак, ребята, наблюдая за Вами в игровой ситуации, я заметила, что многие из Вас были гораздо активнее, чем на предыдущих занятиях (Учитель выделяет отличившихся учащихся). Наблюдалась слаженность в командах, стремление к победе, чему я очень рада.

Но самое ценное, что сегодня Вы смогли применить полученные знания при создании новых тренировочных комбинаций, которые мы будем выполнять на следующих наших уроках. Вам было интересно выполнять такое задание? (Отвечают) А что было труднее: составить или показать? (Отвечают)

Напомню: умение выполнять баскетбольные комбинации помогает нам не только хорошо играть в баскетбол, но и развивать физические качества, поддерживать наше здоровье, что самое важное в жизни. Все молодцы! До свидания, урок закончен.

Рисунок №1. Подсказки на стене