«Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Закреплять умения выполнять письменные вычисления изученных видов.
  • Совершенствовать умения решать задачи.
  • Развивать логику мышления и смекалку.

Оборудование: иллюстрации, карточки, м/м, спички.

Ход урока

I. Организация начала урока.

- 2015 год объявлен в России Годом литературы. Сегодня у нас необычный урок “Математика в сказках”. Открывая страницы этой волшебной книги (смотрим на экран), решая примеры и задачи, мы встретимся с героями любимых сказок. А чтобы открыть эту книгу, надо подобрать ключ к замку. Ключ на связке у первого героя нашей книги (слушаем грамзапись).

У отца был мальчик странный
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт он длинный

Кто же это? (хором Буратино) См. на доске рис. Буратино.

II. Актуализация знаний.

1. Устно. Буратино и поможет открыть первую страницу.

Повторение состава чисел второго десятка.

У ребят карточки с ответами. Говорю выражение, учащиеся показывают карточку с ответами.

  • 12 - это 3 и ?
  • 15 – это 7 и ?
  • 14 – это 8 и ?
  • 16 – это ? и 9
  • 13 – это ? и 7
  • 15 – это ? и 8

- Для чего нам надо знать состав чисел второго десятка? – Отправляемся в путь по тропинкам математики. У каждого ряда – своя тропинка.

2. На доске числа, ученики записывают знак и число, чтобы получилось следующее, полученные результаты первый ряд уменьшает на 40, второй на 30. Задания выполняют по одному, выходя к доске, кто быстрее и правильнее.

73 + 10 65 + 6
83 – 9 71 – 8
74 + 6 63 + 7
80 70

- Идя по математическим тропинкам, мы оказались возле замка Людоеда. См. на доске замок Людоеда. Этот герой из какой сказки?

3. - Сейчас он спит, но если проснётся и увидит нас – не миновать беды. Давайте поскорее закроем окна в его замке. На доске числа: 18, 16, 10. Заменим эти числа суммой одинаковых слагаемых.

- Справились с этим заданием. Молодцы!

- А кто справился с Людоедом? (ответы детей “Кот в сапогах”) См. на доске рис. Кота в сапогах.

Его задания – задачи. Выберите верное решение, варианты ответов на доске.

- Из двух домов, расстояние между которыми 98 метров, навстречу друг другу вышли Кот Базилио и Лиса Алиса. Кот прошёл до встречи 49 метров. Сколько метров прошла Лиса Алиса?

а) 98 + 49;

б) 98 – 49;

в) 98 + (98 – 49).

- Красная Шапочка прошла до избушки бабушки 63 метра, ей осталось пройти ещё 37. Найдите расстояние, пройденное Красной Шапочкой.

а) 63 + 37;

б) 63 – 37;

в) 63 + (63 – 37).

III. Самоопределение к деятельности.

- Кому принадлежат слова: “По щучьему велению, по моему хотению...” См.рис.Емели

- На этой странице математической книги он предлагает разделить выражения, записанные на доске, на три группы.

80 – 26
43 – 27
84 – 23
76 – 58
98 – 74 84 – 23 80 – 26 43 - 27
40 – 26 98 – 74 40 – 26 76 - 58
54 – 39 69 – 32 70 – 59 54 - 39
70 – 59
69 – 32

- При решении какого столбика мы не будем разбивать десяток на единицы?

- Что общего в выражениях второго и третьего столбиках?

- На сколько при этом уменьшится число десятков?

- Как мы это показываем при вычислении?

- Какие вычислительные приёмы мы будем сегодня закреплять?

IV. Работа по теме урока.

- Пока выполняли задание, на пути встретилось болото. А кто живёт в нём? (звучит песня “Я – Водяной, я – Водяной...”)

- Если выполним верно – отправимся дальше.

1. Работа по учебнику.

Самостоятельно по вариантам № 1 с.30. (два ученика работают у доски)

Проверка. Анализ ошибок.

- На какие группы можно разделить примеры?

- Долог наш путь – пора отдохнуть.

V. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнём
И вперёд опять пойдём.

VI. Продолжение работы по теме урока.

2. Устно №3 с.30

3. Задачу №2 на с.30 нам предложила Мудрая Черепаха Тортилла, (см. рис.Черепахи), а она героиня какой сказки?

Чтение задачи, анализ с составлением краткой записи (чертёж). Решение задачи самостоятельно с последующей проверкой.

См рис. Избушки на курьих ножках.-

- Что это?

- В каких сказках вы её встречали?

- А мы попробуем собрать свою избушку из 10 спичек.( выкладывают на столах)

- Чему равна длина всех спичек, если длина одной спички равна пяти сантиметрам.

- Запишите в тетрадях.

- Выразите эти длину в сантиметрах.

50 см = 5 дм

- Продолжим письменно в тетрадях под диктовку.

  • 40 дм =...м
  • 9 дм = ...см
  • 6дм  2см = ...см

Проверка – сигналы светофора.

VII. Рефликсия.

(Учебник с.30 “Проверь себя”.) Самостоятельное выполнение. Вариант 1 – 1 столбик, вариант 2 – 2 столбик. Учащиеся записывают только знаки. Проверка – работа в парах).

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока.

- Какие умения закрепляли на уроке?

- Всё ли было понятно?

- Какое задание было интересно выполнять?

- Что показалось трудным? Кто доволен своей работой?

- Кто путешествовал вместе с нами?

IХ. Домашнее задание. с.30, № 7, №9.