Классный час «2014 год – Год культуры в России»

Разделы: Классное руководство


Цель классного часа.

Привлечение внимания обучающихся к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.

Задачи.

Личностные: Прививать интерес и любовь к культуре России. Развивать воображение, мышление и речь. Воспитывать любовь к своей Родине, качества культурного человека.

Познавательные: Ввести понятие о культуре. Познакомить обучающихся с разными высказываниями известных людей о культуре, видами и областями культуры. Учить детей видеть красоту культурного наследия России.

Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные: Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности.

Оборудование: компьютер, электронная презентация.

1. Мотивация к общению

2.Организационный момент

Культурные столицы по стране
Рассыпаны, как утром на траве роса,
И любят гости приезжать извне,
Чтоб повидать России чудеса. (Слайд 1)

3. Формулирование темы занятия

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (О культуре)

- Какие цели стоят перед нами? На какие вопросы мы должны найти ответы?

(Слайд 2)

4. Эвристическая беседа.

- Наше государство уделяет большое внимание развитию Российской культуры. Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в РФ объявлен годом культуры.

"В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю <...> провести в 2014 году в РФ Год культуры", - говорится в указе. (Слайд 3)

- Как вы думаете, почему культуре уделяется такое повышенное внимание? Что является в человеческом сообществе самым ценным? Почему? (Слайд 4)

Россия – страна огромных богатств, но самым ценным является культура, ибо культура способствует взаимопониманию. А народы, которые понимают друг друга, всегда будут жить в дружбе и мире. 

- Чего ожидает от подрастающего поколения страна? (Слайд 5)

  • личностной уверенности и сознания собственной значимости;
  • целеустремлённости, лидерских качеств и организаторских способностей;
  • опрятности, вкуса к красивым вещам;
  • умения отличать хорошее от плохого;
  • стремления к здоровому образу жизни;
  • развитой речи и интеллектуальных
  • способностей;
  • заботливого отношения к окружающему миру;
  • самоуважения себя, как культурного человека

5. Уточнение понятий.

- А вы знаете, что такое культура? (Выслушиваются ответы детей)

- У культуры есть много разных определений. Давайте познакомимся с наиболее распространенным. (Слайд 6)

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

- А вот что говорили о культуре и ее значении в жизни общества известные люди. Давайте прочитаем “цепочкой” и попробуем объяснить прочитанные строки.

(Слайд 7)

  • Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном. Н.К. Рерих
  • Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение.  Культурный человек – это человек, ориентированный на  высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу  возвышенным и прекрасным. А. Моруа
  • Современная культура России — это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам. Д.С. Лихачев
  • Культура - великий учитель того, как следует жить. Дина Дин
  • Культура - это не количество прочитанных книг, а количество понятых. Искандер Фазиль
  • Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Шукшин В

- Как вы думаете, какая бывает культура? Что относится к культуре? (Выслушиваются варианты ответов детей) (Слайд 9)

Различают материальную и духовную культуру.

Материальная культура создается в процессе материального производства, продуктами ее являются здания, оборудование, станки.

К духовной культуре относятся искусство, наука, философия, литература.

С духовной культурой мы встречаемся, когда слушаем музыку Чайковского, Бетховена, читаем произведения Пушкина, созерцаем картины Репина, Сурикова, наслаждаемся игрой лучших актеров мира.

Театр, кино, литература –
Вот где Российская культура!
Скульптура, живопись, балет –
Культуры лучше нашей – нет!

6. Физминутка

Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

7. Дискуссия

- Как вы думаете, какого человека называют культурным?

- Что каждому из нас необходимо делать, чтобы стать культурным человеком? (Слайд 8)

Заочное путешествие

- Какие культурные памятники России вы знаете? (Слайд 10)

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Данные памятники Российской культуры занесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Культурное наследие Саратовской области. Слайд 11

Наш город неразрывно связан с Волгой – красивейшей русской рекой. Перед вами вид Волги

Слайд 12. Вечерний Саратов вид с Соколовой горы.

Слайд 13. Музей боевой славы

Слайд 14. Художественный музей им Радищева

Слайд 15. Краеведческий музей

Слайд 16. Саратов богат старинными памятниками русского зодчества. Прежде всего это монастыри и храмы. До революции 1917 года в Саратове их было более 60. Самые известные из них: Троицкий собор на Музейной площади. Строился он около 40 лет.

Слайд 17. В Саратове насчитывается свыше 2000 скульптур, памятников и мемориалов. Памятники поставлены многим известным людям, чья жизнь связана с нашим городом.

Это памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому. Его бронзовая фигура на постаменте из красного гранита стала одним из символов Саратова.

Слайд 18. Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне “Журавли”. Он находится в парке Победы на Соколовой горе.

(Слайд 22)

Слайд 19. Памятник первому космонавту Ю.А.Гагарину. Площадь, на которой стоит он, носит имя Ю.А.Гагарина.

Слайд 20. Памятник героям фронта и тыла в Заводском районе.

(Слайд 24)

Слайд 21. В честь известных людей Саратова названы институты, музеи, консерватория. Это консерватория имени Леонида Витальевича Собинова, известного певца, народного артиста России. Консерватория – архитектурный символ Саратова.

Замок поднялся из сказки-балета,
Смотрится в улицы много уж лет.
Консерватория старая эта –
В камне исполненный чудный концерт.

Слайд 22. Драматический театр им. Слонова

Слайд 23. ТЮЗ им. Киселёва

Слайд 24. Саратовский Государственный университет им. Н.Г. Чернышевского.

Слайд 25. Саратовский аграрный университет им Н.И.Вавилова.

Драматический (театр) (слайд 15)

Театр юного (зрителя) (слайд 16)

Театр оперы и (балета) (слайд 17)

Театр кукол (“Теремок”) (слайд 18)

(слайд 19)

- Памятники культуры Татищевского района

7. Проверь себя

- В конце нашего занятия я предлагаю вам проверить то, что вы сегодня узнали и отгадать кроссворд. (Слайд 11)

1. Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить …
Отгадка (ответ): кино.

2. Петь, рисовать, лепить искусно
Нельзя прожить нам без … (искусства).

3. Здесь балерины, балероны
Благодарили нас поклоном.
На сцене танцевали чудно,
И в зале было многолюдно.
Спектакля лучше в мире нет,
Чем этот сказочный... (балет).

4. Творчество народное
Для детей – опора
Нельзя народу нашему
Прожить без … (фольклора).

5. Кто очень дружен будет с ней,
Будет вчетверо умней (литература).

6. Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей).

7. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет. (Народные промыслы)

8. Ой, звенит она, звенит,
И грустит, и веселит.
С переливами несется,
В душе чувством отзовется (музыка).

- Молодцы! Вы отгадали все загадки и разгадали кроссворд.

8. Рефлексия

Продолжите:

Я узнал…

Мне запомнилось…

Я считаю важным…

- Удалось ли нам достичь поставленные цели?

- Что помогло вам в достижение успеха?

- Закончить наш классный час хочется прекрасным стихотворением:

Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

Русская культура — это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура — это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.

Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,
Терема и маковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.

Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей,
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.

Русская культура — это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ святой.
Это наша женщина — русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.

Русская культура — наша жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране.