Урок внеклассного чтения «Трансформация образа семьи в повести Дины Сабитовой "Три твоих имени"». 7–11-е классы

Разделы: Литература


Цель: повысить интерес учащихся 7-11-х классов к чтению современной литературы.

Задачи:

  • Развитие читательских и исследовательских навыков при работе с текстами художественного произведения.
  • Формирование и воспитание чувства милосердия, сострадания.
  • Повышение общего культурного уровня учащихся 7-11-х классов.

Домашнее задание к уроку:

1) прочитать повесть Дины Сабитовой “Три твоих имени”;

2) выполнить иллюстрации к наиболее запомнившимся моментам.

Оборудование: проектор, выставка рисунков учеников, магнитная доска, геометрические фигуры (параллелограмм, квадрат, круг), вырезанные из бумаги.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Тема урока, цели и задачи проецируются на доску. (Учитель дает им комментарий).

2. Выступление учеников, работавших со словарями. Что такое семья в представлении общества? Конечно, мы видим в этих определениях только “форму” семьи, а что должно связывать “группу близких родственников” помимо общей жилой площади?

Давайте посмотрим, какие модели семьи представила нам автор повести.

3. Беседа по содержанию повести.

  1. Первая часть повести называется “Ритка”. Кто такая Ритка? Где она живет? С кем? (Состав семьи).
  2. Чем занимаются родители девочки? Как Ритка воспринимает отца, мать?
  3. Понимает ли девочка, что живет в неблагополучной семье? Тяготится ли своей семьей, страдает? (Нет, она воспринимает все спокойно, живет своими детскими интересами, познает мир, мечтает о том, как пойдет в школу, готовится к ней (есть тетрадки). Ритка видит, что у них многое “ни как у людей”, но живет надеждами на будущее, уйти из семьи совсем ей даже не приходит в голову, она по-своему старается изменить обстановку в доме, создать уют, навести порядок. Рита не знает, какой должна быть семья, ей не с чем сравнить, поэтому она боится, что семью могут разрушить – забрать их с Гелькой в детдом, как пугал отец).
  4. Какие обязанности у Ритки? Кто на нее их “возложил”? (Сама)
  5. Защищает ли Рита своих родителей, когда их осуждают соседи? (Да: “И вовсе моя мамка не навозная муха...”)
  6. Понимают ли родители потребности детей? (Нет, не понимают даже элементарных, важных для жизни: забывают еду сварить, забывают, что у детей нет одежды, даже в школу Ритку ведет соседка, она же и собирает все необходимое для учебы девочки).
  7. Как учится Ритка? Есть ли у нее особые таланты, способности? (Замечательный голос, Рита усидчива, любит чистоту, тянется к прекрасному, учится вязать, что у нее хорошо получается).
  8. Оценили ли родители достижения дочки? (Нет).
  9. Почему Ритка бросается в огонь спасать свой рюкзак? Что она хранит в нем? Что значат эти вещи для Ритки? (Салфетка бабушки – символ уюта, тетради за пошлый год, исписанные безупречным почерком – свидетельство усилий, стараний, стремления к идеальному).
  10. Сделаем вывод. Как ощущает себя Рита в родном доме? Почему часть, в которой описывается ее жизнь в родной семье называется “Ритка”? С какой из геометрических фигур (закрепить фигуру на магнитной доске) можно сравнить модель семьи Ритки (ромб, параллелограмм искажение моральных и социальных норм).
  11. Обратимся ко второй части повести. Как она называется? Почему? Кто дал такое имя девочке? Как вы считаете, подходит ли оно ей? Нравится ли оно самой Рите?
  12. Считает ли медсестра Лариса ее своей дочкой? Как она воспринимает Риту?
  13. Как Рита относится к приемной матери, как обращается к ней?
  14. Заботятся ли о Рите в новой семье? В чем заключается эта забота? Интересуются ли внутренней жизнью девочки, ее увлечениями? (Только контроль за учебой, не покупают карандаши, о которых Рита мечтает).
