Сегодня в рамках модернизации системы образования активно проводится реорганизация сети образовательных учреждений с целью оптимизации современного образовательного пространства. Этот процесс в значительной степени затрагивает вопросы управления образовательной организацией. Учитывая актуальность этой проблемы для сферы образования рассмотрим два самых распространенных варианта управления современной образовательной организацией.
Первый вариант может быть построен на формальном объединение, в котором все реорганизованные образовательные учреждения работают по принципу структурных подразделениях или отделений. Таким образом, предполагается следующее штатное расписание административно-управленческого персонала:
Структурное подразделение | Профессия (должность) |
Кол-во штатных единиц |
|
наименование | код |
||
1 | Директор | 1 | |
Школьное отделение |
2 | Руководитель структурного подразделения (отделения) | 2 |
3 | Заместитель руководителя структурного подразделения школьного отделения | 2 | |
Дошкольное отделение |
4 | Руководитель структурного подразделения дошкольного отделения | 1 |
5 | Заместитель руководителя структурного подразделения дошкольного отделения | 6 | |
Итого | 12 |
В данном случае, образовательная организация работает по единой нормативно-правовой базе, а отчетность формируется путем слияния данных из структурных подразделений. Структурные подразделения работают обособленно. При таком управление, программа развития может составляться по отделениям. Оптимизация штатного расписания происходит за счет сокращения ставок заместителей директора, перевода психологов и логопедов в районные центры помощи населению, за счет заключения договора о сотрудничестве.
Предполагается следующая структура управления:
Первый уровень: директор - главное административное лицо, несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Управляющий совет, педагогический совет и т.п.. Субъекты управления этого уровня обеспечивает единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития образовательной организации и всех ее подразделений.
Второй уровень – руководители структурных подразделений, главная функция которых - согласование деятельности всех участников образовательного процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень – заместители руководителей структурных подразделений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.
Четвертый уровень – воспитанники, учащиеся, родители, учителя, воспитатели. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества.
Второй вариант предполагает реальное объединение, в котором все реорганизованные учреждения работают совместно.
В данном случае возможна реализация принципа обучение по ступеням, т.е. например, в здании №2 – обучение начальной школы, в здании №1 средняя и старшая. Остановимся на этом варианте более подробно. Положительными сторонами являются: отдельное здание, два спортивных зала, актовый зал, столовая и т.д, что полностью удовлетворяет рекомендациям СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях”. Из отрицательных сторон отметим, что обучение учащихся 1-х классов невозможно выше 2 этажа, а 2-4 –х не выше 3 этажа, возможное решение введение кабинетной системы обучения. Такое построение учебного процесса позволит пересмотреть состав и функционал административно-управленческого персонала:
Структурное подразделение | Профессия (должность) |
Кол-во штатных единиц |
|
наименование | код | ||
1 | Директор | 1 | |
Дошкольное отделение | 2 | Заместитель директора дошкольного отделения | 1 |
Начальная школа | 3 | Заместитель директора | 1 |
Средняя и старшая школа | 4 | Заместитель директора | 1 |
Итого | 4 |
В данном случае, предлагается следующая структура управления:
Первый уровень: директор - главное административное лицо. На этом же уровне Управляющий совет, педагогический совет и т.п.
Второй уровень – заместители директора и руководители структурного подразделения.
Третий уровень – председатели методических объединений.
Четвертый уровень – воспитанники, учащиеся, родители, учителя, воспитатели.
При своей кажущейся традиционности второй вариант управления видится более подходящим. За счет модернизации системы управления образовательной организации предполагается совершенствование программно-целевых методов управления, реализацию которых планируется осуществлять с помощью руководителей проектных групп или менеджеров. Данные должности формальны, что не требует их введения в штатное расписание.
Таким образом, ожидаемые результаты следующие:
Во-первых, повышение эффективности бюджетных расходов;
Во-вторых, формирование оптимальных условий для поддержки и развития инновационной деятельности учащихся и учителей;
В-третьих, создание условий для реализации поточного обучения с 5 класса, которое позволит реализовывать несколько профилей одновременно;
В-четвертых, повышение эффективности деятельности образовательной организации по удовлетворению потребностей граждан и общества в государственных услугах в сфере образования;
В-пятых, формирование кадрового резерва заместителей директора из числа руководителей проектных групп и менеджеров.
Данные выводы отвечают требованиям реализации Государственной программы “Развитие образования города Москвы (“Столичное образование”) на 2012-2016 годы.