Прогулки после уроков…

Разделы: Внеклассная работа


Однообразные ежедневные прогулки детей после уроков можно превратить в незабываемые познавательные прогулки-путешествия.

Первое путешествие назовем “Весна пришла”, а потом отправимся в гости к облакам, дождю, радуге, прогуляемся в мир песни, поэзии и сказки. Прогулки путешествия по школьной территории - это, конечно, не полеты в космос и не далекие странствия по морям и океанам, но нормы и правила путешественника необходимо знать и строго соблюдать всем отправляющимся в путь.

Напоминание об этих правилах перед каждым следующим путешествием. Это подготовит детей и для будущих сложных походов.

Итак, правила путешественника:

1. Сбор группы – построение в круг ( при таком построении все равны, нет первых и последних). Начинается и заканчивается путешествие девизом группы и речёвкой.

2. Темп движения группы по идущим медленнее всех.

3. Все живое - дерево, цветок, животные - беззащитны передо мной. И я не трогаю их, не обижаю.

4. Уход из группы, неподчинение воспитателю не допускается!

5. Работаю в группе по “закону творчества”: любое дело делаю обдуманно, знаю, что каждое дело требует смекалки и моей инициативы.

6. Моя цель - делать добро окружающим людям, природе и себе. Делаю добрые дела с улыбкой. Живу ради улыбки друзей и улыбаюсь сам.

Перед путешествием нужно вместе с детьми выучить девиз и речёвку, под которую можно “весело шагать по просторам”.

В девизе кратко формулируется цель путешествия. Например:

Красота спасет мир!

Добрым быть - радость дарить!

Наша дружба, наше братство -
Это главное богатство!

С песней весело шагать
По просторам!

Нас в любое время года
Учит мудрости природа!

Я на радугу-дугу
Быстро, быстро забегу!

Речёвка может меняться и заучиваться к каждому новому интересному путешествию. Для речёвок подходят отдельные четверостишия С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и других поэтов. Например:

Желаем всем цвести, расти.
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье!

Можно коллективно составить призывы дня, состоящие из одного слова или словосочетания. Призыв содержит ключ к раскрытию зашифрованного слова - главного в данный день. Например: День добра! День веселья! День улыбки! и т.д.

Скажем, ко Дню добра дети составляют призывы, “пряча” в них слово “добро”:

- для окружающих будь рассудительным и ответственным;

- думай о благополучии родного Отечества;

- для общего блага работай ответственно и т.д.

Как видно, первые буквы слов каждого призыва складываются в слово “добро”.

При подготовке к путешествию можно провести соревнование на лучшую речёвку, призыв, девиз, песню. И голосованием выбрать те, которые предстоит выучить перед прогулкой.

Подготовка к путешествию  заканчивается распределением ролей между участниками: направляющий, впередсмотрящий, запевала, санитар, лучший наблюдатель, фотограф, художник и т.д. Группа выбирает походную песню для данного путешествия. Например, это может быть песня на стихи Е.А. Баратынского:

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи, блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Примеры прогулок путешествий в такой последовательности: гуляем, путешествуем, читаем, исследуем, играем, поем, учим стихи, наблюдаем, рисуем, сочиняем, фантазируем.

Путешествие первое – “Весна пришла”

Основные задания, которые можно предложить детям во время прогулки:

1. Рассказ детей

Как называли весну в старину? Как все ждали весну и звали к себе в гости?

2. Чтение фольклорных “изюминок”

Весенняя загадка

Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.

Весенняя закличка

- Весна-красна! На чем пришла?
- На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

Весенняя потешка

- Весна-весняночка,
Где ты ехала?
- По быстрым рекам ехала.
- Весна-весняночка,
Чем ты реки дарила?
- Большой белой рыбицей дарила.
- Весна-весняночка,
Где ты ехала?
- По темным лесам ехала.
- Весна-весняночка,
Чем ты леса дарила?
- Куницами n лисицами,
Черными соболицами дарила.
- Весна-весняночка,
Где ты ехала?
- По густым полям ехала.
- Весна-весняночка,
Чем ты поля дарила?
- Белояровой пшеницей, ячменем,
Чечевицей дарила.
- Весна-весняночка,
Где ты ехала?
- По деревням, селам ехала.
- Весна-весняночка,
Чем ты деревни, села дарила?
- Огородами зелеными,
Хороводами веселыми дарила.

