Цель урока: знакомство обучающихся с жанром соната на примере классической “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.
Задачи:
- Знакомство с музыкальным жанром “соната”.
- Знакомство с разными концертными залами.
- Воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран.
- Воспитание слушательской культуры.
- Формирование музыкальной культуры обучающихся.
Ход урока
Учитель. Здравствуйте, ребята.
Дети. Здравствуйте.
У. Меня зовут Гульшат Фаиловна. Я работаю учителем музыки в гимназии № 93, и сегодня проведу урок в вашем классе в этом прекрасном концертном зале. Давайте познакомимся друг с другом. Я задам вам вопросы, а вы на все вопросы ответите “Вот так” и покажете некоторые движения. Готовы?
Игра “Как живешь?” (пластическое интонирование).
- Как живешь? – Вот так!
- Как идешь? – Вот так!
- Как поешь? – Вот так!
- Как слушаешь? – Вот так!
Ребята, где можно слушать музыку?
Д. Ответы
У. Какую музыку вы любите слушать?
- Кто любит популярную музыку?
- Кто любит рок?
- Кто предпочитает классическую музыку?
- Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки.
- С музыкой каких композиторов вы познакомились на предыдущих уроках?
Д. Мусоргский М.П., Рахманинов С.В.
У. Они - композиторы какой страны?
Д. Они русские композиторы.
У. А вы знаете немецких композиторов?
Д. Да - Бах, Бетховен.
У. Послушайте одну известную музыкальную тему и назовите ее автора.
Слушание симфонии № 5 Л.В.Бетховена (Тема “Так судьба стучится в дверь”).
У. Кто автор этой музыки?
Д. Ответы.
У. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Д. Музыка Бетховена.
У. Да.
- Тема нашего урока “В концертном зале. Патетическая соната Л.В.Бетховена”. Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам.
- Я приготовила для вас концертные программки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока.
- Каждый музыкант начинает свой творческий путь со школьной сцены. Думаю, и вы уже выступали в этом зале, исполняя песни.
- Предлагаю вам пережить эти незабываемые ощущения, разучив и исполнив новую песню. Послушайте и скажите, в чем ее особенность?
Исполнение учителем песни Г.Гладкова “Песня-спор”.
Д. Она похожа на диалог.
У. Правильно. В этой песне участвуют два образа – один сердитый и строгий; другой – веселый и нежный.
У+Д. Разучивание песни с пластическим интонированием.
Д. Исполнение по группам (мальчики и девочки).
У. Молодцы. Теперь мы можем записать первые пропущенные слова в программе.
Д. Ученики 4 класса (запись в программках).
У. Молодцы. Вы хорошо исполнили эту песню-диалог.
У. Предлагаю вам послушать другой музыкальный диалог, который прозвучал в Концертном зале Уфимской Академии искусств. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер у музыки?
Слушание сонаты для скрипки и фортепиано Абрара Габдрахманова.
У. Кто участвовал в диалоге?
Д. Скрипка и фортепиано.
У. Правильно. Прозвучали скрипка и фортепиано.
- А какие характеры вы услышали?
Д. Одна - резкая, быстрая, веселая.
Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая.
У. Музыка какого народа прозвучала?
Д. Башкирского.
У. Молодцы. Эту музыку написал башкирский композитор Абрар Габдрахманов. А произведение, которое мы послушали, называется соната. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы.
Д. Соната для скрипки и фортепиано(запись в программках).
У. Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает “звучать”.
- Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов.
- Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.
- Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор.
- Мы переносимся с вами в концертный зал Берлина, чтобы познакомиться с этим великим творением. Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?
Игра учителем темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.
У. Какое душевное состояние передает музыка?
Д. Ответы.
У. Молодцы, я согласна с вами. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты. Возможно, это он и хотел передать в музыке?..
Слушание темы вступления “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.
У. Персонажи сонаты – разнохарактерные музыкальные темы.
- Предлагаю вам послушать первую тему сонаты и охарактеризовать ее.
Игра учителем Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена.
- Какой у нее характер?
Д. Ответы.
У. Молодцы. Какой нотный пример соответствует этой теме?
Д. Ответы.
У. Какие человеческие качества передаются в музыке?
- Предлагаю вам показать движение музыки с помощью жестов.
Слушание Главной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.
Какие человеческие качества переданы в музыке?
Д. Ответы.
У. И вот звучит Вторая музыкальная тема Патетической сонаты. Думаю, вы услышите ее особенность?
Игра Побочной партии (учителем).
У. В чем особенность этой темы?
Д. Здесь говорят два голоса, здесь звучит диалог.
У. Молодцы.
- Покажите руками, высоту звучания музыки – в верхнем или нижнем регистре.
Слушание Побочной партии “Патетической сонаты” Л.В.Бетховена с пластическим интонированием.
У. Какие слова передают характер вступления, первой и второй темы?
Д. Ответы.
У. Молодцы. Людвиг ван Бетховен назвал эту сонату Патетической, что значит взволнованная, страстная.
- Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена.
Видеофрагмент.
У. Заполните пропущенные слова Третьего номера программки.
Д. Патетическая соната Л.В.Бетховена (Запись в программках).
У. Наше путешествие подходит к концу. И мне вновь хочется задать вам вопрос: нравится ли вам классическая музыка?
- Я вижу, что рук стало больше. А значит, наш сегодняшний урок прошел не зря.
- Уверена, что желание слушать классику у вас будет больше после выступления нашего гостя, чей путь музыканта так же начинается на школьных подмостках.
- На сцене - Владимир Сычев, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ученик музыкальной школы № 10 города Уфа. В его исполнении прозвучит Соната австрийского композитора Йозефа Гайдна.
Выступление Владимира Сычева.
Ваши программы заполнены. Молодцы.
Домашнее задание: составить программу концерта классической музыки из знакомых произведений.