Цели.
Задачи:
формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;
формирование опыта нравственного поведения личности;
эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям;
развитие у учащихся умений аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: презентация, иллюстрации, фотографии Бесчастной С.А.
Участники: учитель, учащиеся, родительница – ветеран военных событий Чеченской войны.
Ход мероприятия
(Звучит песня “Память” - Голубые береты. 1 куплет)
Эпиграф:
Пусть история всех нас рассудит
И оценку пусть каждому даст.
Пусть о павших никто не забудет,
И хоть кто-то расскажет о нас.
1-й ученик:
Родина! Мы говорим, волнуясь.
Даль без края видим пред собой.
Это наше детство, наша юность.
Это всё, что мы зовём судьбой.
2-й ученик:
Родина! Отечество Святое!
Перелески! Рощи! Берега!
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
1-й ученик:
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав,
С краешка звенящего ведра.
2-й ученик:
Это позабудется едва ли.
И навек останется святым.
Землю! Ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, снова защитим!
Учитель: Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло столько войн, сколько довелось пережить России. Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество. И сегодня наше мероприятие мы посвящаем тем, кто в наше время познал тяготы войны. У этой войны нет ещё истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какими мы есть. Но у этой войны есть свидетели.
3-й ученик:
“Что теперь с нами стало…
Как Россия устала…
И какая ещё ждёт Россию война?
Нам не хочется крови,
И не надо нам славы,
Нас так мало осталось
А Россия одна”.
(Галкин В. “Россия”)
4-й ученик: Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, говорили древние люди, начинается новая, потому что память-главный враг войны.
5-й ученик: Северный Кавказ – регион, который включает в себя республики: Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Северную Осетию, Чечню, Краснодарский край, Ставропольский край.
Но Северный Кавказ – не просто географическое понятие, это территориальная, социально-экономическая, политическая и историко-культурная общность народов, живущих “от моря до моря”, которая складывалась на протяжении долгих веков.
6-й ученик: 1991 год - распад СССР. Многие народы заявляют о своём суверенитете. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своём выходе из состава РФ. Дали о себе знать Турция, Иран, арабские страны, Англия. Они были заинтересованы в развале СССР и создание на его основе новых государств, противостояли ему.
Учитель: Пемрвая чечемнская войнам (Чеченский конфликт 1994—1996 годов) — боевые действия между войсками России и непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия в Чечне и некоторых населённых пунктах соседних регионов российского Северного Кавказа с целью взятия под контроль территории Чечни, на которой в 1991 году была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Часто называется “первой чеченской войной”, хотя официально конфликт назывался “мерами по поддержанию конституционного порядка”. Конфликт и предшествующие ему события характеризовались большим количеством жертв среди населения, военных и правоохранительных органов, отмечались факты этнических чисток нечеченского населения в Чечне.
7-й ученик: В 1992–1993 годах на территории Чечни совершилось свыше 600 умышленных убийств. За период 1993 года на Грозненском отделении Северо - Кавказской железной дороги подверглись вооружённому нападению 559 поездов с полным или частичным разграблением около 4 тысяч вагонов и контейнеров на сумму 11,5 миллиардов рублей. За 8 месяцев 1994 года было совершено 120 вооруженных нападений, в результате которых разграблено 1156 вагонов и 527 контейнеров. Убытки составили более 11 миллиардов рублей. В 1992–1994 году в результате вооруженных нападений погибло 26 железнодорожников. Сложившаяся ситуация вынудила правительство России принять решение о прекращении движения по территории Чечни с октября 1994 года.
Учитель: Вторамя чечемнская войнам (официально называлась контртеррористической операцией на Северном Кавказе (КТО) — обиходное название боевых действий на территории Чечни и приграничных регионов Северного Кавказа. Началась 30 сентября 1999 года (дата ввода Вооружённых сил России в Чечню). Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля Вооружёнными силами России над территорией Чечни, перешла в ведение местных чеченских сил самоуправления и самообороны.
Именно тогда на помощь национальным силам Чечни - Ичкерии спешат террористы, которые решили воспользоваться нерешённой проблемой российского Кавказа.
Терроризм – это не национальность и не государственность.
Прикрываясь лозунгом “Борьба за чистый ислам” и борьбу с “неверными” они уничтожают на своём пути всё: мирное население Чечни, русских, украинцев…
Ислам - это очень политизированная религия, и распространяется ислам в качестве политики, а не в качестве религии. Доказано, что все новые приходы, которые открываются на исламских традиционных территориях – это нетрадиционные, радикальные, высоко политизированные формы ислама. Ставящие цель после всего, уничтожить другие религии и провозгласить исламское государство.
Да, терроризм это страшно. Это болезнь нашего общества, от которой необходимо избавляться.
Правительством РФ и В.В.Путиным было принято решение использовать в борьбе с террористами силовые методы. Началась вторая Чеченская война. 90 тысячная группировка российских войск противостояла 25 тысячам вооруженных боевиков, основу которых составляли 15 тысяч профессионалов - наемников, на чьей стороне оказался президент Масхадов.
