Урок окружающего мира по теме «Где зимуют птицы?» 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Триединая дидактическая цель: 

Образовательный аспект

  • способствовать расширению представлений о зимующих и перелётных птицах;
  • способствовать уточнению знаний о значении природных условий для жизни птиц; 

Развивающий аспект

  • способствовать развитию познавательного интереса через обсуждение проблемных вопросов;
  • способствовать развитию умений работать в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

Воспитательный аспект

  • способствовать воспитанию самостоятельности через организацию работы с учебником и тетрадью; бережного отношения к птицам;

Планируемый результат:

  • знать о многообразии мира зимующих и перелётных птиц;
  • понять причины, по которым перелётные птицы улетают в тёплые края;
  • понять значимость непосредственного участия в заботе о зимующих птицах.

Тип урока: открытие нового знания. 

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. 

Методы обучения: наглядный, словесный, элементы проблемного обучения. 

Оборудование:

  • учебник с приложением на электронном носителе + рабочая тетрадь А. А. Плешаков Окружающий мир;
  • глобус;
  • презентация;
  • атлас-определитель;
  • цветные карандаши;
  • карточки для групповой работы;
  • тесты для индивидуальной работы.

Ход урока 

Этапы Содержание СлайдыОборудование

Организационный

Физминутка. Настрой на работу.

Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

– Ребята, что мы сейчас услышали?

– А настроение какое? Почему?

– Песню какой птички услышали? Если дети не могут отгадать птицу ни по голосу, ни по внешнему виду загадываю загадку:

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней
Кто же это? (соловей)

На слайде появляются по очереди воробей, синичка, жаворонок.

Значит, о ком мы сегодня поведём разговор на уроке? (о птицах)

 

 

 

 

песня соловья

 

 

соловей

 

 

 

птицы

Актуализация знаний

– О птицах мы уже много знаем. Расскажите, что знаете?

– А почему некоторых птичек вы узнали, а других – нет?

– Может, мы о птичках уже всё знаем, больше и узнавать нечего?

 

Мотивация, целеполагание

– А что бы вы ещё хотели узнать?

– А не хотите узнать, где птицы зимуют?

Раб. Тетр.с. 14, учебн. С.84-85

Открытие нового знания

– Собрались наши птички и громко заспорили. Как вы думаете, о чём могут спорить птички?

– Кому улетать в тёплые края, а кому – нет?

– Ответили на вопрос, кто улетает, а кто остаётся?

(самопроверка)

Перелётные

Зимующие

Физминутка

Ты катись, весёлый мячик,
Быстро-быстро по рукам
У кого весёлый мячик,
Называет птицу нам

 

Работа в группах

Повторим правила работы в группе.

– Я вам раздам карточки, которые вы должны прочитать, понять, о чём там написано, а потом рассказать нам.

1 группа

Зимующие птицы

Зимующие птицы – это те, которые зимой не улетают от нас в тёплые края. У них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает переносить холод и голод.

2 группа

– Что бы заказали себе птицы на обед? 

Крошки белого хлеба порадуют всех птичек.

Несолёное сало любят синички.

Ещё птички любят семечки подсолнуха не жареные, овёс, овсяную крупу, пшено, арбузные и дынные семечки, ягоды рябины, черёмухи.

Подготовленный ученик читает наизусть стих. А Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима..
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.

3 группа

– Советы друг другу 

  • Стараться подкармливать птиц в одно и то же время
  • Чистить снег
  • Не распугивать птиц возле кормушки

4 группа

Перелётные птицы 

Перелётные птицы – те, которые улетают от нас в тёплые края, а весной снова возвращаются к нам. Улетают не потому что холодно, а потому что им не хватает пищи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кормушка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет корма

Рассказ учителя

– Как вы думаете, где зимуют перелётные птицы?

Давно-давно один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда за 2 месяца и погружаются в спячку, т. к. не находят еды. Другие учёные считали, что птицы летят в дальние страны. Сильные и большие птицы несут на спинах маленьких и слабых. А ласточки вообще никуда не летят – зимуют под водой, зарывшись в ил. Сейчас известно, как ни далёк, как не труден путь, все они летят самостоятельно. Надеяться они могут только на свои крылья, преодолевая тысячи километров.

 

 

– Так куда же летят птицы?

– Как можно проверить, правильно ли вы выполнили задание?

– Докажите, что они улетают в тёплые края.

 

Открытие новых знаний

– Они улетают в Африку, Австралию, Америку (Южную и Северную). Возвращаются обратно в те места, откуда улетели.

– Как они находят дорогу домой?

(Им помогают солнце и звёзды)

Если я назову перелётную птицу – приседаем, если – зимующую – сидя за партой хлопаем в ладоши.

Раб. т. с. 15

Перелёты

глобус

физминутка

Утром встал гусак на лапки,
приготовился к зарядке
повернулся влево, вправо
приседанье сделал справно
клювиком почистил пух
и за парту снова – плюх!

 

 

– А как люди узнали о перемещениях птиц?

Учёные-орнитологи (учёные, изучающие птиц) придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца. На каждом кольце был номер и адрес того места, где птица была окольцована. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так люди узнали, где зимуют птицы.

 

Контроль индивид. р.

Тест (самостоятельная работа с последующей проверкой)

  1. Каких птиц называют перелётными?
    А) которые умеют летать
    Б) которые плохо летают
    В) которые очень хорошо летают
    Г) которые улетают на зиму в тёплые края

  2. Почему многие птицы улетают в тёплые края?
    А) они боятся холода
    Б) им зимой не хватает пищи
    В) они не любят снег
    Г) они улетают отдохнуть

  3. Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?
    А) следили за птицами
    Б) надевали им на лапки кольца
    В) надевали на шеи ожерелья

Учебн. С.17

Проверка с. 85

кольцевание

Тест на листочках

Рефлексия

– Что ты знал до сегодняшнего урока и что узнал нового?

– Что тебе помогло на уроке узнать новое?

– Показать свои достижения с помощью знаков

Молодцы!