Обобщающий урок «Тепловые явления». 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (302 кБ)


Этот урок может проводиться в конце изучения темы “Тепловые явления” или как внеклассное мероприятие для обучающихся 8 класса.

Цели урока:

Образовательные:

1. Обобщить знания по теме “Тепловые явления”.

2. Расширить кругозор обучающихся.

Развивающие:

1. Развивать интерес к физике.

2. Развивать творческие способности обучающихся.

3. Раскрыть взаимосвязь между изученным материалом и явлениями в жизни.

4. Развивать смекалку, сообразительность, память, мышление.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к себе и другим людям.

2. Учить обучающихся работать в коллективе.

Участники:

Класс делится на 5 команд по 5 человек, команды рассаживаются вокруг своих столов. Каждая команда получает путевой лист:

№ конкурса Название конкурса Количество баллов
     

Материалы и оборудование

1. На демонстрационном столе - приборы и приспособления для опытов: спиртовка, картонная коробочка, 2 носовых платка, сосуд с водой, пинцет.

2. Портреты ученых.

3. На доске висит плакат:

“Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма, они не будут разгаданы. Наука ждет вас, друзья” Академик А. Н. Несмеянов

Форма проведения: урок-соревнование (2 часа).

Место проведения: кабинет физики МОУ СОШ № 71.

План проведения:

1. Викторина “Кто быстрее сообразит”.

2. Конкурс кроссвордов.

3. Конкурс “Термины! Формулы!”.

4. Физическое домино.

5. Конкурс экспериментаторов.

6. Конкурс “Физики-лирики”:

  • Конкурс пословиц и поговорок
  • Конкурс загадок
  • Конкурс по литературным произведениям

7. Конкурс “Реши задачу!”

Практическая реализация

I. Вступительное слово учителя, в котором говорится чему посвящен конкурс. Один из участников читает стихотворение:

Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу подсобить всегда сумеем!
Историю науки изучаем
И Ломоносова великим почитаем!
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется: “Теплота”!

II. Конкурсы.

1. Викторина “Кто быстрее сообразит”

Обучающиеся каждой команды берут карточки, где написаны вопросы, на которые нужно ответить. За каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный ответ – штрафные очки.

Вопросы:

- Почему вспотевшую на морозе лошадь накрывают попоной?

- На чашечки рычажных весов поставили и уравновесили стакан с холодной водой и стакан с горячим чаем. Почему равновесие быстро нарушилось?

- Почему в банях и прачечных некоторые металлические трубы, по которым подается вода, покрыты капельками воды, тогда как поверхность других труб сухая?

- Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозков?

- Кирпич кажется на ощупь теплее, чем мрамор при той же температуре. Какой материал обладает лучшими теплоизоляционными свойствами?

- Троллейбус затормозил и остановился. В какой вид энергии превратилась кинетическая энергия троллейбуса?

- Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение лета Арктикой, значительно больше, чем получаемое той же площадью в Крыму . Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно?

- Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная?

- Почему во время снегопада теплеет?

- Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры жидкости?

- Почему “... на морском берегу, развивающем волны, платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет...”? (Лукрецкий Кар)

- Почему сады и виноградники весной страдают от заморозков больше в низменностях, чем на возвышенностях?

- Будет ли гореть спичка, зажженная внутри искусственного спутника Земли, выведенного на орбиту?

- Почему пыль, представляющая частицы твердого вещества, довольно долго удерживается в воздухе во взвешенном состоянии?

- Почему 35-градусный зной в Молдавии переносится легче, чем 24-градусная жара в Ленинграде?

- Изменится ли скорость таяния льда, внесенного в теплую комнату, если его накрыть шубой?

2. Конкурс кроссвордов

Командам выдают лист с сеткой кроссворда и вопросами .

Максимальное число баллов – 7

Время работы 2-3 мин.

Задание командам: заполнить клетки, ответив на поставленные вопросы, и прочитать слово, находящееся в заштрихованных клетках. Максимальное количество баллов за кроссворд-7. Время на выполнение 3 минуты.

