Урок русского языка на тему «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

- формировать практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в группах.

Задачи (шаги достижения цели):

- организовать пространство поиска, диалога, творчества;

- организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

- общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;

- организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран;

- карточки с заданиями, маркеры;

- презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и улыбнитесь.

- А теперь посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и скажите: “Мы рады Вас видеть”.

- Ребята, я тоже очень рада вас видеть, видеть ваши улыбки, ваши глаза и, самое главное, ваше желание учиться.

- Садитесь, пожалуйста. (3 группы: выбор старшего)

- Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Готовы?

- Помните: все в наших руках! (Слайд №2)

II. Актуализация знаний учащихся

1) - Начать наш урок я предлагаю с прослушивания стихотворения об одной удивительной части речи.

Ученица: Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто, что делает – расскажет,
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам … (Глагол)

- Действительно, глагол – это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий.

- Именно о глаголах и пойдет речь на нашем уроке.

- Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание.

2) Проект “Собери букет”.

Работа в группах. Создание мини-проектов.

- В каждой группе на столе лежат лепестки цветка. На каждом лепестке записано слово.

Прочитайте слова на каждом лепестке и определите, какая орфограмма объединяет их в одну группу (написание Ь в словах после шипящих)

- Молодцы! Вы абсолютно правы.

- Наша с вами задача создать проект под названием “Букет”.

- Для этого каждой группе необходимо создать мини-проект под названием “Собери цветок”.

1-я и 3-я группы: Должны отобрать лепестки с теми словами, в которых пишется Ь после шипящих, дописать его маркером.

2-я группа: Должна отобрать лепестки с теми словами, в которых не пишется Ь после шипящих и прикрепить эти лепестки к сердцевинке цветка.

Оборудование:

- лепестки со словами (для 3-х групп);

- маркеры (3 шт.)

На доске:

- магниты;

- сердцевинки цветов (3 шт.);

- ваза;

- буквы: Ж, Р, М, Р, н.ф.

Лепестки для 1-й и 2-о групп: Ноч…, плащ…, скрипач…, вещ…, карандаш…, помощ…, рож…, кирпич…, молодеж…, обруч…, камыш…, дрож…

Лепестки для 3-й группы: Хорош…, стрич…, береч…, дремуч…., сжеч…, горяч…, испеч…, прилеч…, увлеч…

(Учащиеся работают в группах; после обсуждения на доске вывешиваются 3 мини-проекта)

3) Защита мини-проектов.

1-я группа: Ночь, вещь, помощь, рожь, молодежь, дрожь. (Ж.р)

- Докажите, что в этих словах пишется мягкий знак (У сущ. женского рода после шипящих на конце пишется мягкий знак).

2-я группа: Плащ, скрипач, карандаш, кирпич, обруч, камыш. (М.р)

- Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак. (У сущ. мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.)

3-я группа: Стричь, беречь, сжечь, испечь, прилечь, увлечь.

- Докажите, что в данных словах после шипящих пишется мягкий знак (н.ф.) (У глаголов неопределённой формы после шипящих пишется мягкий знак)

- Посмотрите, какой красивый букет у нас с вами получился.

Он нам сегодня понадобится. Для чего, вы узнаете чуть позже. А пока, давайте обобщим, когда же в словах после шипящих пишется мягкий знак. (У существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы).

II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

1) - Мы неслучайно начали урок с выполнения этого задания.

Как вы думаете, почему? (Это тесно связано с темой урока; речь пойдет о мягком знаке)

2) Внимание на экран: (слайд №3)

Подумай! Читаеш? Умееш? Слушаеш? Стоиш?

- Какой частью речи являются данные слова? (Глаголы)

- Какие признаки объединяют эти глаголы в одну группу? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящим на конце.)

- Как вы думаете, почему после каждого глагола стоит вопросительный знак? (Необходимо выяснить, пишется ли в этих глаголах мягкий знак)

- Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Мягкий знак после шипящих на конце глаголов) (Слайд №4)

- На какой вопрос мы с вами должны найти ответ? (Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица ед. числа.)

