Работа над словом как инструмент формирования орфографической грамотности

Разделы: Русский язык


Как бы ни диктовало время новые условия для реализации образовательного процесса, как бы ни корректировало приемы и методы, используемые педагогами в свете введения ФГОС, формирование учебных действий, обеспечивающих грамотное письмо, остаётся актуальным. Писать без ошибок, уметь обосновать правильное написание, видеть опознавательные признаки орфограммы и условия её выбора - задача не из лёгких. Ведь не секрет, что в начальной школе учителя по-разному работают над формированием грамотности, что у пятиклассников очень разный уровень подготовки, что интерес к русскому языку как к учебному предмету либо снижен, либо отсутствует вовсе. Часто сами ученики не очень-то верят в возможность повышения грамотности, и успешность процесса обучения на уроках русского языка при работе над орфограммами зачастую оставляет желать лучшего. Особенно трудно дается такая работа со слабыми учениками, которым свойственно рассеянное внимание, неумение вдумчиво и сосредоточенно трудиться. Такие ребята, как правило, не имеют достаточных знаний, а если и имеют, так не могут применить их на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приемами классификации, сравнения, сопоставления, анализа, отбора. Кроме того, их обычно отличает низкий темп усвоения знаний, и поэтому формирование навыков требует дополнительного времени и дифференцированного подхода.

Как быть? Как всё же поддержать уверенность в детях , помочь создать ситуацию успеха и не потерять в будущем возможные баллы при оценивании работ на ОГЭ и ЕГЭ?

В основе своей работы над формированием орфографической зоркости я многие годы использую методические приёмы моей вузовской преподавательницы Косолапковой А.А., очень скромного и мудрого педагога, статьи которой в своё время неоднократно печатались в журнале “Русский язык в школе”. Её система работы, с которой я познакомилась, ещё будучи студенткой, во многом помогла мне в работе (очень обидно, что сейчас в Интернете совсем под другими фамилиями “гуляют” её замечательные наработки).

Итак, с чего начинать работу в 5 классе? С игры.

Игровые моменты на уроках бывают просто необходимы, поскольку дети младшего школьного и подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность детей, содействует развитию воли, памяти, мышления. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Словарный диктант с элементами игры.

Словарный диктант можно оживить с помощью игры “Зоркий глаз”. Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто зайдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?

Игра “Я работаю волшебником” не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например:

Преврати имена нарицательные в имена собственные: река Сестра-( близкая родственница-сестра).

Птица орел— (город Орел). Цветок роза— (девочка Роза). Воздушный шарик — (собака Шарик). Плодородная земля-— (планета Земля).

Игра “Помоги исправить ошибки!”.

- Ребята, всегда встречаются ученики, которые делают ошибки, при этом вроде бы знают правила и пытаются объяснить написание слов. Послушайте, с какими объяснениями мне пришлось сталкиваться.

Например:

1. В слове вьюга напишу твердый знак, так как после приставки в-перед гласной ю, которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы?

2. В слове долина напишу гласную а. “Проверочное слово даль”.

Правильно ли это?

В. Не был напишу слитно. Это слово можно заменить синонимом без не отсутствовал.

Правильно?

4. Ненавидел напишу раздельно, НЕс глаголами пишется раздельно. Так?

5. Шепот пишем с буквой о. После шипящих под ударением пишется о”,— объясняют некоторые.

Это так?

6. Расчистил пишем с буквой з. Ведь приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются”.

Правы ли они?

  1. Сдерживать - пишется в приставке “з”, так как перед звонким в корне пишем звонкий в приставке. Согласны?
  2. Цыган напишем с и. “В корне слова после ц пишется и, это точно помню”,— говорит мне ученик.
  3. Почему он неправ?
  4. “Ветошь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода”,— утверждал пятиклассник.
  5. Как его поправить?
  6. Выросли надо писать с буквой о, рядом стоит проверочное слово — рослый.

А как надо?

Игра “Верите ли вы…” - устный орфографический диктант- помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать правила и подбирать к ним примеры. Суть работы заключается в том, что учащиеся сами составляют вопросы, касающиеся заданной темы, например: “Верите ли вы, что в существительном груш (много груш) пишется ь, так как это существительное 3 склонения?” Такая работа активизирует ребят, заставляет не только сформулировать правило, но и попытаться “запутать” одноклассников, заставить их мыслить, вспоминать, сопоставлять; позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме, побудить ученика к активной работе.