Весенняя песенка

Жаворонушек на проталине распевает.
Он зовет весну красную, вызывает.
Не летать снегам в чистом поле, растопились.
Буйной реченькой в сине море укатились.

Весенняя приговорка

- Весна - красна,
Ты с чем пришла?
- С сохой, бороной,
С лошадкой вороной;
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С травой шелковой,
С водой ключевою,
С калиной n малиной,
С красной рябиной.

3. Наблюдения

Проверим верность народных примет.

Март (сухан, протальник)

  • Дождливый март - к неурожайному году.
  • Ранняя весна - признак того, что летом будет много непогожих дней.
  • Частые туманы в марте обещают дождливое лето.
  • В марте гром - признак плодородного года.
  • Сухой март, теплый апрель и дождливый май сулят хороший урожай.

Апрель (березень, березезол)

  • Апрельские дожди приносят большой урожай.
  • Из березы течет много сока - к дождливому лету.
  • Синие облака в апреле - к теплу и дождю.
  • Гром в апреле - перед холодами.
  • Ранняя гроза предвещает дождливое лето.
  • Снег в апреле скоро тает, и вода бежит дружно - к мокрому лету.
  • Кукует кукушка в апреле - установится теплая погода и прекратятся холодные утренники.

Май (травень)

  • Май холодный - год хлебородный.
  • В мае бывает два холода - черемуха цветет и дуб распускается.
  • Если дождей в мае было много, то их мало будет в сентябре, и наоборот.
  • Хорошее начало мая сулит холодную вторую половину месяца, и наоборот.
  • Много жуков в мае - признак засухи летом.
  • Соловей в мае запевает, когда может напиться воды с березового листа.

Одновременно можно дать детям задание вспомнить, какие из перечисленных примет они уже ранее наблюдали.

4. Весенняя игра “Матушка-весна”

Дети встают в круг. Пара играющих, выбранная по считалке, берется за руки и поднимает их вверх. В получившиеся “ворота” цепочкой проходят ребята и поют:

Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота,
Первый март пришел -
Всех детей провел.
А за ним и апрель -
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!

Когда все дети прошли через “ворота”, ребята, выбранные по считалке, опуская руки, разъединяют цепочку. Одни из участников идут влево, другие вправо. Обойдя “ворота”, они составляют новые пары. Пары становятся друг за другом позади “ворот”. Один играющий остается без пары. Он входит в “ворота” и поет:

Ходит матушка-весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой запрещается,
А на третий раз,
Разведу я вас!

Ребром ладони он разъединяет руки ребятам, составлявшим пары. Игра заканчивается.

5. Упражнение “Закончим закличку”

В весенних закличках не хватает слов. Сами догадайтесь, каких, а потом проговорите (впишите) их. Можно записывать разные варианты. Если понадобится, предлагаются подсказки:

Грачи-кулички, из-за моря летите,
Весну красную ______ (принесите, зовите, приведите)

Лютая зима пристоялась,
По полям, лесам ______ (расходилась, разгулялась, расплясалась)

Холод, стужу напустила,
Ручки, ножки познобила.
Белый снег натрясла,
Все тепло ______ (захватила, унесла, забрала)

Можно предложить усложненное задание без подсказки.

Приходи к нам, весна,
Пробуди всех ото...
А грачи прилетят,
Гнезда делать...

Путешествие второе – “По облакам...”

1. Творческая мастерская

Задание: прочитайте стихотворение Я.Л. Акима “Облака”. Подумайте, какие образы использовал поэт, описывая это небесное чудо. Попробуйте подобрать слова, являющиеся рифмами для последних слов. Почувствуйте себя поэтами, творцами прекрасного.

Облака

Облако за облаком
По небу гналось -
За облаком-лодкой
Облако - ______ (лось).

Творческая мастерская

Лось шагает ходко,
Не хочет отстать,
Но рогами лодку
Не может ______ (достать).

А ветер гонит, гонит,
Торопит облака,
То с налету тронет,
То шевельнет ______ (слегка).

Где же лось прыгучий?
Позабудь о нем!
Обернулась туча
Скачущим ______ (конем).

А за ним ребенок -
Белый ______ (жеребенок).

Вот какая конница
Теперь за лодкой ______ (гонится).

А ветер пуще, пуще
Поднялся,
И выросли у лодки ______ (паруса).

