Факультативное занятие «Произвольный префикс»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:

познакомить учащихся с игрой “Произвольный префикс”;

развивать письменную и устную речь учащихся; мыслительные процессы

анализа, синтеза; логическое мышление, образное мышление, память;

воспитывать у учащихся качества личности, необходимые современному, деловому человеку.

Тип урока: нетрадиционный.

Вид урока: изучение нового и применение новых знаний на практике.

Оборудование: денежные купюры, названия банков, предметные картинки и их  названия, названия профессий; ватман, карандаши, фломастеры, маркеры и т.п.; таблица “префиксов”; таблица “ЗУХ”; повязки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

“На что похоже настроение?”

- Встанем в круг. Вы по очереди говорите, на какое время года, природное явление, погоду похоже ваше сегодняшнее настроение. Например: “Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?”

- Обобщая ваши ответы, можно сказать, что сегодня у вас настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.

“Все в твоих руках”

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу.” Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал : “Все в твоих руках”.

- В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

2. Формулирование темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны разных наук, познакомимся с игрой “Произвольный префикс”. А также будем учиться быть современным человеком, который должен уметь думать, рассуждать, находить нестандартные решения, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

- Каким Вы хотите видеть наш урок? А Вы поможете мне его провести?

- Ну, что ж, коллеги, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!

3. Вхождение в тему.

- Перед вами на доске предметы.

Задание будет таким: нужно классифицировать все данные предметы (подсказка: названия предметов подписаны снизу) по группам, записать каждую группу предметов в отдельный столбик и дать общее название, т.е. обобщить их.

Одежда   Животные   Экономические понятия
пальто   собака   биржа   рынок
сапоги   лисица   бизнес   деньги
платок   заяц   акции   ценные бумаги

4. Работа по теме.

Метод отсекающих вопросов.

- Любите ли вы играть? Я хочу предложить вам поиграть в игру “Да - Нет”.

- Используя метод отсекающих вопросов, вы должны угадать, о каком предмете сегодня будет идти речь на уроке:

- Это едят?

- Это обувают на ноги? Одевают на голову?

- Там продают и покупают?

- Это то, чем расплачиваются за покупки? и т.д.

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Верно – это ДЕНЬГИ.

- Говоря о деньгах, мы не можем не говорить о домах, где работают деньги.

Думаю, что вы догадались. Что это БАНКи.

Корзина идей”.

- Как, по-вашему, могут работать деньги, ведь они бумажные?

- Ваши предложения и идеи будем складывать в “Корзину идей”.

Разгадай анаграмму.

- В каждом таком учреждении работают не только деньги, но и люди различных профессий. А вот люди каких профессий, я предлагаю вам расшифровать:

дензипрет - президент,

цеви претзиден - вице президент,

джермене - менеджер (распределитель),

рекдитор - директор.

- Как вы думаете, чем они занимаются? (Выступление детей со своими сообщениями)

Деление на группы.

- Хотели бы вы побывать в роли президента банка, вице президента, менеджера и т.д.?

- Я предлагаю вам сейчас организовать банк. В этом нам помогут бумажные купюры.

Вам необходимо собрать купюру, и каждый из вас будет знать к какой группе – БАНКу он будет относиться; на оборотной стороне купюры прочитайте, какая у вас должность в “банке”.

Жеребьёвка групп.

- Группы сформированы, но любой банк имеет название. Проведём небольшую жеребьёвку. Подойдите президенты групп, каждый из вас не глядя выберет название своей группы – БАНКА:

банк “Финансовый магнат”;

банк “Kid - bank”;

клан “Фальшивомонетчик”;

банк “Teacher - bank”.

Составление рекламы.

- Группы-банки организованы, теперь необходимо привлечь к себе клиентов.

Что нам в этом может помочь? Вы правы – это РЕКЛАМА.

- На дом вам было дано творческое задание: подумать макет рекламы для банка.

Сейчас вы должны за самое короткое время нарисовать рекламу для своего банка, по окончании президенты расскажут о своей рекламе.

- Клану фальшивомонетчиков предлагается также придумать рекламу, для своих  клиентов.

Написание “синквейна”.

- К нарисованной рекламе каждый член группы – банка составляет и записывает “синквейн” - стихотворение из пяти строк:

1 стр. – существительное (тема)

2 стр. – два прилагательных (по теме)

3 стр. – три глагола (по теме)

4 стр. – фраза – личное отношение

5 стр. – слово – резюме, дающее новую тему

Составление “кластера”.

- В это время фальшивомонетчики создают “кластер” - созвездие: чем по их мнению хорошо понятие БАНК, а чем плохо?

Приём вынесения.

- Теперь давайте пофантазируем: представьте, что ваш банк процветает, приносит хороший доход и прибыль, но тут случается НЕПРЕДВИДЕННОЕ; деньги исчезают вообще. Как по-вашему, люди смогли бы обходиться без них?

- Вам даётся 30 секунд на раздумье. Запишите идеи в тетрадь.

- Пополним нашу “Корзину идей”:

брали бы в долг, обменивались товаром,

брали бы без денег, за золото, рисовали бы деньги.

Написание эссе: “Вред в пользу”.

- Как называют людей, которые самовольно рисуют деньги?

- Но иногда и фальшивые деньги приносят пользу. Сейчас вам предлагается написать небольшое сочинение – эссе, используя принцип “Вред в пользу”, придумать систему защиты банков от воров, используя фальшивые деньги.

- Фальшивомонетчики также пишут о вреде в свою пользу.

5. Физминутка.

6. Игра “Произвольный префикс”.

- Отдохнули? Теперь я хочу познакомить вас с игрой “Произвольный префикс”.

- Придумал её известный итальянский писатель Джанни Родари.

- Почему она так называется?

ПРЕФ – это то, что приставлено, присоединено;

ПРЕФИКС - с английского языка приставка.

ПРОИЗВОЛЬНЫЙ – свободный.

- Будем приставлять к словам всё, что нам захочется.

- Но прежде вспомним понятия “С”, “ПОД С”, “НАД С”, функции “С”.

- Возьмём слово, предмет нашего урока: БАНК – это система “С”.

- Любая система состоит из элементов, связанных между собой.

(СБЕРБАНК, НАЦБАНК, СБЕРКАССА – являются ПОД “С”).

- В тоже время “С” является частью “НАД С”. Как вы думаете, что будет являться

“НАД С” БАНКА? - ЦЕНТРОБАНК.

- Какова же функция банка? (Купля-продажа)