Урок русского языка по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Разделы: Русский язык


Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.

Цели урока.

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е после шипящих в суффиксах существительных; сформировать умение правильно применять правило при выборе букв о и е в суффиксах существительных.

Развивающие: формировать умение видеть учебную проблему, находить способы её решения, развивать орфографическую зоркость, развивать познавательный интерес.

Воспитательные: формировать умение вести диалог с учителем, прививать любовь к родному языку.

На уроке формируются следующие компетенции:

учебно-познавательная – учащиеся самостоятельно определяют тему урока, учатся самостоятельно добывать знания;

лингвистическая – ученики осваивают нормы русского языка (орфографические), формируется способность к анализу и синтезу языковых явлений;

коммуникативная – учащиеся овладевают разными видами речевой деятельности;

информационная - расширение кругозора учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.

Девиз урока: “Всё в твоих руках!”. Слайд №2

2. Мотивация учащихся. Отгадать загадки. Слайд №3

- Ребята, урок начнём с загадок. Я читаю, а вы должны их отгадать и записать отгадку на доске.

А) Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёж)

Б) Не мышь, не птица,
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка)

В) Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь)

3. Определение темы урока.

- Назовите детёнышей этих животных. Cлайд 4

Ёж – ежонок. Белка – бельчонок. Мышь – мышонок.

- Каким способом образовались эти слова? (Cуффиксальным способом)

- Назовите суффикс. (-онок-)

- После каких согласных стоит суффикс (-онок-)? (После шипящих).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема урока: Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

(Запись в тетрадях). Слайд №5

4. Изучение нового материала.

Выделение суффиксов в словах, постановка ударения

О или Е?

ежомнок горомшек

зайчонок крoшечка

мышомнок домченька

- В словах первого столбика пишется буква О.

Сформулируйте правило о правописании буквы О после шипящих в суффиксах существительных.

- А в словах второго столбика - буква Е. При каком условии она пишется?

Выведение правила о правописании О–Е после шипящих в суффиксах существительных.

* Теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 106.

* Чтение правила №35 по учебнику (стр. 106), запись образца рассуждения

* Повторение правила. Слайды № 7-8

После шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется

“О”, без ударения – “Е”.

5. Закрепление материала.

А) Комментированное письмо. Слайд 9

Запишите слова, обозначьте орфограмму №35 и прокомментируйте по “цепочке”.

Старич.к Старичок

пастуш.к пастушок

овраж.к овражек

замоч.к замочек

Б) Самопроверка. Слайд №9

В) Самостоятельная работа по карточкам (работа в парах): распределить слова по наличию букв о и е после шипящих в суффиксах существительных по вариантам.

Слайд 10

Друж.к, жуч.к, петуш.к, замоч.к, человеч.к, кулач.к, подуш.чка, ореш.к, луж.к, круж.к, кусоч.к, овраж.к,точ.чка, собач.нка, галч.нок.

Г) Взаимопроверка. Слайд 11

6. Физминутка

Мы писали, мы писали.
Орфограмму изучали
И немножечко устали.
А теперь мы отдохнём
И работать вновь начнём.

7. Знакомство со значением суффиксов –онок--енок-. Слайды 12-14

Какое значение придаёт суффикс -ОНОК- словам?

Заяц - зайчонок, волк - волчонок, медведь - медвежонок, подарок - подарочек.

Они придают словам уменьшительно-ласкательное значение.

Книга - книжонка, бумага - бумажонка, одежда - одежонка.

Данные суффиксы могут придать словам различные значения. Cлайд 15

8. Творческая работа:

Описать детёнышей: зайчонок, волчонок, медвежонок по цвету шерсти и характеру.

9. Исследование текста (найти и выписать слова на орф. №35). Cлайд №16

Вышел доктор-старичок:

- Что наделал ты, жучок?

- Я, жучок, рубил сучок.

Рубанул один разок, да сучок-то был хитёр – не попал под мой топор.

10. Самопроверка. Слайд №17

11. Выполнение теста – проверка усвоения нового материала. Cлайд 18

1. В каком слове в суффиксе пишется буква -о-?

1) овраж…к,

2) жуч…к,

3) горош…к.

2. В каком слове в суффиксах не пишется -о-?

1) луж…к,

2) волч…нок,

3) ореш…к.

3. Найдите ошибку в суффиксах существительных:

1) дружок,

2) жучёк,

3. пастушок.

4. Найдите предложение, в котором есть слово с изучаемой орфограммой.

1. Я приобрел неинтересную книжонку.

2. Мама любит своего сыночка.

3. Я рисую карандашом.

5. В каком слове в суффиксах существительных не пишутся буквы о, е после шипящей?

1) подуш…чка,

2) крюч…к,

3) карандаш…к.

12. Самопроверка. Слайд № 19

13. Домашнее задание

Выучить правило орфограммы №35, упр.№255. Слайд №20

14. Выставление оценок

Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Чему вы научились?

Какое у вас настроение?

15. Чтение притчи. Слайд №21

Жил замечательный учитель. У него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель всё знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошёл ученик в поле, поймал бабочку, зажал её между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришёл к учителю.

- Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мёртвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

- Всё в твоих руках!

- Ребята, скажите, как поступил ученик?

- Он выпустил бабочку.

- Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно. Это в ваших руках!

Презентация