Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8-го класса по теме «Тепловые явления»

Разделы: Физика, Внеклассная работа


На экранах телевизоров показывают много развлекательных игр для детей и подростков. Например: “Умники и умницы”, “Звёздный час”, “Крестики – нолики”, “Кто умнее пятиклассника?” и т.д. и т.п. Названия некоторых из них можно использовать для проведения внеклассных мероприятий. Мероприятия такого типа – приём введения в занятия по физике элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценна как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Внеклассные мероприятия бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебно-воспитательном процессе.

В 8 классе после изучения раздела “Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества” предлагаю провести игру “Крестики – нолики”, которая очень нравится учащимся. Сценарий игры очень прост. Перед началом мероприятия на интерактивной доске вычерчивается план-сетка с девятью секторами (если нет возможности, то на обычной доске). Каждый сектор имеет своё название (спорт, кухня, техника и т.д.) и к каждому сектору прилагаются карточки с тремя вопросами. Названия секторов могут быть различными, т.е. из разных областей наук. Это позволяет проверять знания и умения учащихся на более глубоком уровне и находить связь между физикой и жизнью. Учащиеся отвечают на вопросы и, учитывая степень полноты и правильности ответа, сектора зачёркиваются либо крестиком, либо ноликом. Третий вопрос является резервным.

Эта игра позволяет осуществлять межпредметную связь в учебном процессе, что позволяет организовать системный подход в обучении, и что очень важно, подбором тематик секторов и вопросов показать учащимся жизненную важность изучения того или иного материала.

В разработке предусмотрены задания для игры с болельщиками, пока команды обсуждают и готовят ответы на вопросы. Презентация “Знаешь ли ты учебник физики?”, загадки, шарады, анаграммы, метаграммы и логогрифы. Всё это вместе позволяют провести игру интересно и увлекательно.

Игра “Крестики-нолики”

Техника Кухня История
Животный мир Спорт Строительство
География Медицина Сельское хозяйство

Техника

  1. Почему при недостаточной смазке выплавляются шатунные и коренные подшипники трактора?
  2. Кроме красоты и требований гигиены, какие другие есть ещё соображения, что холодильники изнутри и снаружи красят в белый цвет?
  3. Почему при заточке инструментов на наждачном круге необходимо охлаждать их водой?

Кухня

  1. Опытные хозяйки, прежде чем наливать в стакан крутой кипяток, опускают в него чайную ложку. Для чего?
  2. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной ложкой, а не металлической?
  3. Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда чайник поставлен на лёд или когда лёд положен на крышку чайника?

История

  1. Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Почему?
  2. На каком явлении основан способ добычи огня древними людьми?
  3. Кто впервые изобрёл прототип современного термометра?

Животный мир

  1. Почему при облучении инфракрасными (тепловыми) лучами жучков паразитов в зерне они погибают, а зерно нет?
  2. Каково назначение толстого слоя подкожного жира у китов, тюленей и других животных, обитающих в водах полярных морей?
  3. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

Спорт

  1. Почему, если быстро скользить вниз по шесту или канату, можно обжечь руки?
  2. Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно?
  3. Когда парусным спортивным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью?

Строительство

  1. Для чего используют пористые материалы (пенопласт, поролон, керамзит, опилки и др.) в строительстве?
  2. Почему при вбивании гвоздя его шляпка нагревается слабо, а когда гвоздь уже вбит, то достаточно нескольких ударов, чтобы сильно нагреть шляпку?
  3. Зачем канализационные и водопроводные трубы зарывают в землю на значительную глубину?

География

  1. В северных районах ранней весной иногда поверхность почвы посыпают измельчённым торфом, тонко молотым углём, сажей или покрывают чёрной бумагой. Для чего это делают?
  2. Климат островов умереннее и ровнее, чем климат больших материков. Почему?
  3. Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?

Медицина

  1. Медицинские грелки наполняют тёплой водой, а не тёплым воздухом. Почему?
  2. Почему врачи не рекомендуют сразу же после приёма горячей пищи принимать холодную?
  3. Почему потный человек на ветру может легко простудиться?

