Урок-исследование по окружающему миру. Тема урока: «Условия выращивания фасоли». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Оборудование: компьютер, мультимедийная система (проектор и экран), цветочный горшок с пророщенным растением фасоли, контейнер с проросшими семенами, микроскопы, мобильный класс.

Раздаточный материал:

- сухие семена фасоли, набухшие семена фасоли, пипетки, контейнер с водой (один комплект на парту);

- семена в стаканчиках-контейнерах, проращенные в разных условиях (для каждой парты по одному контейнеру с замерзшим семенем и с испорченным, погибшим из-за отсутствия воздуха семенем);

- для каждого учащегося контейнер для проращивания семени с семенем, марлей;

- для каждого учащегося календарь наблюдений;

- набор для рефлексии.

Цели:

- систематизация и обобщение знаний и умений по теме урока;

- активизация мыслительной и познавательной деятельности;

- выявить необходимые условия для прорастания семян и нормального развития растений;

- научиться замачивать растения для прорастания.

Задачи:

- повышение мотивации к обучению;

- расширение кругозора учеников;

- учиться наблюдать, сравнивать, фиксировать результаты;

- учиться взаимодействовать в паре;

- бережное отношение к растениям;

- повышение интереса учащихся к приобретаемым знаниям;

Описание хода урока

1. Организационный момент

- Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо:

“Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...”.

Скоро мы убедимся в справедливости этих слов, ведь вас ждёт открытие новых знаний.

Сегодня у нас на уроке дежурным библиографом будет Митькова Злата. Она будет нам уточнять значения понятий.

II. Основная часть урока.

Я начну со стихотворения. Льва Квитко “Чудо”.

Сегодня мы будем изучать растения. Точнее, одно растение. А какое, вы это должны сами узнать. Разгадайте ребус.

(2 слайд). Ребус (Ответ – фасоль). Презентация у автора статьи.

Верно. Сегодня мы будем изучать фасоль

Работа с набором для рефлексии.

- Поставьте перед собой цели на урок.

- Чего бы вы хотели сегодня на уроке для себя?

- А что вы знаете о фасоли?

Фасоль является одной из древнейших культурных растений планеты. 

Фасоль это однолетнее растение с ветвящимся травянистым стеблем.

Известно около 150 видов фасоли. Разводится из-за плодов и семян – а некоторые виды также из-за цветов – под названием турецких бобов.

Из разводимых видов первое место занимает фасоль обыкновенная

Листья растений фасоли крупные, опушенные, цветки обоеполые мотылькового типа, собранные в соцветия. Плоды – бобы-лопатки с 5–10 семенами.

2.1. Тема урока

Посмотрите, я держу в руках настоящее чудо!

Почему я назвала растение чудом? (потому что оно живое, потому что появилось из маленького семечка)

Однажды я задумалась: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. И растения нам обязательно скажут. Только не словами, а своим внешним видом. Я поняла, что бережное отношение, забота и соблюдение условий,

Сегодня мы станем с вами настоящими исследователями и узнаем, какие же условия нужны, чтобы растение проросло, выросло и дало свои семена.

- А что такое исследование?

Библиограф: Толковый словарь Ожегова.

Исследование научное, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

(3 слайд). (Написана тема)

Цель нашего урока.

  1. Узнать новое и интересное из жизни растений.
  2. Проследить стадии развития фасоли, и узнать какие факторы влияют на полноценное развитие растения.
  3. Оформить календарь наблюдения.
  4. Создать постер.
  5. Узнать значение новых слов.

На партах, у каждого из вас лежат календари наблюдений. Как вы думаете, для чего они нужны? (В них мы будем записывать наши наблюдения и результаты) Возьмите их, ручку. Под словами календарь наблюдений запишите свое имя и фамилию.

И так, начнем наши исследования.

2.2. Практическая часть

Сравнение сухого семени и набухшего. Первое условие, необходимое для прорастания.

Посмотрите на парты, у вас на блюдце лежат семена. Это семена фасоли. Возьмите сухие семена в руки. Посмотрите на них. Они спят, т.е. находятся в состоянии покоя.

Попробуйте снять верхнюю кожуру.

Получается? (Нет) Вывод: с сухого семени кожура не снимается.

Попробуйте слегка поцарапать кожуру. Целостность кожуры не нарушается.

- Зачем же нужна такая кожура семени? Какую роль она играет? (Защищает от повреждения и высыхания)

Любое растение начинает свою жизнь с того, что его семья попадает в почву. Но, если почва будет сухая и твердая как камень, прорастет ли растение?

Берем в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1. (Семя увеличилось в размерах, сырое).

Что помогло семени стать таким? (Вода)

Вывод: в семя через кожуру проникает вода и оно набухает, увеличиваясь в размерах. Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

Вода-это первое условие, которое необходимо для прорастания семени.

