Цель: приобщение учащихся к музыкальной культуре разных народов мира как важнейшему компоненту гармонического развития личности.
Задачи.
- Закрепление и систематизация знаний о композиторах, музыкальных.
- произведениях, их стилях, жанрах, о классификации музыкальных инструментов.
- Привитие интереса, любви и уважения к музыке разных народов.
- Совершенствование эмоциональной отзывчивости уч-ся.
- Умение слушать и воспринимать музыку.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска.
Раздаточный материал: кроссворды, тесты.
Формирование и закрепление УУД.
- Умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме.
-Умение проводить простые аналогии и сравнения музыкальных произведений.
- Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства.
- Выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры.
- Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного исполнения песен и танца
- Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.
- Восприятие на эмоционально-образном уровне профессионального и народного музыкального творчества разных стран мира.
- Определение по характерным стилевым признакам изученных музыкальных произведений.
Слайд 1. Презентация
1) Вход под джазовую музыку.
Песня “Джаз” Дубравина.
Я здороваюсь с детьми, и они садятся на места.
- Ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие.
Слайд 2
- С музыкой путешествовать всегда легче, веселее и интереснее.
- Какая музыка сейчас звучит? В каком стиле? (Джаз).
- Где и когда возник джаз? (ХIХ в. на юге США, куда были вывезены негры - рабы из Африки).
- А какое произведение вы сейчас услышите?
2) Колыбельная Дж. Гершвина (фрагмент) – слушание.
- Кто сочинил эту музыку? Из какого произведения?
- Вы сказали, что эту колыбельную сочинил Джордж Гершвин.
- А узнаете ли вы его портрет среди других композиторов?
Слайд 3
Покажите портрет Дж.Гершвина. (Дети из нескольких композиторов выбирают Гершвина)
Чем нам интересен Дж.Гершвин ? Что он создал? (Симфоджаз)
- Что такое симфоджаз? (Дети отвечают)
- Это композитор какой страны (Америки).
- Столица США? (Вашингтон).
Слайд 4 (на доске карта Северной Америки с портретом Дж.Гершвина)
- Ребята, как вы поняли, что это музыка “Колыбельная”? Ведь она звучала не на русском языке? (Музыка мягкая, нежная, успокаивающая)
- А обязательно надо знать английский или другой язык, чтобы понять, что это “Колыбельная”? (Музыкальный язык понятен и без перевода)
- У каждого народа в музыке есть свои национальные особенности, но, не смотря на это, все колыбельные имеют один характер. Как вы думаете, почему? (Колыбельные поют для маленьких детей, которых надо уложить спать, успокоить, убаюкать). Но сейчас вы услышали джазовую колыбельную американского композитора.
- Вспомните,чем характерен джаз? (Ритмом, инструментами: медные духовые и ударные и свингом).
Слайд 5
- Какие вы знаете медно-духовые инструменты? (Труба, саксофон, тромбон)
- Что такое свинг? (Свинг – особая манера исполнения: мягкое покачивание голоса на звуках).
.3) Продолжаем наше путешествие в разные страны.
- Музыка какого композитора и какого народа сейчас прозвучит?
Звучит “Октябрь” Чайковского в джазовом исполнении группы “Фонограф” С.Жилина. (Дети должны узнать музыку).
Слайд 6, Приложение 1
- Сравните эту музыку с классическим вариантом. В чем различие? (Ритм, инструменты, мелодия)
- А сейчас я сыграю музыку, а вы должны узнать ее.
Звучит фрагмент: Неаполитанский танец из балета “Лебединое озеро”.
- П.И.Чайковский был в Италии, слушал итальянскую музыку и сочинил свою замечательную неаполитанскую песенку - танец. Под эту музыку хочется не только танцевать, но и петь. “Неаполитанская песенка” в исполнении хора мальчиков – слушание. Приложение 2
- Кто исполнял? (Хор мальчиков).
4) -А что сейчас прозвучит? И какого композитора?
Звучит фрагмент “Утро” Э. Грига (дети узнают).
Из какой он страны? (Норвегия. Столица Осло)
Слайд 7. Приложение 3
- Какие средства музыкальной выразительности использовал Э.Григ для этого прекрасного произведения? (На доске появляется цветик-семицветик.)
Слайд 8
(Ребята подписывают по 1 слову на листочке цветка).
