Обобщающий урок литературного чтения по разделу «Великие русские писатели». 3-й класс (1–4), «Школа России»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщить знания детей по разделу “Великие русские писатели”.
  • Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.
  • Развивать память, речь, мышление.
  • Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде.

Оборудование: портреты Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, рисунки детей к прочитанным произведениям, тесты, медали, грамоты.

Подготовительная работа:

1. Деление на команды.

2. Придумывание названия команды, эмблемы команды.

3. Выполнение рисунков по рассказам Л.Н.Толстого.

4. Инсценировка одной из басен И.А.Крылова.

Ход урока

I.Организация класса.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, как называется раздел, который мы с вами закончили изучать?

- Сегодня мы проведём урок в форме КВН, который будет посвящён творчеству великих русских писателей. А каких? (показываю на портреты писателей, дети называют их фамилии, имена, отчества)

- Вы уже разбиты на команды. Представляю вам жюри – это ваши мамы, члены родительского комитета).

- Итак, мы начинаем КВН. (звучит музыка “Мы начинаем КВН”)

III. Ход конкурсов.

(После каждого конкурса, жюри объявляет результаты).

1. Представление команд и их эмблем.

2. Разминка (вопросы по биографиям авторов, за каждый правильный ответ, команда получает по одному баллу).

*Когда родился Александр Сергеевич Пушкин? (6 июня 1799г.)

*В каком городе он родился? (в Москве)

*Почему в день рождения А.С.Пушкина по всей России звонили колокола? (в честь рождения внучки императора Павла I).

*На каком языке говорили в семье Пушкина? ( на французском)

*Сколько лет было Пушкину, когда его впервые привезли к бабушке в имение Захарово? (шесть)

*Кто учил маленького Сашу писать по-русски? (бабушка)

*Как звали его няню? (Арина Родионовна)

*Какое стихотворение А.С.Пушкин посвятил няне? (“Зимний вечер”)

*Как звали Крылова? (Иван Андреевич)

*Что писал И.А.Крылов? (басни)

*Что высмеивают басни И.А.Крылова? (пороки людей: жадность, глупость, наглую самоуверенность)

*Где он работал ? (в Петербургской публичной библиотеке)

*Сколько лет проработал И.А.Крылов в Петербургской публичной библиотеке? (более 30 лет)

*Какие иностранные языки изучил Крылов без помощи учителей? (французский и итальянский)

*Как звали в семье маленького М.Ю.Лермонтова? (Мишелем)

*Кто воспитывал Мишеля? (бабушка)

*Где учился Лермонтов? (в Москве)

*Как назывались стихи, которые он написал по поводу смерти Пушкина? ( “На смерть Поэта”)

*Сколько лет прожил М.Ю.Лермонтов? (27)

*Где родился Л.Н.Толстой? ( в деревне Ясная Поляна)

*Сколько детей было в семье Л.Н.Толстого? ( пятеро)

*Кем был Толстой? (графом)

*Какие рассказы Л.Н.Толстого вам запомнились?

3. Восстановление стихотворения.

Каждой команде даётся деформированный отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”. Стихотворение разрезано по строчкам, дети должны правильно их разложить.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

4. Конкурс капитанов.

(Звучит песня “Капитаны”. Чтение наизусть капитанами команд стихов Лермонтова или Пушкина (по выбору самих детей).

5. Викторина по басням И.А.Крылова.

- В какой басне такая мораль?

*Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра. (“Зеркало и Обезьяна”)

*К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк
всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он её ещё и гонит. (“Мартышка и Очки”

*Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (“Ворона и Лисица”)

6. Конкурс “Домашнее задание”.

Инсценировка басен И.А.Крылова.

7. Тест по рассказам и биографии Л.Н.Толстого (каждой команде выдаётся листок с тестом, побеждает та команда, которая быстрее и правильнее ответит на все вопросы)

- Какое произведение написал Л.Н.Толстой?

А)“Акула”

Б) “Утёс”

В)“Зимнее утро”

Г)“Зеркало и Обезьяна”

- Герой какого произведения лишился шляпы из-за проделок обезьяны?

А)“Куда девается вода из моря?”

Б)“Лев и собачка”

В) “Акула”

Г)“Прыжок”

- В каком произведении говорится о дружбе животных?

А)“Котёнок”

Б)“Акула”

В)“Прыжок”

Г)“Лев и собачка”

- Из какого произведения приведённые строки?

“Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками”

А)“Прыжок”

Б)“Лев и собачка”

В)“Акула”

Г)“Какая бывает роса на траве?”

- Найди лишнее произведение.

А)“Акула”

Б) “Какая бывает роса на траве?”

В)“Прыжок”

Г) “Зимний вечер”

- Какое из приведённых произведений можно назвать научно-познавательным?

А)“В тот год осенняя погода...”

Б)“На севере диком”

В)“Куда девается вода из моря?”

Г)“Горные вершины”

- Сколько братьев и сестёр было у Л.Н.Толстого?

А) два брата и две сестры

Б) один брат и одна сестра

В)три брата и одна сестра

Г) 4 сестры и один брат

- Сколько лет было маленькому Толстому, когда скончалась его мать?

А)пять лет

Б) полтора года

В)десять лет

Г)три года

- Узнайте произведение по ключевым словам.

Корабль, Африка, капитан, мальчики, матросы, артиллерист, морское чудовище.

- Как называется явление, о котором написал Л.Н.Толстой?

А) смена времён года

Б) вращение Земли вокруг своей оси

В) вращение Земли вокруг Солнца

Г) круговорот воды в природе

8. Конкурс художников.

- По рисунку узнайте произведение и его автора (используются рисунки детей, нарисованные ранее)

IV. Подведение итогов жюри.

V. Вручение грамот, выставление оценок.

VI. Итог урока.

- С произведениями каких авторов мы познакомились в разделе “Великие русские писатели”?

- Какие произведения вам больше всего запомнились? Почему?