Формирование учебных действий учащихся при изучении почв России

Разделы: География


Тема “Почвы и почвенные ресурсы” в соответствии со Стандартом второго поколения изучается в курсе “География России” (8-9 классы) и предусматривает изучении следующего содержания:

- факторы образования почв;

- основные типы почв: их различия в плодородии, размещение на территории России;

- почвенные ресурсы России;

- изменение почв в ходе их хозяйственного использования;

- меры по сохранению плодородия почв.

Помимо этого у школьников должны быть сформированы определённые виды деятельности (на уровне учебных действий):

- выявлять основные факторы почвообразования;

- определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте почв;

- определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам;

- определять структуру земельного фонда России.

Каким образом формировать у учащихся представленные учебные действия каждый учитель географии выбирает сам. В качестве рекомендации автор предлагает разработку практической работы с применением технологии разноуровневого обучения, при которой учащийся вправе выбрать уровень сложности заданий (I уровень – простой, II - средний, III - сложный).

Цель: установить закономерности строения и распространения основных типов почв.

Оборудование: атласы по географии для 8 класса, контурные карты России

Основные понятия: почва, тип почвы, почвенный профиль, факторы почвообразования, плодородие почв

Задания.

I уровень

1. Заполните пропуски схемы: “Факторы почвообразования”.

2. Используя карты атласа, определите основные типы почв равнин и гор России. Определите, к каким климатическим поясам они относятся?

3. Нанесите на контурную карту районы распространения черноземов России.

II уровень

1. Используя рисунок, определите состав представленных почв. Каковы отличия строения почв тундр, черноземов и каштановых почв?

2. Используя почвенную карту, определите главные типы почв на территории России. Какая часть нашей страны - Европейская или Азиатская – имеет большее разнообразие типов почв? Почему?

3. Используя статистические данные, постройте столбиковую или круговую диаграмму. Сделайте вывод.

Структура земельного фонда России

Виды земель Площадь в % от общей площади
Сельскохозяйственные угодья

Леса и кустарники

Болота

Под водой

Оленьи пастбища

Под строениями и сооружениями

Дороги

Нарушенные земли

Неблагоприятные для использования земли

13.0

46.0

6.4

6.2

18.7

0.3

0.5

0.1

10.8

Итого 100

III уровень

1. Используя рисунок, ответьте на вопросы:

1) Какие компоненты взаимосвязаны в природе?

2) Какой из них является ведущим?

3) Почему граница тундры в Европейской части России проходит севернее полярного круга, а в азиатской – спускается ниже его?

2. Составьте характеристику 5 зональных типов почв в виде таблицы, самостоятельно обозначив название колонок:

Тип почвы
1. Подзолистые      
2.      
3.      
4.      
5.      

3. Используя данные таблицы, постройте столбиковую диаграмму. Сделайте выводы.

Площади наиболее распространенных почв и их сельскохозяйственное использование

Почвы Общая площадь, млн. га
Арктические и тундровые

Глееподзолистые

Подзолистые

Дерново-подзолистые

Болотные

Серые лесные

Черноземы

Темно-каштановые и каштановые

Светло-каштановые и бурые

Солонцы

Серо-бурые пустынные

Сероземы

Желтоземы и красноземы

Аллювиальные

346

159

176

203

63

48

168

50

47

84

40

11

0,5

53