- А сейчас мы исполним “Утро” со словами и с движением рук (показ мелодии и ее характера), но сначала распоемся.
(И Григ и Чайковский жили в одно и то же время. Музыка Грига по своей мелодичности, ясности, поэтичности во многом близка лирическим сочинениям Чайковского, связанным с картинами природы. Чайковский не знал норвежского языка, а Григ - русского, но музыкальный язык друг друга они понимали хорошо, он сблизил их)
- Какая же у нас тема урока? (Дети отвечают)
- Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ. Слайд 9
- А что это значит?
Музыка - это тоже язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои мысли и чувства (музыкальный язык). Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный (литературный). И этот музыкальный язык понятен всем другим народам без перевода. А также: композиторы разных стран изучают и используют музыку разных народов мира в своем творчестве и сочиняют музыку в стиле других народов.
Продолжаем наше путешествие по разным странам мира.
5) Звучит “Полька” (чешская) в записи.
- Музыка какого народа сейчас прозвучала?
Дети называют это произведение, какого народа, называют столицу. Слайд 10
- Кто исполнял Польку? (Детский хор). А какие хоры вы еще знаете? А ведь в каждом хоре есть свои голоса. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете певческие голоса. (На партах лежат кроссворды, дети разгадывают. 1 кроссворд на двоих. Дети работают в парах. Первые 3 пары поднимают руки, и мы проверяем.
Слайд 11 (Выставляются оценки)
- Какие малые жанры вы здесь услышали? (Песня и танец).
- Какой характер в песне? (Веселый, задорный характер, танцевальный, в мажоре и т.д. – средства музыкальной выразительности)
- А сейчас мы исполним эту песню. (Исполнение стоя)
“Полька” - исполнение
Какой ритм вы здесь услышали? (Синкопированный)
- Что такое синкопа? (Перенос ударения с сильной доли на слабую)
Но вы мне сказали, что это еще и танец. Давайте исполним танец “Польку”.
Танец “Полька” - исполнение.
Продолжаем наше путешествие в другую страну.
6) Французская народная “Пастушья песня”.
Я играю, дети узнают. Далее исполнение песни.
- Какой композитор обратился к этой музыке? (В.А.Моцарт - австрийский композитор, сочинил вариации на эту французскую народную песню). Слайд 12
- Что такое вариации?
- Какие музыкальные формы вы еще знаете?
- Какие произведения Моцарта вы еще знаете? (Оперы: “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”, “Волшебная флейта”)
Молодцы! Вы хорошо усвоили материал по теме.
7) Итог урока.
- В каких странах мы сегодня побывали? (Америка, Россия, Норвегия, Австрия)
- С какими композиторами мы сегодня встретились?
- Можем ли мы музыку других народов понять без перевода, слушать и исполнять?
- Так есть ли между музыкой нашего народа и музыкой других народов мира непереходимые границы? (Нет)
Музыканты всего мира “говорят” на одном языке, они отражают мир в звуках…
8) Рефлексия. Слайд 13
Проверочный тест (В. I)
I. На соответствие:
Дж. Гершвин оп. “Иван Сусанин”
В.А. Моцарт сюита “Пер Гюнт”
Э. Григ оп. “Порги и Бесс”
М.И. Глинка оп. “Свадьба Фигаро”
II. Выбор правильных ответов
1) Родина джаза:
а. Россия
б. Америка
в. Норвегия
III. Кто сочинил фортепианный цикл “Времена года”?
а) М.И. Глинка
б) П.И.Чайковский
Проверочный тест (В. II)
I. На соответствие:
П.И.Чайковский сюита “Пер Гюнт”
В.А.Моцарт опера “Аида”
Дж. Верди балет “Щелкунчик”
Э. Григ Симфония № 40
II. Выбор правильных ответов:
1) Кто сочинил оперу “Руслан и Людмила”?
а) П.И.Чайковский
б) Дж. Гершвин
в) М.И.Глинка
2) Родина джаза:
а) Испания
б) Россия
в) Америка
- Ребята, я проверю ваши тесты и на следующем уроке объявлю оценки.
- Выставление оценок
- Понравился ли урок? (Каждому по 2 смайлика: желтого цвета – радостный и синего цвета - грустный. Кому понравился урок, то поднимут желтые смайлики, а кому нет - синие)
Слайд 14
9) Выход под музыку. Симфония № 40.