Игра “Справочное бюро” способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее.

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет “адрес” слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, тротуар, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать).

Игра “Угадайка” помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам. Проводить словарный диктант на основе игры “Угадайка” можно несколькими способами: 1) учитель называет опознавательные признаки орфограмм, дети узнают орфограммы и называют слова с ними, затем эти слова записываются в тетрадь; 2) учитель диктует слова,

дети записывают их, обозначают орфограммы; после проверки учитель называет опознавательные признаки орфограммы, а дети находят в диктанте слово с описанной орфограммой и объясняют написание. Например:

  1. Орфограмма находится в окончании после буквы, обозначающей шипящий звук. Выбор зависит от места ударения в слове.
  2. Орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук (звонкий или глухой) обозначает первая буква корня.
  3. Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными (безударная). Выбор зависит от того, оканчивается ли корень на ст и щ.
  4. Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор написания того, к какому склонению относится существительное.
  5. Орфограмма находится в корне слова в безударном положении. Проверяется подбором родственных слов или форм слова.
  6. Орфограмма находится между корнем и приставкой, оканчивающейся на твердый согласный, пишется перед я, е, ё, ю. И т. д.

Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например: тема “Правописание гласных после шипящих и ц”.

Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.

(Зубная щетка.)

По пригоркам, по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня...

(Шофер.)

Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.

(Пчелы.)

Зубастая пила
В лес густой с утра пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.

(Расческа.)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

(Желудь.)

Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой:
А другой проткнул бумагу,
Уцепился — и ни шагу.

(Циркуль.)

Пятерка братьев неразлучна.
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.

(Пальцы.)

Явился в желтой шубке.
Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок.)

Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо работать с ними индивидуально, используя те формы деятельности, которые активизируют познавательные способности учащихся, помогают детям овладеть учебными действиями.

Словарный диктант, бесспорно, та форма обучения, с помощью которой можно организовать индивидуальную работу со слабыми учащимися, а также разнообразить приемы обучения в целом классе.

Остановлюсь прежде всего на г р а ф и ч е с к о м диктанте. Подобная работа экономит время, даже если остается на уроке 3-4 минуты, можно вполне успеть провести графический диктант. Лучше всего давать его при закреплении определенной темы, на стадии рефлексии или при повторении. Я его организовываю так: ребята записывают в строчку цифры (обычно от 1 до 15), дальше диктуются слова, под цифрой прописывается буква, где “спряталась” орфограмма. Например, работаем над правилом “ Правописание ь и ъ”: вьюга, бьют, подъезд, субъект, объективный, разолью, соловьи, въедливый и т.д.

Запись получится такой:

1 2 3 4 5 6 7 8

Ь Ь Ъ Ъ Ъ Ь Ь Ъ

Когда проверяем работу, активны все: один называет букву, с ним соглашаются или не соглашаются остальные (подняли руку или нет), другой при необходимости ссылается на правило, которым воспользовался. Моим ученикам нравится такая работа, она активизирует, заставляет размышлять, спорить, особенно если к указанным словам добавить лишние, например, сэкономить, сузить, двухэтажный.

Словарный диктант “с подсказкой”

Как показывает практика, нередко учащиеся, в общем-то зная правило, бывают не в состоянии применить его, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие-то условия действия правила. Как быть? Во-первых, нужно отработать состав слова. Ученик должен понимать, из каких морфем может состоять слово и каким образом происходит образование слов. Во-вторых, необходимо направлять работу учащихся. Такую роль и выполняет “подсказка” при словарном диктанте. При проведении подобной работы учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что же касается главного условия, основной операции, то ее учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму. Вот как проводится такой диктант.

Учитель называет слово, указывает, в какой именно морфеме находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию — вставляют в слово орфограмму. Например:

Шалашом. “Орфограмма находится в окончании существительного после шипящей. Мы должны решить, что писать — о или е. Написание гласной зависит от того, находится ли гласная под ударением или в безударном положении. Поставьте ударение и вставьте орфограмму”.