- А вы как думаете? Какие есть предположения? (Ответы учащихся)

III. Поиск решения проблемы.

1) - Предлагаю вам провести наблюдение. Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста. Я предлагаю взять пословицы. Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

- Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

- Как вы понимаете смысл данных пословиц? (Cлайд №5)

(1-я группа – первая пословица, 2-я группа – вторая пословица, 3-я группа – третья пословица)

- Какой частью речи являются выделенные слова? (Глаголы)

- В какой форме употреблены данные глаголы. (В форме 2 лица ед. числа)

- Обсудите, что общего в личных окончаниях глаголов в форме 2-го лица ед. числа. (Пишется Ь)

2) - Сформулируйте вывод. (У глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак) (Слайд №6)

- Теперь вы можете ответить на вопрос: пишется ли мягкий знак на конце данных глаголов? (Слайд №7)

IV. Физкультминутка

- Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

- Встаньте, пожалуйста.

Как живешь? (Вот так!)
Как идешь? (Вот так!)
Как плывешь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Как шалишь? (Вот так!)
Как сидишь? (Вот так!)

- Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

- Что вы можете рассказать об этих глаголах? (Это глаголы 2-го лица ед. числа с шипящими на конце; пишется мягкий знак.)

V. Включение в систему знаний.

- А теперь попробуем применить получение знания на практике.

1) Творческая работа

На доске: пять иллюстраций с изображением различных действий.

- Рассмотрите иллюстрации на доске.

- Подумайте, какими глаголами 2-го лица ед. числа можно заменить каждое изображение. Запишите эти глаголы. (1 уч. у доски)

- Выделите личные окончания глаголов.

- Кто уверен, что правильно выполнил задание, поставьте на полях знак уверенности (!), а те, кто сомневается в чем-либо – знак неуверенности (?).

На доске: знаки: ! ?

Проверка

- Кто поставил (!)?

- Кто поставил (?)?

- В чем сомневаетесь? (Разбор задания)

- О какой орфограмме необходимо помнить при записи данных глаголов? (В глаголах 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь знак.)

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

2) Работа над предложением. (Слайд №8)

- Обратите внимание на экран.

- Прочитайте предложение.

(Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, одеваюсь, завтракаю и иду в школу.)

- В какой форме употреблены глаголы в этом предложении? (В форме 1-го лица ед. числа).

- Замените глаголы 1-го лица ед. числа на глаголы 2-го лица ед. числа. Запишите получившееся предложение. (1 уч. у доски)

(Утром ты встаешь, делаешь зарядку, умываешься, одеваешься, завтракаешь и идешь в школу.)

- Дайте характеристику этому предложению. (Повествоват, невоскл, простое с однородными сказуемыми, распространенное.)

- Объясните расстановку знаков препинания.

- Подчеркните грамматическую основу.

- Выделите личные окончания глаголов.

- Что вы теперь знаете о написании глаголов в форме 2-го лица ед. числа с шипящими на конце? (Пишется мягкий знак)

VI. Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру “Пишется – не пишется!”. Я буду называть слова с шипящим на конце. Если в них надо писать Ь, то вы тянетесь вверх и хлопаете в ладоши.

Если мягкий знак не пишется, то вы приседаете. Готовы?

Стоишь    Ключ

Мышь    Рисуешь

Хорош    Могуч

Скрипуч    Плывешь

Стричь

- Молодцы! Садитесь, пожалуйста!

VII. Работа с учебником.

1) - Откройте учебник на стр. 63.

- Прочитайте здание к упражнению №132.

2) Чтение стихотворения учащимися. (1 уч.)

- О каком празднике идет речь в этом стихотворении? (О дне рождении)

- Поднимите руку, кто действительно любит этот праздник и ждет его.

- Поделитесь с нами, почему вы так любите этот праздник и ждете его.

(Дарят подарки, приходят друзья, накрывают стол с различными угощениями.)

Ученица: День рождения – это день года, в который родился тот или иной человек.

В России дни рождения впервые стали отмечать примерно в 17-м веке.

Традиции этого праздника в то время были совсем непохожими на нынешние. Например, вечером накануне Дня рождения семья именинника пекла пироги и именные калачи. На сам день рождения взрослые (родители, родственники) пели имениннику песенку про каравай.

Одни из наиболее распространенных ритуалов в день рождения в настоящее время является приготовление торта с воткнутыми в него свечами по количеству лет, исполняющихся имениннику. (Слайд №9)

Перед разрезанием торта именинник, загадав желание, задувает все зажженные на торте свечи. Считается, что если свечи будут потушены с первого раза, то желание сбудется.