Вопросы:

Как называется:

1) Мельчайшая частица вещества? (Атом)

2) Прибор для измерения температуры тела? (Термометр)

3) Тонкая трубка, по которой жидкость поднимается под действием силы поверхностного натяжения? (Капилляр)

4) Единица измерения количества теплоты? (Джоуль)

5) Переход вещества из жидкого состояния в твердое? (Отвердевание)

6) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое? (Конденсация)

7) Синоним слова “эксперимент”? (Опыт)

3. Конкурс “Термины! Формулы!”

Каждая команда получает лист с заданием заполнить таблицу. Оценивается быстрота и правильность ответов.

Название процесса и его определение Формулы для определения   количества тепла Обратный процесс и его определение

4. Конкурс “Физическое домино”

Правила игры. Для игры данного типа готовится четное число карт, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещают портреты ученых, физические величины, формулы и рисунки, изображающие физические явления.

Карты раздают учащимся и заранее договариваются о той, которая начинает игру. Затем играющие по очереди выставляют свои карты так, чтобы каждая следующая карта была логически связана с предыдущей.

Энергия, необходимая для плавления вещества Джоуль   Переход вещества из твердого состояния в жидкое Теплопередача
Испускание лучей нагретым телом Испарение Плавление Определение количества теплоты, выделенное при полном сгорании топлива массой 1 кг.
Излучение Конденсация пара График кристаллизации нафталина Количество теплоты выделенное при полном сгорании топлива массой 1 кг
Количество теплоты, необходимое для нагревания вещества массой 1 кг на 1°C Олово Количество теплоты, полученное телом при нагревании
Способ изменения внутренней энергии без совершения механической работы Дж, кг Количество теплоты, необходимое для плавления вещества массой 1 кг, взятого при температуре правления

5. Конкурс экспериментаторов

Командам показывают опыты и просят соперников дать объяснение происходящему.

“целый горящий платок” (носовой платок хорошо пропитывают водой, слегка отжимают, смачивают спиртом и вносят в пламя спиртовки. Платок горит, но остается совершенно целым. Сухой же платок в этих условиях сгорает) ;

“негорящая бумажная коробочка с водой над пламенем спиртовки” (коробочку из плотной бумаги заполняют водой и щипцами держат над горящей спиртовкой. Через некоторое время вода закипает, но коробочка не горит.)

На подготовку ответов отводится 1-2 мин.

Оценки: за правильный ответ – 2 балла.

6. Конкурс “Физики - лирики”

Конкурс пословиц и поговорок

Обучающимся было дано домашнее задание, подобрать пословицы и поговорки по данной теме. Команды по очереди зачитывают свои пословицы и поговорки, соперники должны ответить на вопросы:

1. О каком физическом явлении (законе, понятии) идет речь.

2. Каков физический смысл пословицы или поговорки?

3. Верна ли пословица с точки зрения физики.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Примеры пословиц и поговорок:

  • Снег - одеяло для пшеницы. (китайская)
  • Не спеши есть горячую кашу с середины, а бери спокойно с краю. (тайская)
  • Сильная тяга в печи зимой- на мороз, слабая – на сырую погоду. (русская)
  • Если кочерга длинная, руки не обожжешь. (татарская)

Конкурс загадок

Обучающимся было дано домашнее задание, подобрать загадки по данной теме. Команды по очереди задают свои загадки, соперники должны отгадать их. За каждый правильный ответ -1 балл.

Примеры загадок:

  • Чего в избе не видно? (тепла)
  • Я вода, да по воде же и плаваю. (лед)
  • Из избы мерзнут, а с улицы нет. (Оконные стекла)
  • Как можно пронести воду в решете? (Заморозить)

Конкурс по литературным произведениям

Командам зачитываются отрывки из литературных произведений, к которым задаются вопросы на них необходимо ответить. За каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный ответ – штрафные очки.

