Цель: систематизировать работу по самообразованию.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Для того чтобы учить других, нужно знать больше.
Работа по самообразованию является необходимой для повышения профессионализма учителя. Педагогу работа по самообразованию позволяет:
- расширять и конкретизировать свои знания,
- осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе проблем,
- найти наиболее приемлемые технологии в преподавании учебных предметов.
На практике педагог встречается с трудностями по организации самообразования (выбор темы, анализ проделанной работы и т.п.). Как правило, работа по самообразованию заключается в изучении теоретического материала и не имеет практического выхода в диссеминации опыта.
Поэтому представленная тема является актуальной в методической работе школы как необходимая составляющая в учебно-воспитательном процессе, способствующая в целом развитию компетентности педагога.
Тема “Организация работы по самообразованию” наиболее методически грамотно спланирована на школьном методическом объединении (ШМО) учителей английского языка.
Особенностью её реализации стало объединение учителей иностранного языка по освоению в рамках темы по самообразованию новой педагогической технологии - развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Решаемые проблемы:
- повышение педагогического мастерства учителя через освоение новой технологии;
- умение провести учителем самоанализ деятельности;
- выбор наиболее эффективных методов работы;
- активизация учащихся через системно-деятельностный подход;
- повышение уровня мотивации учащихся к изучению предмета.
Основные направления деятельности
В методической литературе выделяют следующие основные направления деятельности по самообразованию: общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое.
1. Общеобразовательное самообразование включает:
- общеобразовательную информацию;
- информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность;
- знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.
2. Предметное самообразование включает:
- изучение специальной литературы по предметам;
- посещение специальных занятий, курсов, семинаров.
3. Психолого-педагогическое самообразование включает:
- изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.
4. Методическое самообразование включает:
- повышение уровня педагогического мастерства в методике преподавания предмета через:
- изучение литературы по теме самообразования;
- изучение педагогического опыта;
- анализ собственной деятельности.
Все направления взаимосвязаны.
Как сказано выше, особенностью реализации организации работы по самообразованию стало объединение учителей по освоению новой педагогической технологией “Развитие критического мышления через чтение и письмо” (РКМЧП).
Каждый учитель определил тему по самообразованию в рамках освоения данной технологии, учитывая свой опыт и профессиональные возможности.
Темы самообразования педагогов ШМО учителей английского языка
№ | Ф.И.О. | Год рождения | Категория | Стаж | Методическая тема | Результат |
1 | #### | #### | Высшая | 17 лет | Методы и приемы обучения чтению на разных этапах обучения английскому языку | Выступление на ШМО, обмен опытом |
2 | #### | #### | Высшая | 19 лет | Использование ИКТ технологий на уроках английского языка | Открытый урок, обмен опытом |
3 | #### | #### | Высшая | 26 лет | Формы и методы работы при обучении монологической речи с опорой на текст | Выступление на ШМО, открытый урок, мастер-класс, обмен опытом |
4 | #### | #### | Высшая | 15 лет | Групповые формы работы в технологии РКМЧП на уроках английского языка | выступление на ШМО, обмен опытом |
5 | #### | #### | Первая | 3 года | Игровые технологии обучения на уроках в младших классах | обмен опытом, аттестация |
6 | #### | #### | Первая | 2 года | Организация этапов урока английского языка по технологии РКМЧП | обмен опытом, аттестация |
Для успешной реализации тем по самообразованию в рамках ШМО были определены следующие виды деятельности учителя:
Работа по осуществлению систематизации самообразования учителей в рамках ШМО начата в 2012-2013 учебном году.
1 этап – организационный (август – декабрь 2012 год)
Цель: изучение теоретических основ, определение (конкретизация) тем по самообразованию.
Задачи:
- обобщить теоретические данные;
- определить основные виды деятельности по самообразованию;
- организация системы работы.
В ноябре 2012 года в рамках работы ШМО учителей английского языка был проведен круглый стол по теме “Современные педагогические технологии и их использование в обучении иностранным языкам. Знакомство с технологией критического мышления”, где руководитель ШМО ознакомила коллег с теоретическими основами технологии РКМЧП.
В декабре 2012 года было проведено заседание ШМО, на котором учителя английского языка выступили с докладами в рамках изучения технологии РКМЧП (“Технология развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку”; “Технология развития критического мышления - методы и приемы стадии вызова”).
2 этап – практический (январь 2013 – январь 2015 гг.)
Цель: практическое применение знаний, развитие профессиональных компетенций.
Задачи:
- осуществление методического сопровождения;
- выбор наиболее эффективных традиционных и инновационных форм и образовательных технологий;
- обмен опытом по теме самообразования;
- освоить навыки проведения отчета по самообразованию.
В рамках межсекционной работы (январь – февраль 2013 г.) учителями были даны уроки с использованием элементов технологии РКМЧП.
Учитель английского языка высшей категории со стажем работы 26 лет представила урок в 8 классе, проведенный с использованием технологии РКМЧП на всех этапах урока. Был проведен анализ урока, состоялся обмен мнениями среди учителей о возможности использования представленных приемов в практике, также учителя поделились опытом своей работы в рамках темы по самообразованию.
В апреле 2013 года на очередном заседании школьного методического объединения учителя английского языка представили отчеты по темам самообразования, обменялись опытом своей работы, где продемонстрировали фрагменты уроков с применением данной технологии.
Работа по темам самообразования продолжена в 2013 – 2014 учебном году.
В рамках школьного постоянно действующего семинара “Компетентность в образовании” в ноябре 2013 года учитель высшей категории провела мастер-класс: урок с использованием технологии РКМЧП. В феврале 2014 г. На школьном семинаре при проведении Единого районного методического дня учитель английского языка высшей категории со стажем работы 19 лет представила урок для учителей школы во 2 классе, на котором были использованы элементы технологии РКМЧП и ИКТ. В апреле 2014 года заслушан отчет по самообразованию учителя высшей категории со стажем работы 15 лет “Групповые формы работы на уроке в технологии РКМЧП”.
При прохождении аттестации молодыми специалистами (до 5 лет работы) по повышению квалификации на первую квалификационную категорию технология РКМЧП представлена как одна из педагогических технологий, применяемой учителями английского языка (февраль 2013 г., декабрь 2013 г.)
3-й этап – аналитический: февраль - июнь 2015 г.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
- обобщение результатов работы;
- корректировка недочётов;
- обобщение и дессиминация опыта учителей на разных уровнях (выступления на педсоветах, семинарах и др.)
Риски
- узкая направленность в применении только одной технологии по теме самообразования (необходимость применения учителем параллельно и других технологий: ИКТ, игровая, и т.д.)
Эффекты
- повышение педагогического мастерства учителя;
- прохождение аттестации;
- внедрение, распространение опыта среди педагогов школы;
- развитие исследовательской, творческой активности учащихся;
- сотрудничество ученика и учителя: самостоятельная деятельность и совместный поиск: работа с вопросами продуктивного уровня;
- развитие ИКТ компетентности учителя и учащихся.
Заключительная часть
Работа по самообразованию позволила:
- объединить учителей в рамках системной методической работы;
- освоить теоретические и практические основы технологии РКМЧП, повысить активность учащихся;
- внедрить наиболее эффективные приемы и методы в работе учителя с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся;
- осуществить распространение опыта по организации самообразования учителей ШМО на уровне школы;
- распространить использование технологии в методическую работу школы.
Опыт по организации самообразования по использованию технологии РКМЧП включен в работу школьного постоянно действующего семинара.