Существует и другой обычай – тянуть за уши именинника в количестве исполнившихся лет. (Слайд №10)

День рождения для многих является самым долгожданным праздником.

В этот день принято приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить виновнику торжества подарки.

Пусть и наш букет будет подарком для девочки Оли, написавшей это стихотворение.

3) - Вернемся к тексту.

- Глаголы какого спряжения и в каком лице употреблены в стихотворении? (1 спр., 2 л.)

- Выпишите из текста стихотворения глаголы, дописывая их личные окончания. Подчеркните новую орфограмму. (1 уч. у доски)

4) Проверка: Прочитай слова, которые ты выписала.

Ждешь, мечтаешь, позовешь, встречаешь, проведешь, накроешь, уберешь, помоешь.

- Все ли глаголы выписаны?

- Каким правилом пользовались при написании личных окончаний данных глаголов? (У глаголов 2-го лица ед. числа после шипящих пишется Ь)

- Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание.

- Молодцы! Оцените свою работу.

VIII. Работа в группах.

На столах: карточки с заданиями.

1-я группа: К данным глаголам необходимо подобрать и записать слова – антонимы. (Антонимы - это противоположные по смыслу слова) (Слайд №11)

ненавидишь -………………..любишь

сядешь - ……………встанешь

хвалишь - …………….ругаешь

найдешь - …………….потеряешь

строишь - ……………..ломаешь

2-я группа: К данным именам существительным подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы в форме 2 лица ед. числа. (Слайд №12)

лопатой - ……………………копаешь

косой - …………………..косишь

карандашом-……………..рисуешь

солью - ……………………солишь

краской - ………………красишь

3-я группа: От данных имен существительных образовать глаголы 2-го лица ед. числа. (Слайд №13)

зелень -…….зеленеешь

крик - ……..кричишь

ошибка - …ошибаешься

обед-……..обедаешь

шум - ………шумишь

Проверка: (вывесить на доску)

1-я группа – зачитывает пары слов

- Проверьте грамотность (слайд №14)

2-я группа – зачитывает пары слов

- Проверьте грамотность (слайд №15)

3-я группа – зачитывает пары слов

- Проверьте грамотность (слайд №16)

- Каким правилом вы руководствовались при записи подобранных вами глаголов?

IX. Итог урока. Рефлексия.

1) - Давайте подведем итог урока.

- Какой вопрос стоял перед нами в начале урока? (Пишется ли Ь после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа.)

- Знаете ли вы теперь вопрос на этот вопрос? (Да, знаем)

- Пожалуйста, ответьте на него.

- Поднимите руку те, кто считает, что он справится с этой учебной задачей.

- Какие вы молодцы!

2) - Предлагаю вам поиграть в игру “Верно – неверно”. Я буду предлагать Вам различные утверждения. Если вы с ними согласны – ставьте “плюс”, если не согласны – ставьте “минус”. (3 ученика - по одному из каждой группы)

1. В словах стричь, беречь, стеречь, жечь, нужно писать мягкий знак, так как это глаголы неопределенной формы.

2. В словах хорош, свеж, горяч не пишется мягкий знак, так как это краткие прилагательные.

3. У существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак.

4. В словах чертишь, знаешь, ходишь нужно писать мягкий знак, так как это глаголы 2-го лица единственного числа.

5. В словах тишь, дрожь, мышь не пишется мягкий знак, так как это существительные женского рода.

Проверьте себя: (Слайд №17)

1+

2+

3-

4+

5-

- Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

- Молодцы! Оцените свою работу.

- Слово старшим групп: чью работу в группе вам хотелось бы отметить?

- Ребята! Вы отлично работали на уроке, мне было с вами легко и интересно. Я очень довольна вашей работой. Похлопаем друг другу.

- В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

На доске: смайлики.

- Спасибо всем за урок. (Слайд №18)

Урок окончен.

Задание-резерв.

- Задание на внимание. Прочитать словосочетания, запомнить их, записать только первое слово каждого словосочетания (в столбик).

На доске: желаеш(?) удачи

встречаеш(?) гостя

моеш(?) окно

наполниш(?) чашу

готовиш(?) речь

- Обменяйтесь тетрадями: взаимопроверка.

- Какой частью речи являются записанные вами слова? (Глаголами)

- Каким правилом вы руководствуетесь при записи данных глаголов? (В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящих на конце пишется мягкий знак)

- Дополним пропущенные слова.

Приложение