Запишем в календари наблюдений это условие.

(4 слайд). Запись в календаре наблюдений первого условия.

- Вода.

Продолжаем….

2.3. Второе и третье условие, необходимые для прорастания

Работа с мобильным классом. Программа “Мир природы”.

10

1 щелчок

2 щелчок

3 щелчок

11

1 щелчок тепло

2 щелчок вода

3 щелчок воздух

Делаем вывод, что растению нужен воздух и тепло.

(4 слайд). Запись в календари наблюдений второго и третьего условия.

Запишем в дневники.

- Воздух.

Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.

- Тепло.

В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.

Продолжаем…

Снова возьмите в руки второе семя.

Осторожно снимаете с набухшего семени кожуру. Результат: кожура легко снимается с набухшего семени.

- Что находится под кожурой? (Две половинки, две дольки семени)

Отсюда и их название семядоли. (Доли семени)

Библиограф: Семядоля   Толковый словарь Ожегова`

Внутренняя часть семени - долька, заключающая в себе зародыш листьев.

Аккуратненько разделите семядоли на половинки.

- Что мы видим на одной из семядолей ?

Работа с микроскопами.

(5 слайд). Строение семени фасоли.

Это зародыш будущего растения. Маленькое дитя растения. Он еще очень мал, и в нем трудно рассмотреть части будущего растения. Однако семя проснулось, об этом свидетельствует наличие зародыша.

- Откуда же берутся питательные вещества?

Библиограф: Питательный  - Содержащий необходимые для питания вещества, полезный. Толковый словарь Ожегова.

Обратите внимание на две эти половинки, семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени, и он начинает расти.

(6 слайд). Рисунок.

Давайте мы зарисуем строение семени фасоли. Зарисуем семядоли и подпишем

Найдите в календарях наблюдений слово “рисунок”. Под этим словом вы сделаете свой рисунок.

2.4. Четвёртое условие

Растение растёт, семядоли все стареют, засыхают и совсем отпадают.

Кто теперь будет исполнять роль “кормильца”? (корень) и листья.

Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества .

- Иногда мы видим растения – одни темно – зелёные, а другие бледные. Чтобы это могло означать?

Почему так произошло? Что случилось? Чего не хватало этому растению?

Вывод: нужен свет.

Листья – это “живые заводы” по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.

(7 слайд). Запись в календари наблюдений четвёртого условия.

- Свет.

2.5. Пятое условие, необходимое для прорастания семени и роста растения

Проходит время…растение растёт… заметно увеличиваются в размере листья, приобретают ветвистую корневую систему. Корни становятся большими. Посмотрите на корневую систему в прозрачном контейнере. Вроде всё хорошо.

Но растение остается слабым. Почему? Сравните с растение в горшке и растение в контейнере.

Вывод: растению нужна почва, в которой содержаться минеральные вещества.

Библиограф: минеральные вещества -

(7 слайд). Запись в календари наблюдений пятого условия.

Запишем в календарь наблюдений следующее условие, необходимое для жизни растения.

- Почва.

Все 5 необходимых условий для полноценной жизни растений мы нашли.

3. Физминутка (под музыку)

Представьте, что вы зернышки.

Игра "Зернышко".

4. Закрепление

(8 слайд). Условия необходимые для прорастания.

Повторим, какие условия нужны для прорастания семени. (Вода, свет, воздух, тепло)

И условие, необходимое для прорастания и дальнейшего роста растения? (Почва)

(9 слайд). Стадии развития растения.

И вспомним стадии развития растения

(Семя-зародыш-зелёный расточек с листочками - взрослое растение с цветами- взрослое растение с плодами и семенами).

Создание постера

Библиограф: Постер - художественно оформленный плакат, используемый для декоративных целей. Большой словарь иностранных слов.

5. Замачивание семян

Ребята, теперь, когда вы знаете все условия проращивания, у вас будет сегодня возможность, каждому из вас замочить семя фасоли, для того, чтобы в будущем у каждого выросла свое растение. Вы будете записывать “каждый шаг” прорастания в календарь наблюдений. Сами увидите, как появляются корешки, семядоли, листья.

Пришло время самим замочить семя фасоли. У каждого из вас на столах стоят закрытые контейнеры с сухими семенами фасоли, марлей.

6. Итог урока

(Слайд 10). Анимационная заставка растущего растения.

Я хочу вам пожелать вырастить крепкое здоровое растение. А если вы будете соблюдать все условия, да ещё и подарите ему свою заботу и нежность, то у вас обязательно вырастет настоящее чудо!

(Cлайд 11)

Мне понравилось работать с вами! Вы молодцы! Хочу сказать - спасибо за урок!

В начале урока вы перед собой поставили цели. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Работа с набором для рефлексии)