Приставка как значимая часть слова

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формирование у учащихся грамматического понятия «приставка»;
  • закрепление знаний учащихся об имени существительном и его основных грамматических признаках;
  • продолжить формирование умения различать формы слова и однокоренные слова.

Оборудование: В.П. Канакина «Русский язык» ч.1 (учебник с.84-85), тетрадь, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, ноутбуки, карточки.

Ход урока 

I. Организационный момент.

Организация внимания, проверка готовности к уроку.

II. Минутка чистописания.

(прописываются сочетания букв в и д)

III. Словарная работа. (работа на карточках)

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Др…ва, в…рона, в…роны, д…ревня, др…вишки, др…вяной.

IV. Повторение ранее изученного.

  • Прочитайте еще раз эти слова. Что вы можете о них сказать? (по какому основанию мы можем объединить эти слова в одну группу?) существительные.
  • Какие задания вы могли бы предложить с этими словами? (разделить на две группы: одушевленные – неодушевленные; единственное – множественное число; составить предложение с одним из этих слов; найти лишнее слово и т.д.)
  • А я хочу вам предложить также разбить эти слова на две группы, в 1-й столбик записать формы одного и того же слова, а в другой – однокоренные слова.
    ворона, вороны
    дрова, дровишки
  • Зачитайте слова первого столбика. Какая часть слова образует форму слова? Окончание
  • Что такое окончание?
  • Выделите в словах первого столбика окончания (можно вызвать к доске 1 человека).
  • Зачитайте слова 2–го столбика. Докажите, что это однокоренные слова.
  • Запишите еще по 1 слову в каждый столбик.
  • Какие слова вы дописали? (вороне, ворону, дровни, дровяник).

V. Актуализация знаний.

  • Какое слово осталось лишим? (деревня)
  • Что такое деревня?
    Деревня – это русское название сельского населенного пункта с несколькими десятками домов индивидуальной застройки.
  • Давайте прочитаем как Юрий Казаков в своем рассказе «Никишкины тайны», писал о русской северной деревне… (текст на карточках)
    «Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят заворожено на море… Тесно стоит деревня!» 
  • Если бы вы были художниками и вас попросили нарисовать картину к этому отрывку, что бы вы изобразили? (на заднем плане – лес, на переднем плане – море, а от леса вниз, к морю спускаются домики).
  • Какие слова помогают передать движение изб? Бежали, выбежали
  • Что вы можете сказать об этих словах? (они однокоренные)
  • Найдите и обозначьте в этих словах корень. Что для этого необходимо сделать? Бежали, бег, бегать (чередование г//ж). Корень –беж–
  • Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, как из слова «бежали» образовалось новое слово «выбежали»? С помощью частички ВЫ
  • Где располагается эта частичка: перед или после корня?
  • Посмотрите на нашу схему и скажите, где расположена эта часть? Как она называется? Приставка

VI. Формулировка темы, постановка цели и задач урока.

  • Сформулируйте тему нашего урока. ПРИСТАВКА
  • На какие основные вопросы мы должны ответить?
    Что такое приставка?
    Где стоит?
    Для чего служит? 

VII. Изучение нового.

Просмотр анимации №1 из электронного приложения.

  • Как же называется часть слова, которая внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? Приставка
  • Как выдумаете, почему эту часть слова так назвали?
  • Давайте сделаем небольшой вывод.
Что такое приставка? Значимая часть слова
Где стоит? Перед корнем
Для чего служит? Для образования слов
  • Откройте учебник на стр. 84 и прочитайте правило. (Чтение правила учащимися)

VIII. Физкультминутка.

IX. Работа над новым материалом.

Просмотр анимации №3 из электронного приложения.

Учебник стр. 85, упр. 154.

  • Назовите приставки, которые пишутся с буквами о, а, е.
  • Найдите задание под таблицей. Прочитайте его. Что необходимо сделать? Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?С помощью каких приставок можно образовать новые глаголы? Запишите эти глаголы, выделите в них приставки.
  • Зачитайте глаголы, которые вы образовали. Назовите приставку. Рабочая тетрадь стр. 45, упр. 109.
  • Прочитайте предложения из стихотворения «Что случилось?» Г. Витоза. Найдите слова с приставками. Выделите приставки.

X. Рефлексия.

  • Выполнить упражнение из электронного приложения: прочитать пословицы, вставить пропущенные приставки.

Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Выпустил словечко, не догонишь и на крылечке.
Поспешишь – людей насмешишь.

  • Как вы понимаете эти пословицы?
  • С какой частью слова вы познакомились сегодня на уроке?
  • Какое задание вам было интересно выполнять?

XI. Домашнее задание.

  • Дома необходимо будет выполнить упражнение 110, из рабочей тетради на стр. 45.