  15. Почему автор прибегает к такому приему, как повествование от лица лабрадора, живущего в семье? (Родители не ценят девочку, она большую часть времени проводит у матери на работе, то есть в детском доме. Родители не только не балуют девочку, но и экономят на самом нужном – у Риты тонкая курточка, как “замечает” ее друг- лабрадор).
  16. Как Рита относится Ларисе, ее мужу? (Старается быть полезной, помогает, когда приходят гости, выгуливает собаку, стремится порадовать маму оценками, хотя некоторые предметы ей даются нелегко).
  17. Уютно ли Рите в этой семье? Она на что-нибудь жалуется? Понимает ли Рита, как на самом деле к ней относится приемная мать? Озлобилась ли Рита после того, как ее вернули в детдом? Затаила ли ненависть? (Нет, она приняла их решение, хотя ей очень больно, ее эмоции прорвались, только когда учительница назвала ее Марго.Девочка держит свои переживания в себе.)
  18. Выберите фигуру, которая может ассоциироваться с моделью семьи медсестры Ларисы (квадрат – внешнее благополучие, но нет в семье духовного единства. Муж Ларисы делает все, как она пожелает, абсолютно безволен. Каждый занимается собой – “все по своим углам”).
  19. О чем мечтает Рита после возвращения в детский дом? (“Я домой хочу...”).
  20. Нравится ли вам имя Гошка? Можно ли догадаться, что это уменьшительное от Маргариты? (Новое имя более легкое, мягкое, уютное, домашнее).
  21. Почему Лида и Степан решили удочерить именно Риту? (Мама Лида: “Мне нужна эта девочка...”. Создается впечатление, что они ее ждали всегда).
  22. Как мама Лида выстраивала свои отношения с Ритой? (Общались через смс целыми днями, Лиде было интересно все, что происходит с Гошкой, она выслала ей фото всей семьи даже с домашними питомцами).
  23. Удочерение Риты было желанием только Лиды? Как ее семья отнеслась к появлению Риты? (Риту ждали все: папа Степан надел белую рубашку (видимо, делает это нечасто, потому что она была плохо поглажена), он стремился понравиться новой дочке, старшего брата переполнили эмоции (забирается на второй этаж, кричит, привлекая внимание Риты).
  24. Каковы первые впечатления Риты от новой семьи? (“Я сразу узнала наш дом”, “...мой Матюшка лучше”, уснула, как только голова коснулась подушки, значит, чувствует себя не в гостях, а дома).
  25. Какой эпизод позволил Рите окончательно понять, что она дома? (Случайно услышанный разговор отца Степана с его матерью: “У меня теперь трое детей...”. Позиция отца – позиция его семьи, он готов защищать и отстаивать ее, даже если родная мать категорически против приемного ребенка).
  26. Птица, которую Рита видит во дворе дома, является символом чего? В какой части повести мы встречали упоминание об этой птице? (Серый дрозд – символ уюта, домашнего тепла, постоянства).
  27. Какой бы геометрической фигурой вы обозначили семью Лиды и Степана? (Скорее всего – это круг, потому что все живут интересами друг друга, в семье царит единство, взаимопонимание).

4. Выводы к уроку.

Как вы считает, будет ли счастлива Рита в новой семье? Почему? (Рита обрела семью, которую всегда хотела, даже не осознавая этого. Она нашла духовно близких себе людей).

Закончить урок хотелось бы высказыванием автора прочитанной нами повести Дины Сабитовой: “Ведь семья – это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к другу, общие интересы”. (Цитата в виде слайда выводится на доску).

Литература.

  1. Дина Сабитова. Три твоих имени. - М.: Розовый жираф, 2012.
  2. Ефремова Т.Ф. Новый толковый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Рус.яз. 2001.
  3. С.А. Кузнецов Большой толковый словарь русского языка.- Спб.:Норинт, 2003.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО “ИТИ ТЕХНОЛОГИИ”, 2003.