- Чудесная береза (финская сказка)

“Получила девушка от матери в подарок платье расшитое и горячего коня, у которого один волос на гриве золотой, другой серебряный, а третьему и названья нет. Вскочила девушка на коня и помчалась в королевский замок, только искры из под копыт жеребца посыпались”.

Почему из-под копыт жеребца вылетают искры?

- Хитрый Петр и змей (Болгарская сказка)

“В полночь змей поднялся, схватил стопудовый молот, подошел к постели Хитрого Петра и ну дубасить по мешку. Бьет по камням, что есть силы – из камней искры летят. Бил-бил, вернулся к ведьме и говорит:

- Ну, теперь убил! Что правда, то правда: крепок был этот юнак, куда крепче меня, - я его колочу, а из него искры летят”.

Почему при ударе молота о камни вылетали искры?

- Д. Б. Кедрин. Мороз на стеклах

Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.

Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

- Мацуо Басё. “С треском лопнул кувшин...”

С треском лопнул кувшин;
Ночью вода в нем замерзла,
Я пробудился вдруг

Почему вода при замерзании разорвала кувшин?

- Данте Алигьери. Божественная комедия

И как с конца палимое бревно
От тока ветра его накала
В другом конце трещит и слез полно...

Почему горящее бревно трещит?

- И.А. Бунин. “Бушует полая вода...”

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом

Почему весной “дымятся черные бугры”?

- Ю. П. Кузнецов. Самовар

Вот самовар, мерцающий, потливый
Стоит со шпорой крана, как петух.

Когда самовар бывает “потливым”

7. Конкурс “Реши задачу!”

Каждая команда получает по две расчетные задачи. После выполнения первой задачи всеми членами группы один из учеников сообщает свой результат. Если результат у всех одинаковый и правильный, обучающиеся получают условие второй задачи. Если кто – либо получил иной результат (неверный), товарищи помогают отыскать ошибку, начисляют штрафные очки. Победителем считается команда, справившаяся с заданием быстрее других и с наименьшим количеством штрафных очков.

Примеры задач:

Какое количество теплоты отдает стакан кипятка объемом 200 , остывая до температуры 16°С?

Сколько каменного угля нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько её выделяется при сгорании бензина объемом 8?

Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 300г, взятого при температуре 27°С?

Какое количество теплоты нужно сообщить воде массой 20г, взятой при температуре 2°С, для того, чтобы нагреть её до температуры кипения и испарить?

III. Итоги

Подсчитывается общее количество баллов, заработанных каждой командой, и объявляются победитель и призёры, которые награждаются памятными медалями.

IV. Анализ итогов

Этот урок проводится в конце изучения темы “Тепловые явления” или как внеклассное мероприятие для обучающихся 8 класса. Во всех конкурсах учитывались индивидуальные особенности обучающихся, отслеживался результат восприятия и усвоения.

Закрепление материала проходит в игровой форме с элементами соревнования, что несомненно активизирует ребят на высокую активность. Считаю, что цели данного внеклассного мероприятия были реализованы полностью. Основное содержание конкурса соответствовало уровню подготовки обучающихся, их возрастным особенностям. Активность обучающихся была хорошая, они демонстрировали хорошее знание материала, умение делать выводы, обобщать, наблюдать, объяснять.

Литература

1. Золотов В. А. Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах: Пособие для учителей. – 4-еизд., перераб. – М.: Просвещение, 1975г.

2. Ландау Л. Д., Китайгородский А. И. Физика для всех. Движение, теплота. – 2-е изд..- М.: Наука, 1965г.

3. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1985г.

4. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике: Учеб. Пособие для учащихся 6-7 кл. сред. шк. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988г.

5. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей: Кн. Для учителя/Сост. Э. М. Браверман; Под ред. В. Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1993г.

6. И. Я. Ланина “100 игр по физике”, Москва, Просвещение, 1995г.

7. “Нестандартные уроки в школе” С. В. Боброва, Волгоград , Издательство “Учитель”, 2001г.