Неширокая (река). “Вам надо решить, слитно или раздельно писать не с прилагательным. Чтобы правильно выбрать написание, следует определить, есть ли здесь противопоставление с союзом а или слова вовсе не, далеко не, совсем не”.

Естественно, что рассматриваемая форма работы используется только с наименее подготовленными детьми и объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.

Словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание. Пример:

1) Из-за туч, ветошь, пейзаж (определить род и склонение сущ.). 2) К лекции, к аллее, в расписании, в ущелье (определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму). 3) Колышет, стелет, дышит (определить спряжение глагола, выделить окончания). 4) Расстроить, восходящий, безвкусный (выделить приставку и корень, определить, с глухого или звонкого начинается корень). 5) Не мог, не хочу, не был (определить части речи).

Следующие виды работ, на которых хотелось бы остановиться, рассчитаны, безусловно, на учеников, чьи знания и умения в основном сформированы, учебные действия отработаны и позволяют включиться в активную деятельность.

Словарный диктант с самопроверкой или взаимопроверкой. Основное назначение данного диктанта — формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила — неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильность написания.

Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы, к которым нужно обратиться для самопроверки (чтобы не усложнять работу детей, можно номера параграфов записать на доске. С 5 класса мои дети ведут справочники, куда конспективно записываются основные правила, следовательно, можно открыть справочник, ведь в учебнике может не быть нужного материала). Затем с помощью указанных параграфов или справочника дети проверяют диктант, обозначают орфограммы. Взаимопроверка - это работа в паре. Ребята обмениваются тетрадями, проверяют диктант, сами на поля выносят оценку, учитывая критерии оценивания. Таким образом, самооценочная деятельность и постоянная рефлексия позволяют осуществить самоактуализацию личности.

Словарный диктант с п р о должением. Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант.

Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой. Например: Станция акация. Шепот решетка. Крыжовник шорох. Подъезд съел. Вьюга - бьет.

Словарный диктант с сопоставлением. Сравнение и сопоставление являются активными приемами усвоения знаний. Особенно эффективно использование приема сопоставления в процессе работы над взаимосмешиваемыми орфограммами. В результате анализа и сопоставления учащиеся приобретают навыки разграничения трудных написаний, выявляя сходное и различное в сопоставляемых явлениях.

Учащиеся записывают диктуемые учителем слова и словосочетания, объясняют написания,. После этого проводится самостоятельная работа — преобразование текста словарного диктанта в соответствии с заданием. Преобразование должно быть связано с изменением написания при изменении определенных условий (слитное написание преобразуется в раздельное написание и наоборот). Например:

Невыученный урок — не выученный вовремя урок.

Незаконченная повесть — повесть не закончена.

Сваренные овощи вареные овощи.

Неширокая дорога — не широкая, а узкая дорога.

Вырасти — выросли.

Собирать — соберешь. И т. д.

Словарный диктант с усложнением. Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. Понятие орфограммы является для учащихся сложным, нередко они отождествляют его с орфографическим правилом. Практика показывает, что формирование понятия о сущности орфограммы и навыка разграничивать орфограммы более успешно проходит в процессе практической работы.

Такой активной, действенной формой работы и является диктант с усложнением дидактического материала. Детям даются слова без орфограмм, слова, в которых нет выбора вариантов написания, слова, в которых внимательный человек не допустит ошибки. Задача учащихся — изменить слово или подобрать однокоренное слово так.чтобы в нем появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно доказать справедливость своего варианта. Например:

Честен честный. Клубы клуб. Шуба шубка. Мир мирить. Свет — светить. И т.д.

Выборочный словарный диктант

не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте детям предлагается из трех типов или видов орфограмм выбрать только один и во время диктанта из каждых трех, продиктованных учителем слов, записать только одно слово с выбранной орфограммой. Например:

Запиши слова с орфограммами в приставке (в корне, в суффиксе). Прибыл, черный, жучок. Циферблат, расщелина, замочек.

Словарный диктант с обобщением. Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, одинаковых признаков, характерных для определенной группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процессе обучения содействуют формированию у школьников системных знаний.

Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по-разному. Вот три варианта.