К марту 2000 года активная фаза операции в Чечне была завершена, но продолжаются теракты и диверсии. Вывод войск из Чечни расширил зону деятельности бандформирований, что приводит к обострению ситуации на всем Северном Кавказе.
8-й ученик:
“Я словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго,
Горит Чечня, горит и Дагестан,
Как в сорок третьем так горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет,
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет”.
Учитель: В 2002 году было отложено решение вопроса о политическом статусе Чечни. Сегодня в Чечне налаживается мирная жизнь, выбрали президента Ахмада Кадырова и приняли Конституцию, строятся садики, школы, клубы, жилые дома.
Но, что это всё стоило российскому народу?
Всего несколько лет назад вот такие же мальчишки сидели за партами в школе. Многие из них уже никогда не смогут смеяться так же искренне и беззаботно, как раньше. Они видели смерть своими глазами, они хоронили своих друзей, они погибали сами. Прожив такую, до обидного короткую жизнь, они заслужили своими поступками того, чтобы остаться в нашей памяти. И эта война не обошла стороной наш город. Молодые ребята отправились служить в Российскую Армию, а попали в горячую точку Северного Кавказа. Многие из них не вернулись, многие стали инвалидами…
9 ученик:
Судьбы, судьбы... Среди заслуженных жителей нашей местности есть и те, кто прославил свою малую родину ценой своей жизни. Власов Артём Васильевич и Ворновской Юрий Васильевич в 1999 году были призваны на действительную военную службу. Оба участвовали в боевых действиях на территории Чеченской республики. Но им не суждено было вернуться домой.
9 ученик:
Власов Артем Васильевич родился в 1979 году, 9 ноября в городе Короча. Как и все малыши посещал детский сад, школу.
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал и пятерки, и двойки,
В Корочанскую школу ходил.
Закончил Корочанский сельскохозяйственный техникум, получил диплом. Во время учебы был активен, участвовал в спортивных мероприятиях, в художественной самодеятельности. Сочинял стихи и музыку, играл на гитаре.
В 1998 году был призван в ряды Российской Армии, служил в городе Коврове. И там ему было присвоено звание – младший сержант. После окончания учебки был направлен в Наро – Фоминск, а затем в Чечню.
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил.
А 7 января 2000 года погиб в бою на окраине Грозного. Награжден Государственной наградой “Орден Мужества” - посмертно.
Мне бы бегать на поле футбольном.
И подругу встречать по весне…
Я зимой не вернулся из боя
Я убит на Чеченской войне…
Артем был хорошим и преданным другом, отзывчивым, веселым, жизнерадостным человеком. Он очень любил жизнь!!!
10 ученик:
А второй наш земляк - Юра Ворновской. Юрий Васильевич Ворновской родился 3 октября 1979 года в селе Шеино Корочанского района. Окончил Шеинскую среднюю школу и Шебекинский промышленно-экономический техникум в городе Шебекино.
В 1998 году призван на срочную службу в Российскую армию. Служил в мотострелковой части Северо-Кавказского военного округа (город Камышин Волгоградской области).
С 1999 года участвовал в боях второй чеченской войны. В бою 2 марта 2000 года в районе села Харсеной Шатойского района Чеченской республики в составе разведгруппы попал в засаду боевиков. При отходе группы вместе с двумя бойцами остался прикрывать отход. Когда разведгруппа отошла на достаточное расстояние, Ворновской дал приказ бывшим с ним солдатам также отходить, а сам прикрывал теперь уже их отход. Однако к этому времени противнику удалось отрезать их от разведгруппы, оба солдата погибли. Ворновской был дважды ранен, но продолжал вести огонь по врагу до последнего патрона. Когда окончились боеприпасы, вступил в рукопашную схватку с боевиками и в ней погиб. В этом бою им было уничтожено 11 боевиков.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, Указом Президента Российской Федерации № 1067 от 7 июня 2000 года, младшему сержанту Ворновскому Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
Похоронен в родном селе Шеино.
Имя Героя России Юрия Ворновского присвоено Шеинской муниципальной средней общеобразовательной школе, в которой он учился. На здании школы установлена мемориальная доска.
Артём Власов и Юрий Ворновской могут служить примером для подражания у молодого поколения. Их подвиг – это доказательство того, что и в нашем сложном мире, мире научно-технического прогресса и мировой глобализации, тоже есть место для подвига. И будущему поколению есть к чему стремиться, есть во имя чего бороться, во что верить и на что надеяться.
Прошу всех встать и почтить память погибших минутой молчания…
Прошу садиться.
Учитель: Им, оставшимся в живых, пришлось пройти через тяготы и лишения войны, показав силу духа, характер, мужество и патриотизм.
Сегодня к нам на встречу пришла участник чеченской войны, ветеран боевых действий, младший сержант – Бесчастная Светлана Анатольевна, мама вашего одноклассника.
Вам слово, Светлана Анатольевна …
Учитель: Пройдут года. Многое со временем, конечно забудется. Затянутся раны. Но эта война, как и все другие, останется в народе неизгладимой, трагической меткой. Давайте мы с вами никогда не забудем этих людей, жизнь которых - подвиг.
Помните, через века, через года,
Помните, о тех , кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста, помните.
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!