Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


“Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду.
Найти себя в себе самом
И не терять из виду”.
А.Твардовский

Замечательный учёный Сухомлинский В.А. писал: “Страшная опасность – безделье за партой. Безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьная мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере - в сфере мысли”. Нет смысла доказывать правоту этих слов.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

Поэтому сегодня важно не столько дать как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В связи с вышесказанным на своих уроках применяю проблемно-диалоговую технологию. На мой взгляд, именно эта технология наиболее удачно соответствует вызовам времени. На проблемных уроках ученики не получают готовые знания во время объяснения, а “открывают” их под руководством учителя. Так поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается большая степень усвоения полученных знаний. У учащихся появляется опыт деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, дети учатся определять границы собственного знания и незнания. Организация групповой работы на уроке позволяет каждому ученику проявить себя. Учащиеся управляют собственной деятельностью, развивают инициативу и самостоятельность, появляется возможность почувствовать себя успешным не только у сильных, но и у слабых учеников. Формируется самоуважение, растёт самооценка. Работа в группе помогает развивать коммуникативные навыки, учит работать с информацией. Достижение цели невозможно без сотрудничества, умения слышать друг друга, принимать точку зрения одноклассников, которая не всегда совпадает с собственной. Проблемный урок всегда будет личностно-ориентированным, здоровьесберегающим. Проблемные уроки формируют не только ЗУНы, но и УУД.

Проблемное обучение реализуется на уроке, если создаётся проблемная ситуация. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо развести понятия “проблема” и “проблемная ситуация”.

Проблема – это то, что требует решения. Проблемы мы решаем.

Проблемная ситуация же создаётся учителем на уроке.

Это – противоречие между уже известным и новыми знаниями, состояние интеллектуального затруднения. Проблемный урок имеет чёткую структуру:

  1. постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока;
  2. поиск решения - открытие субъективно нового знания;
  3. выражение решения – выражение нового знания в доступной форме;
  4. реализация продукта – представление продукта учителю или классу;

Для решения проблемы я использую два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает “открытие” знаний путем проб и ошибок. (см. Приложение 1). Подобрать материал не составляет большого труда так как в исторической науке по большинству вопросов у учёных нет единой точки зрения.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что я сам сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием - “яркое пятно” заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. (см. Приложение 2)

После того, как проблема сформулирована и записана на доске, ученики выдвигают гипотезы по её решению. Гипотезы записываются на доске Проверка правильности гипотез может быть организована при работе в группах. Группы могут быть сформированы как учителем, так и обучающимися, в зависимости от подготовленности класса и целей данного урока.

Для организации групповой работы можно воспользоваться материалами учебника, словарями, хрестоматиями, справочниками – на усмотрение учителя.

В ходе обсуждения гипотез каждая группа записывает в сжатом виде окончательный вариант решения проблемы. Это может быть устный ответ, план, таблица, схема, кластер.

Конечно, очень важно ещё на этапе подготовки проблемного урока тщательно продумать работу групп:

  • какие варианты гипотез могут быть предложены учениками для решения данной проблемы и заранее подготовить материал, подтверждающий или опровергающий их;
  • к каким выводам в процессе обсуждения гипотез должны прийти ученики в каждой группе;
  • в какой форме каждой группе лучше представить результат.

Следующий этап урока – это отчёт групп. Он так же может быть организован по-разному: отчитываться может представитель, которого выдвинула группа, выступающего может назначить сам учитель, можно заслушать группу целиком. Лучше заранее оговорить с учениками, что высказываться будет каждый. Я считаю, что ученикам с повышенной тревожностью, неуверенным в себе так легче публично представлять продукт собственного труда. Они чувствуют поддержку группы, понимают, что в случае затруднения товарищи придут на помощь. Таким образом, у них повышается самооценка, появляется уверенность в себе, формируются коммуникативные навыки. Полученные выводы каждая группа может оформить в виде тезисов, схем, таблиц.

Заключительный этап проблемного, как и любого другого урока – это рефлексия.

Я предлагаю вспомнить, как была сформулирована проблема в начале урока, какие были высказаны предположения, гипотезы, к каким выводам пришли в итоге? На данном этапе задаю обучающимся несколько вопросов: “Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?”, “Чьи версии подтвердились?”, “Как вы оцениваете свою работу?”. Учащиеся обобщают материал, делают выводы по проблеме, проводят самоанализ, самооценку (возможно взаимное оценивание).

Применение проблемно-диалоговой технологии позволяет организовать подготовку к ЕГЭ практически на любом уроке истории и обществознания.

В контрольно-измерительных материалах по истории уже содержатся задания на анализ исторического источника (всех трёх частях), практически по любой теме с IX века и до начала XXI века. Подобрав нужный материал, я организую обсуждение предложенного текста (можно использовать задания части С1, С2, С3) и предлагаю ученикам самим сформулировать тему урока. Вместе с учениками ставятся цели, намечается план изучения данной темы. Даже если этап изучения новых знаний учитель запланирует как традиционное объяснение, такой урок всё равно нельзя назвать традиционным. На этапе рефлексии (на любом другом этапе урока, в зависимости от целей) необходимо вернуться к слайду и провести более подробный анализ исторического источника, отработав те моменты, которые учитель опустил на этапе проблемного введения темы. Задания ЕГЭ “С-5” выявляют умение учащихся анализировать исторические версии и оценки. Это приём создания проблемной ситуации на противоречии двух фактов, точек зрения по одной теме. Задание ЕГЭ по обществознанию “С7” – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Не надо ничего искать, придумывать, можно использовать готовые задания из открытого сегмента ФБТЗ. Историю в школе изучают по концентрам, поэтому я считаю, что задания из ЕГЭ можно использовать не только на уроках в 10-11 классах, но и в 5-8 классах, адаптировав их с учётом возраста учащихся.

Таким образом, применяемые мною методы, приёмы, технологии заставляют обучающихся самостоятельно думать, обдуманно действовать, адаптироваться к социальным условиям, быть способным к самообразованию.

Мои уроки развивают у обучающихся:

  • умение формулировать собственные учебные цели, принимать решение в случае нестандартной ситуации;
  • осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
  • ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
  • умение работать в группе, искать и находить компромиссы; формирование у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации;

Список литературы.

  1. Мельникова Е.Л. “Проблемный урок или как открывать знания с учениками”, Москва, АПК и ПРО, 2002.
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: Университетское. 2001г.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
  4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: Пед. Центр “Эксперимент”, 1995.
  5. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие. – Киров: ВГПУ, 1997.

www.fipi.ru Открытый сегмент ФБТЗ, Справочно-поисковый модуль, задание по истории России