1. В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, названии которой и делается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Написание проверяется правилом Гласные проверяемые Не проверяемые ударением

Наращение, морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное, приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, больной, росток.

После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.

УМК под редакцией М. Разумовской, кстати, включает подобные задания.

  1. После написания словарного диктанта: пол-окна, по-русски, кое-кто, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный, пол-ложки, откуда-то, изжелта-зеленый, пол-Рязани, где-либо, перебежчик — учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформулировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
  2. После написания словарного диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, по местоположению орфограмм, по каким-то отличительным признакам и т.д. (2—3 группы слов).

Лингвистический словарный диктант.

Задание такое: запиши ответ одним словом.

  • лицо, управляющее оркестром;
  • кондитерское изделие-застывшая масса какао с сахаром или напиток из него;
  • тонкая веревка;
  • цвет сажи, угля;
  • танец с частым, дробным постукиванием;
  • стержень для чистки стрелкового оружия;
  • мелкий огурец;
  • пестрая клетчатая ткань;
  • цвет песка, золота;
  • дорога с твердым покрытием;
  • мелкая консервированная рыбка;

В чем особенность написания этих слов? Попробуйте составить свой словарно-смысловой диктант на это (другое) правило.

Диктант “Проверь одноклассника”

Подобная работа обычно предлагается как домашнее задание. В УМК под ред. М Разумовской даются упражнения ЗСП, где рассматривается значение, состав и правописание слов. Вот с ними ребята и работают дома, прописывая слова и оставляя “окошечки” на месте орфограмм, которые в классе заполнит одноклассник.

Например: ув…дающий, подр..жать, к..нф..ренция и т. д.

При оценивании учитываю и приготовленную карточку для соседа, и заполненную самим учеником.

Составь диктант на тему…

Этот словарный диктант составляется дома и проводится в классе: “автор” диктует, два ученика у доски записывают по очереди диктуемые слова, класс записывает , потом сами же ребята и проверяют. К составлению диктанта ученики относятся очень серьезно: побыть в роли учителя хочется всем!

Составь “несуществующий” словарь

(замечательная работа для формирования метапредметных УУД!)

Это творческая работа, она развивает творческие способности детей в создании несуществующих словарей. Тематика может быть самая разнообразная:

1) лигвистический (географический; биологический; математический) словарь;

2) словарь моих любимых слов;

3) словарь самых главных (важных) слов;

4) спортивный словарь;

5) школьный словарь;

6) словарь добрых слов;

7) словарь вежливых слов;

8) словарь весны (лета, осени, зимы).

В заключение следует сказать, что разнообразие форм словарного диктанта и хорошо организованная работа со словом помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формируя у ребёнка внимание, уважение и любовь к родному языку. Систематическая, направленная на мотивацию обучения и создание ситуации успеха словарная работа не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элементы новизны, формирует универсальные учебные действия.

Литература

  1. Блаженко В.Г. В алфавитном порядке//Русский язык в школе, 1990, №6.
  2. Вознюк Л.В. Освоение лексического материала на базе морфемики и словообразования //Русский язык в школе, 1994, №2.
  3. Иванова А.М. Урок, посвящённый словарям // Русский язык в школе, 1991, №6.
  4. Картаев М.У. Брифинг или пресс-конференция? // Русский язык в школе, 1992, №3-4.
  5. Костяева Т.А. Материал для диагностики знаний, умений и навыков учащихся 5-9 классов// Русский язык в школе, 1993, №4.
  6. Климчук Л.А. Собирал человек слова.//Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины, 1991, №11.
  7. Косолапкова А..А. Формирование орфографических навыков// Русский язык в школе, 1992, №2.
  8. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся// Русский язык в школе,1909, №2.
  9. Пахнова Т.Н. Работа со словарём// Русский язык в школе, 1986, №5.
  10. Розенберг И.В. Организация и проведение праздника русского языка в школе// Русский язык в школе, 1988, №3.
  11. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. М., 1990.
  12. Уголок для любознательных. Наша игротека//Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1989, №8.
  13. Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова//Компетентностные задания по русскому языку, 5-11 классы, ЛЕГИОН, Ростов-на Дону, 2012
  14. Л.А. Епифанцева, Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения культуры речи учащихся (из опыта работы). Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования.