«Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений». 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Задачи:

- образовательная:

1. Формировать умения: 1) находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, двумя (тремя) согласованными одиночными определениями; 2) правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными распространёнными и нераспространёнными определениями;

2. Повторить правописание не с причастиями, правописание Н и НН в причастиях и прилагательных; согласование причастий и причастных оборотов;

- развивающая : развивать пунктуационную зоркость, речь, память, логическое мышление, внимание, волю, эмоции;

- воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

Средства обучения: учебник “Русский язык. 8 класс”.С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Масимов и др. – М., “Просвещение”, 2011; презентация по теме урока, карточки для индивидуальной работы, Интерактивная таблица "Общие условия обособления определений": http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e30fb330-4d2a-4bb3-9740-1b8f21246053/?fullView=1&from=&interface=pupil&class=50&subject=8&rubric_id[]=60631&rubric_id[]=60632&rubric_id[]=61372&rubric_id[]=61373&rubric_id[]=61374&rubric_id[]=61375, Обособленные определения (Тест состоит из 2 блоков вопросов по темам: обособление одиночных определений; обособление распространенных определений. Тип задания: впечатывание. Количество предъявляемых единиц - 34-35.).

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Повторение

Словарная диктовка

Письменная работа, голубиное перо, невыполненное задание, не проверенные вовремя сочинения, вязаный шарф, ценная улика, непойманный преступник, мужественные бойцы, улица не вымощена, юный герой, овсяная каша.

Индивидуальная работа с карточками

№1

(Не) замече...ая ошибка; гласные, н(е) проверяемые ударением; (не) продума...ый ответ; решение (не) продумано; работа (не) законче...а; (не) законче...ое сочинение; ещё (не) прочита...ая книга;(н(е) устрашимый боец; (не) пролазная чаща.

№2

(Не) замерзающий на зиму залив; (не) просохшая почва; (не) затворённая дверь;(не) усиливающийся, а успокаивающийся ураган; ничем (не) прикрытый; ещё (не) скощенный луг; (не) спавший от боли

№3 (перфокарта)

Отвоёва ый, гружё ный зерном вагон, устрое ый, израсходован ый, нечая ый, несея ый, не сеяная ая через сито мука, свяще ый, жёван ый, изране ый, раздробле ый,.

№4 (перфокарта)

Потеря ый, жаре ые в масле овощи, вяза ый, опубликова ый, купле ый, изжаре ый, вскипячё ое матерью молоко, кипячё ое молоко, прочита ый текст,нежда ый, жаре ый, ране ый

3. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают предложения с обособленными членами, записанные дома.

- Какие определения являются обособленными. А какие необособленными? Приведите примеры.

- Какие члены предложения называются обособленными?

- Какую двойную роль играют в предложении обособленные члены?

4. Объявление темы и целей урока

Презентация слайды № 1, 2

- Сегодня на уроке мы познакомимся с грамматическими условиями обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, двумя (тремя) согласованными одиночными определениями; будем учиться правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными распространёнными и нераспространёнными определениями.

5. Объяснение нового материала.

1) Анализ предложений

Презентация слайд №3

Интерактивная таблица "Общие условия обособления определений"

2) Составление алгоритма определения грамматических условий обособления определений

Презентация слайд №4

Алгоритм определения грамматических условий обособления определений

1. Найти определение и определяемое слово
2. Определить позицию определения по отношению к определяемому слову
После определяемого слова Перед определяемым словом
3. Определить, чем выражено определение или определяемое слово
Причастный оборот Определяемое слово – личное местоимение
   
Прилагательное с зависимым словом Причастие с обстоятельственным значением
   
Два и более одиночных прилагательных Прилагательное с обстоятельственным значением
   
Вывод: определение обособляется

- При каких грамматических условиях обособляются распространённые и нераспространённые определения?

5. Закрепление материала

1) Чтение учебника п.29

- Какие грамматические условия обособления определений нам были известны?

-С какими грамматическими условиями обособления определений мы познакомились на этом уроке?

- О каком условии мы не говорили сейчас?

- Об этом будем говорить на следующих уроках

2) Объяснительный диктант

- Послушайте предложения. Указывает ли интонация на наличие обособления? Запишите эти предложения в таблицу

1. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. 2. В овраге, размытом весенними водами, обнажились разноцветные пласты глины. 3. Утомлённый ходьбой по болоту, я забрёл в сарай и заснул. 4. Тишина на рассвете, такая редкая в Москве, только усиливала его волнение. 5. Первый луч ещё не взошедшего для нас солнца коснулся утёса.

- Какое предложение не внесли в таблицу? Почему?

3) Конструирование предложений

В каждое предложение введите причастные обороты, укажите грамматические условия обособления.

Презентация слайд №5

В каждое предложение введите причастные обороты, укажите грамматические условия обособления.

В толпе прохожих я заметил своего знакомого(заполнивш... улицу).

В стопке тетрадей я увидел свою тетрадь (лежащ... на столе учителя).

Листва деревьев тихо шелестела (колеблем... ветром).

Проверка

Презентация слайд №6

В толпе прохожих, заполнивших улицу, я заметил своего знакомого.

В стопке тетрадей, лежащей на столе, учителя я увидел свою тетрадь .

Листва деревьев, колеблемая ветром, тихо шелестела .

6) Работа с тестовыми заданиями

Презентация слайд №7

Обособленные определения

7.Домашнее задание

П. 29, упр.306

Приложение.