Догоняйте, рысаки,
Лодочка вертка...
Я лежу у реки,
Я гляжу из-под ______ (руки),

И бегут надо мной
В небе ______ (облака).
Я.Л.Яким

Задание: Ответьте устно, почему автору белоснежные облака показались то одним, то другим предметом? Почему, по вашему мнению, у поэта возникли такие ощущения?

2. Наблюдения

Задания:

1) Расскажи, в виде чего тебе представлялись когда-нибудь белые облака. Подбери словосочетания с различными родственны ми словами к слову “облако” (облачко, облачный, заоблачный, безоблачный, подоблачный).

2) Понаблюдай за небосводом в пасмурные и ясные, солнечные дни. Зарисуй свои впечатления.

3) Прочитай стихотворение И. Коневского (И.И. Ореуса), выдели слова, которыми пользуется поэт, чтобы изобразить облака.

В поднебесье

Вот, с поморьями, морями, островами,
Небо, словно мир весь, надо мной,
По раздолиям его, над деревами,
Носится коней табун шальной.
Белоснежные развеялися гривы,
Мчатся вплавь по синим озерам.
Гонит ветер их, погонщик их ретивый,
К отдаленным облачным горам.
А с земли ковыль широкий шум доносит,
Сосен устремляются стволы -
И все в тот же край табун лихой уносит,
В край, где реют белые валы.
И. Коневской

4) Прочитай выразительно стихотворение А.С. Пушкина. Подумай, почему Пушкин называет облако тучей, какими эпитетам пользуется поэт, описывая тучу, землю, день, небеса. Постарайся нарисовать картину, описанную поэтом.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
А.С.Пушкин

3. Рассказ учителя “Что такое облако”

Красивые слова поэтов раскрывают эстетическую сторону удивительного природного явления - облачности. Попытаемся разобраться, почему на небесном своде появляются облака: такие разные по цвету, удивительные по форме, по скорости движения. Они разбудили воображение поэтов. По своей физической природе облако - это капельки воды, кристаллики льда, скопившиеся в огромном количестве. Какое путешествие совершает вода для того, чтобы попасть в атмосферу, мы можем узнать из рассказа, который дан в учебнике “Окружающий мир”:

Путешествие капельки

В маленьком родничке, что спрятался среди кустов ивы, родилась капелька. Да, да, обыкновенная прозрачная капелька воды. Откуда взялась капелька, она сама не знала. Может быть, вместе с другими упала с неба или приплыла из подземного ручейка. Сейчас она с интересом знакомилась с окружающей природой, слушала журчанье своего родного родничка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала... о путешествии. А для этого ей нужно было обязательно попасть в ручеек, который вытекал из родничка. Помог ей лягушонок, на своих лапках он перенес капельку и других ее подружек в ручеек.

- Счастливого пути! - пожелал лягушонок капелькам.

Ручеек бежал быстро и скоро влился в небольшую речку. Капельки играли, переливались на солнце, катались на речной волне. Всем было очень весело.

Наступили жаркие дни. То одна капелька, то другая от жары изменялась, превращалась в малюсенькое облачко и, испаряясь, поднималась к небу. Настала очередь и нашей капельки. Сначала на небе она была одна, но потом к ней присоединились другие капельки, и облачко поплыло над лесами и полями, городами и селами. И все новые и новые капельки присоединялись к этому облачку, а оно соединялось с другими, превращаясь в огромную тучу.

Наконец туча стала такой большой и тяжелой, что хлынул дождь! Наша капелька попала на землю, вместе с другими просочилась вглубь. Проходя через почву и песок, она очистилась, стала прозрачной, похожей на маленький хрусталик. Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.

4. Наблюдения

Задания:

1) Прошел дождь, обратим внимание на лужи. Как скоро они исчезнут? Выскажем предположение: куда делась вода из луж?

2) Понаблюдаем за облаками в разную погоду: как из облаков формируются грозовые тучи; как снижается температура воздуха после дождя; какие облака можно назвать слоистымикучевымиперистыми.

Рассказ учителя, сопровождающий наблюдения: облака формируются на высоте от нескольких сотен метров до 8-9 километров. Иногда вершины облаков достигают высоты 20-125 километров над землей. На большой высоте формируются перламутровые и серебристые облака, состоящие только из кристалликов льда.

5. Домашнее задание

Подготовь рассказ о том, как и с какой целью человек научился разгонять и рассеивать облака, летать в облаках. Ты поделишься в группе новыми знаниями. Это и будет твоим добрым делом!