Интеграция курса Н.Ю. Пахомовой «Проектная деятельность» с уроками технологии (Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова) и ИЗО (Е.И. Коротеева) в 3-м классе по программе «Школа России»

Разделы: Начальная школа


Учебное проектирование-необходимый элемент современной системы образования. Продолжение освоения школьного курса “Проектная деятельность” обеспечивает развитие основополагающих умений учебного проектирования. В современных условиях нет возможности проводить курс отдельно в учебном плане, поэтому целесообразно интегрировать вышеперечисленные предметы и успешно осуществить преподавание курса Учебного проектирования. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. В ФГОС, особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, чему и способствует курс “Учебное проектирование. В результате освоения предметного содержания интегрированного курса, учащиеся получают возможность приобрести общие учебные умения, навыки, проектные умения и навыки, и освоить способы творческой деятельности. Интегрированный курс позволит формировать и развивать умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (мини-проекты, сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

В ФГОС выделение межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Третий класс — второй год обучения по курсу “Проектная деятельность”. Основным формируемым умением остаётся планирование.

План принимает свойства инструкции, алгоритма, системы либо порядка чего-либо. Продолжается работа по постановке заданий на проектирование через рассмотрение проблемной ситуации. Переходим к формулированию проблемы, затем цели и к получению результата проектирования-последовательности действий для решения проблемы (в виде инструкции, или алгоритма или схемы, или эскиза). Постепенное освоение цепочки шагов проектирования позвволяет усвоить такие способы действий, как: выделение проблемы и условий из проблемной ситуации, формулирование в виде вопроса, целеполагание, планирование. Начинается целенаправленное развитие презентативных умений. Далее добавляются вопросы, инициирующиесамые прстейшие рефлексивные действия. Во втором полугодии, в конце курса организованы уроки рефлексии. Завершаются эти уроки письменным тестом с последующим анализом ошибок.

Организация деятельности при освоении интегрированного курса “Учебное проектирование” предусматривает:

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы “Зачем и как это делать?”, “Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?”).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы “Такой ли получен результат?”, “Правильно ли это делается?”); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос “Какие трудности могут возникнуть и почему?”), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Цели начального обучения проектированию: формирование и развитие умения планировать, анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности (включая собственные знания), анализировать полученный результат, умение предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат. Основные задачи начального обучения проектированию - это формирование следующих умений:

- планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с выработанным планом;

- планировать работу другого (других) для достижения определенного результата;

- анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания;

- анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели;

- ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения;

- предъявлять и представлять ход проделанной работы и ее результат.

Одна из целей изучения технологии: приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью.

Одна из задач технологии: формирование на основе овладения культурой проектной деятельности: внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование; умение переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания в практику изготовления изделия; коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности; творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализация проектов.

Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности, где происходит освоение учащимися различных художественных техник: аппликации и коллажа, построений из бумаги, что и объединяет этот предмет с Учебным проектированием.

Все перечисленные курсы 3 класса начальной школы в интеграции способствуют формированию и развитию проектных умений, формируемых в 3 классе:

Умение планировать Умение анализировать Умение представлять
Свою работу:
  • количество деталей
  • выбор формы и цвета деталей
  • расположение деталей на изделии
  • сочетание различных видов освоенного планирования
  • последовательность операций
  • распределение операций между членами группы
  • распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени

Работу другого:

  • для достижения заданного результата
  • для решения проблемы
  • свои знания (знаю, не знаю)
  • условия количественных и качественных характеристик изделия
  • условия отбора материалов, деталей для выполнения работы
  • состав операций, необходимых для выполнения работы
  • соответствие хода работы предварительно составленному плану
  • ситуацию и проблему
  • умение предъявлять продукт
  • умение рассказать о работе группы
  • умение кратко и четко рассказать о достигнутом результате
  • соблюдение правил этики и эстетики предъявляемого продукта

Интеграция позволит наиболее успешно и без перегрузки, формировать и развивать следующие универсальные учебные действия:

1. Регулятивные (самостоятельная организация своего рабочего места, определение цели учебной деятельности, определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, оценка своего задания).

2. Познавательные (определение умения, которое будет сформировано в результате деятельности, в том числе проектной, отвечать на вопросы учителя, сравнивать, составлять простой план, и делать выводы).

3. Коммуникативные (слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли при защите мини-проекта, сотрудничать в группе, распределять обязанности и решать поставленную задачу).

Приложение