Тренинг «Лидерство: создание управляемого коллектива»

Разделы: Администрирование школы


Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все
спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья.
Надо заразить их стремлением к бесконечному морю, тогда они сами
построят корабль.

А. Де Сент-Экзюпери

Добрый день, уважаемые коллеги!

Как создать собственную команду? Как стать лидером в своем коллективе и управлять им не вопреки личным амбициям сотрудников, а наоборот, использовать их устремления для создания качественно иного результата.

Сегодня Вы примите участие в тренинге “Лидерство: создание управляемого коллектива”.

Одна из важнейших способностей лидера – умение сделать коллектив управляемым и эффективным. Многие руководители считают наиболее приемлемым способом управления повышение контроля и взятие ответственности за все процессы в учреждении на себя. В результате сильнейший стресс, снижение результативности. Часто руководитель пытается объяснить проблемы коллектива внешними причинами (“не тех набрали”, “не так обучили”, “недостаточная мотивация”).

При таком стиле руководства сотрудники зачастую перестают работать на результат и переходят к выполнению инструкций. У них снижается ответственность и заинтересованность в конечном результате.

Для определения личностных качеств и характерных особенностей человека руководитель может использовать различные тесты и диагностики. Один из таких тестов - психогеометрический тест, в котором я предлагаю Вам принять участие.

Я предлагаю Вам не задумываясь пронумеровать фигуры по степени значимости для себя.

Краткая характеристика каждой из фигур дана на слайде. Фигура на первом месте, это - Ваша субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения.

Вашему вниманию был предложен один из самых быстрых способов диагностики личностных качеств. Точность диагностики с помощью данного метода достигает 85%

Личностные качества влияют на тип организационного поведения человека. Ведь каждый учитель приходит в школу со своими интересами и в зависимости оттого, насколько оправдываются его ожидания, выбирает ту или иную стратегию своего поведения. Основные типы организационного поведения различаются по своей направленности и по величине усилий, которые работник готов в общее дело. Различают четыре типа поведения в организации.

Тип поведения Характеристика
Инициативный Характерна активная жизненная позиция. Стремится к достижению максимальных результатов для себя и для организации
Исполнительский Поведению по принципу “не высовываться” или инициатива наказуема. Выполняет задания аккуратно и в соответствии с указаниями
Потребительский Это поведение человека, четко отделяющего себя от организации, ориентированного на себя и свои интересы. Будет делать только то, что ему выгодно
Отсутствующий Это поведение характерно для человека, ориентированного на уход из организации. Руководитель должен включать данный тип в работу коллектива и тем самым перевести на новый уровень

Современный руководитель будет иметь успех, если в своей работе с персоналом будет учитывать личностные качества и тип поведения человека в организации.

Сейчас я предлагаю Вам создать социальную рекламу современного образовательного учреждения. Для работы у Вас есть различные материалы. При входе Вы разделились на 2 группы. Для успешной работы в коллективе Вам необходимо выбрать лидера, который распределит обязанности в группе. На выполнение работы отводится 7 минут.

Участники тренинга готовят и защищают проекты.

Мы с Вами увидели две модели школы будущего. Каждая из них найдет своего потребителя. Во все времена не было и нет двух одинаковых школ. Несмотря на единые программы, требования, правила, свои задачи каждая школа решает по-своему, и с тем большим успехом, чем больше самобытных, талантливых неравнодушных учителей работает в ее стенах.

Слово предоставляется психологу.....

Каждый из педагогов – яркая индивидуальность, обладающая внутренним статусом и мнением по каждому вопросу. Зачастую эти “звезды” не умеют работать вместе. Им трудно договориться, подчиняться, поступаться своей идеей. Умелый руководитель должен преобразовать конкурентность в сотрудничество и достичь максимальных результатов.

Используются приложение 1 и  приложение 3.

План практикума “Стратегическое планирование развития ОУ” (метод кейсов)

Используемые технологии: проблемное обучение, новые информационные технологии

Определение метода кейсов.

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

  • Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление.
  • Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
  • Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.

Работа в группах (каждая группа выполняет задание на компьютере, затем все материалы выводятся на экран и начинается обсуждение).

Задание 1 группе. Провести анализ внешней среды. Составить матрицу PEST-анализа.

Политика Р Экономика Е
   
Социум S Технология Т
   

Задание 2 группе. Проанализировать результаты исследования спроса потребителей (на примере анкетирования, проведенного на деловой игре). Сформулировать миссию ОУ.

№ п/п Вопрос Количество баллов
1. Почему Вы выбрали именно наше образовательное учреждение для обучения Вашего ребенка?

Находится близко к дому.

В школе учился первый ребенок.

У него слава лучшего в городе учебного заведения.

По рекомендациям друзей, знакомых, дети которых обучались в школе.

Я сам(а) учился(ась) в этой школе.

После этой школы легче поступить в вуз.

Это "профильная" школа.

Образовательное учреждение хорошо оборудовано и имеет приличный вид.

 
2. Как поменялись за годы учебы ребенка Ваши отношения со школой (с педагогами, классным руководителем)?

Стали лучше понимать друг друга.

Мы стали активнее участвовать в жизни класса, школы.

Не поменялись, мы стали реже посещать школу.

Не поменялись, мы не нашли взаимопонимания с учителями.

 
3. В чем Вы видите главные задачи школы? Пронумеруйте ответы по степени значимости (1 – самая главная задача школы, 2 – очень важно, 3 – важно, 4 – не очень важно, 5 – совершенно не важно).

Дать ребенку знания, необходимые для поступления в институт.

Развить широкий кругозор.

Воспитать гражданина, патриота своей страны.

Воспитать хорошего, доброго, отзывчивого человека.

Воспитать активную личность, с четкой жизненной позицией.

 
4. Какие нравственные ценности должна воспитывать у ребенка школа? Пронумеруйте их по степени важности.

Трудолюбие.

Уважение к старшим.

Патриотизм.

Интерес к окружающему миру.

Стремление к знаниям.

 
5. Если бы у Вас была возможность, то Вы предпочли, чтобы Ваш сын (дочь) учились:

В обычной государственной общеобразовательной школе.

В школе при вузе.

В специализированной школе с углубленным изучением гуманитарных предметов.

В специализированной школе с углубленным изучением естественных и физико-математических предметов.

В частной школе.

В школе, дающей профессиональную подготовку.

 

Задание 3 группе. Составить стратегическую карту целей.

Задание 4 группе. Составить SWOT-анализ. Сформулировать стратегии

SWOT-анализ возможности угрозы
   
стороны
с
и
л
ь
н
ы
е
     
с
л
а
б
ы
е
     

3. Обобщение групповых проектов. Вывод.

4. Каждая группа предлагает синквейн “Стратегия”.

Общий вывод. Я уверена, что цель достигнута. Директора составили варианты Миссии школы, стратегические карты целей, описали показатели, характеризующие достижения поставленных целей, сумели диагностировать и прогнозировать изменения внешней среды. Они поняли, что лидерами изменений школы должны стать они сами. Мне хотелось донести до слушателей главное - что любая стратегия - это результат деятельности людей, потому что многое зависит от их компетенций и способностей, от умения изменяться самим. Подтверждением этого явилось то, что руководители школ определили себе роли и качества, которые необходимо иметь современному лидеру: “инноватор”, “предприниматель”, “интегратор”, “командный игрок”. Главная задача их - собрать вокруг себя единомышленников, способных воплотить в жизнь самые амбициозные планы.

Используются приложение 2 и приложение 4.