Природа Греции и занятия древних греков

Разделы: История и обществознание


Цель: способствовать созданию собственного представления о древнейшем периоде греческой истории на основе работы с разными видами источников: исторической картой, учебником, дополнительной информацией.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории; активизировать известные школьникам знания по истории Древнего Востока и Азии; в процессе работы продолжить знакомство с картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание.
  • Развивающие: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу.
  • Воспитательные : подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей;

Планируемые результаты:

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.

Метапредметные

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Предметные – определять на карте местоположения Древней Греции, природные и климатические условия, сравнивать данные с ранее изученными государствами.

Формируемые УУД :

Регулятивные: учащийся научится:

  • использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, дополнительные источники;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров.

Коммуникативные: учащийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

Познавательные: учащийся научится:

  • обобщать понятия:
  • осуществлять сравнение.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» Т.П. Андреевская изд. «Вентана-Граф», презентация, рабочие листы, раздаточный материал.

Основные понятия: античный, Эллада, эллины.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

– Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

– Кто из нас сейчас не мечтает о путешествиях – новые страны, острова, земли, города. А в древности люди тоже путешествовали. Вот перед вами страница из дневника одного древнего мореплавателя. Весь текст не сохранился, время сделало свое дело, но остались отрывки. «Я родом из города Тир . …… Сегодня наш корабль ……… Это страна морских людей , не похожая на мою родину ..… Крутые обрывистые склоны гор …… Нет рек ….. Здесь нет наших лесов …… Жара ...... Их боги живут на горе …. Приехали ……. на олимпийские игры . Спарта и Афина – это города …» Жаль, но на этом текст обрывается. Обсудите в группах вопросы

– Из какой страны мореплаватель.

– О какой стране он пишет в своем дневнике? Почему?

– Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить?

Что вы знаете об этой стране?

 

 

 

 

Учащиеся дают свои предположения и аргументируют их.

Ответы: Финикия, Греция

О Греции

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1) У вас на парте находятся рабочие листы. Выполните задание 1.

Соотнести сведения, характерные для Китая и Греции (комментарий для тех, кто не поймет задание – поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным)(Приложение 1) 

2) Выявление места и причины затруднения.

  1. Вы справились с заданием?
  2. С какой частью работы вы легко справились?
  3. Где возникли затруднения?
  4. Что необходимо для выполнения задания?

3) Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Мы познакомились с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Назовём их. Более 3,5 тысяч лет назад первые государства возникли и в Европе.

Сегодня мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку, Олимпийские игры . Историю Древней Греции называют античной историей. В переводе с латинского слово «античность» означает древность.

Посмотрите на следующий слайд и назовите тему нашего урока 

Тема нашего урока «Природа Греции и занятия древних греков»

Проблемный вопрос: почему первые государства в Европе возникли в Греции?

Что нам предстоит сегодня узнать на уроке?

Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий. Составляем план:

  1. Географическое положение Древней Греции.
  2. Природные и климатические условия.
  3. Занятия жителей.

Поощрение за полный ответ – талантом. Это денежная единица в Древней Греции. Талантом в древней Греции измеряли самое ценное.

Работают по таблице

Ответы:

  1. (Частично).
  2. (С той, что касается древнего Китая)
  3. (В определении сведений для Греции:
  4. (Во-первых, знания по темам Древний Китай и Древняя Греция, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение)

 

 

Определяют тему урока

Записывают в тетрадь тему урока

 Выяснить географическое положение, природные и климатические условия Древней Греции, занятия ее жителей

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Греции.

1. Предлагаю вам поработать с картой на с. 114 учебника, п. 1 и выполнить задание №2 в рабочем листе.

– В какой части света находится Греция?

– На каком п-ове находится Греция?

– Какими морями омывается: с юга, с запада и востока?

– На какие части делится Греция?

Итак, подведем итог. Греция – страна на юге Европы, расположенная на балканском полуострове.

– А кто мне скажет, как греки называли свою страну?

Эллада. А сами греки называли себя эллинами. Это название происходит от имени царя Эллина, которого греки считали своим родоначальником.

Следующий этап нашего урока – природные условия. Для этого разделимся на 4 группы.

2. Работа в группах

Каждая группа получает документ и к нему вопросы. Прочитав документ, группа должна ответить на вопросы и выявить особенность природы Греции.

Физкультминутка

Сейчас нам необходим небольшой отдых.

Давай встанем, мысленно пойдем к горе Олимп и поднимемся на гору. Остановились. Выпрями плечи. Мы, наслаждаемся горным, чистым воздухом. Север прямо перед нами, юг сзади нас. Посмотри на восток, там, где восходит солнце – правая сторона, подняли руки, а теперь медленно повернемся на запад, где заходит солнце – левая сторона, опустили руки, встали в исходное положение опусти голову вниз. Там внизу горы остались наши страхи, неуверенность, болезни, плохое настроение. Стряхнули все негативное. А теперь, посмотри наверх, и закрой глаза, подними руки вверх, давай окунемся в энергию неба, солнца. Развивай в себе воображение. Почувствуй, как лучи солнца согревают нас, наполняют наше тело теплом, здоровьем, спокойствием.

Почувствуй в себе внутреннюю силу, уверенность. Мы чувствуем себя бодрым, отдохнувшим, открывай глаза. Пора возвращаться, садись, продолжаем работать.

Выступление групп

Итог: В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения – виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос – были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб.

А сейчас выполним задание 3 в рабочем листе

Приём «Верю – не верю».
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-». (Приложение 1)

Выполняют задание в рабочем листе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают документ, отвечают на вопросы

 

Маршируют, закрывают глаза, развивают воображение.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Чтобы закрепить полученные знания поиграем в игру «Крестики-нолики». У вас в рабочем листе приготовлено игровое поле.(Приложение 1)

0 – нет, Х – да

  1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове
  2. В Греции есть крупные реки.
  3. Зимой здесь очень холодно.
  4. Большую часть Греции занимают горы.
  5. Самая высокая гора – Олимп.
  6. Горы делят Грецию на Северную, Среднюю и Южную Грецию.
  7. Население занималось земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой.
  8. Для занятия земледелием были благоприятные условия.
  9. Огромную роль в жизни древних греков играло море.

Взаимопроверка.

Х 0 0
Х Х Х
Х 0 Х

Выполняют задание

 

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Почему первые государства в Европе возникли в Греции?

Оцените работу всего класса и свою собственную, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей. Комментарий: в колонку Оценка работы ставим знак «+»

Выставление оценок

Посчитай, сколько талантов ты сегодня получил?

Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с собственной оценкой

В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монеты под названием – талант. Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Не скрывай свои таланты, развивай и приумножай. Талант высоко ценится людьми не случайно Он бесценный. Человечество знает немало людей, проявивших свои дарования в сфере науки, техники, искусства, среди них и талантливые учителя, врачи, изобретатели, которые благодаря своему труду помогают развитию общества. На талантливых держится наша Россия..

Спасибо всем за урок.

Ответы:

  • Благоприятные для жизни человека климатические условия.
  • Природные богатства для занятий охотой и рыболовством, земледелием, ремеслами, торговлей.
  • Защищенность территории Греции от набегов вражеских племен с севера – горами, остальных границ – морями.

Ребята дают оценку своим знаниям.

 

VI. Инструкция по выполнению дом. задания

§20

Б.У. – вопросы 1-2

П.У. – вопрос 4

В.У. – подготовить миф о Минотавре и Тесее