Сельское хозяйство

  1. Механизаторы внимательно следят, чтобы солома не навивалась на валы зерноуборочных машин (комбайнов, жаток). Почему?
  2. Почему снегозадержание, проводимое на полях в засушливых областях страны, не только хорошее средство накопления влаги в почве, но и средство борьбы с вымерзанием озимых посевов?
  3. В низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенностях. Почему?

Презентация “Знаешь ли ты учебник физики?” для игры с болельщиками состоит из слайдов-рисунков по учебникам физики. Рисунки иллюстрируют важнейшие выводы, законы, практическое применение явлений и закономерностей. Эта игра позволяет на наглядном материале выяснить, как хорошо знают учащиеся изучаемые учебники и иллюстрации в них (проверяется умение по рисунку определять наблюдаемое явление, сформулировать вывод или закон и указать практическое применение явления). Загадки, шарады, анаграммы… предназначены для выявления и развития общего кругозора учащихся. (Приложение 1)

Загадки

Найдите подходящие по смыслу слова, расставьте их вместо пропусков.

  1. В чём сущность явлений? – на это ответ
    Искал сиракузский мудрец ….. .
  2. Быстрей ли то падает, что тяжелей?
    И это проверить решил…. .
  3. “Сложен мир из мельчайших частиц” -
    Так считал древний грек….. .
  4. Как пишется “камень”, научит грамматика.
    Размеры и форму найдёт математика.
    А …. массу отыщет и вес.

(Архимед, Галилей, Демокрит, физика)

Шарады

Шарада – это загадка, ответ на которую разгадывается по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК.

  1. Наше первое увидишь
    В математике не раз,
    А второе – мера веса,
    Отменённая у нас.
    С целым можешь, бросив страх,
    Птицей реять в облаках.
  2. Три первые буквы на охоте
    На выстрел отклик свой дают.
    Приставьте то к ним, чем на флоте
    До дна морского достают:
    Я удивительный прибор
    Для измерения глубин.

(пи-лот, эхо-лот)

Анаграммы

Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания, например ЛИСА-СИЛА.

  1. Такое время года вы любите не зря:
    Хорошая погода, походы, лагеря…
    Но буквы поменяй местами -
    И мы предмет получим с вами.
  2. Я дерево. В родной стране
    Найдёшь меня в лесах повсюду.
    Но слоги переставь мои -
    И воду подавать я буду.
  3. Слева направо прочитаешь:
    Зимой на печке он сидит.
    Читай обратно и узнаешь:
    Без ног по проводу бежит.

(лето-тело, сосна-насос, кот-ток)

Метаграмма

Метаграмма – разновидность загадки, в которой из загадываемого слова путём замены одной буквы другой получается новое слово, например МЕЛЬ-МОЛЬ.

  1. Я сибирская река,
    Широка и глубока.
    Букву “Е” на “У” смени-
    Стану спутником Земли.
  2. С “М” - единица,
    С “Б” я в больнице,
    С “Р” я на сцене,
    А с “С” на столе.
  3. Я важный элемент в таблице.
    Но стоит букве измениться -
    И я всем сёлам, городам
    Любую новость передам.

(Лена-Луна, моль-боль-роль-соль, радий-радио)

Логогрифы

Логогрифом называется слово-загадка, меняющее своё значение при отнимании или прибавлении букв, например ЗАРЯ-ЗАРЯД.

  1. Я металл, меня ты знаешь:
    Мощь громадная во мне;
    Если “Б” ко мне добавишь,
    Небо скрою в снежной мгле.
  2. Я с полки книгу взял, прибавил “А” -
    И превращенье вдруг свершилось сразу:
    От книги не осталось и следа
    И даже в микроскоп не видно глазу.
  3. В планету поместите слог -
    И ветер воздух всколыхнёт.
    Его сильнее не найти:
    Он всё сметает на пути.

(уран-буран, том-атом, уран-ураган)

Литература

  1. Селезнёв В.И. Увлекательная физика. – М.: Новая школа, 1997.
  2. Браверман Э.М. Урок физики в современной школе. – М.: Просвещение, 1993.
  3. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1976.
  4. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2006.