Урок окружающего мира по теме «Животные – часть природы. Роль животных в природе»

Разделы: Начальная школа


Цели: создание условий для изучения темы: “Животные – часть природы. Роль животных в природе”.

 Задачи:

Обучающая:

- выявить взаимосвязь между животными и другими организмами.

Развивающая:

- развивать умение анализировать, классифицировать, формулировать вывод.

Воспитывающая:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: кроссворд, лестница знаний, презентация, учебник “Окружающий мир 3 класс”, Виноградова Н.Ф.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологическая карта

Ход урока.

1. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Личностные УУД
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Слушают умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

На предыдущем уроке мы говорили о многообразии растений. Сейчас, работая в группе, вы разгадываете кроссворд и находите в нём ключевое слово. Которое и будет являться темой урока. В помощь вам иллюстрации этих растений на доске. Слайд 2

1. Путник часто ранит ногу.
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

2. Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок.
Мне отдать его не жалко,
Подарю дружку ... (Фиалка)

3. Рос шар бел
Ветер дунул –
Шар улетел. (Одуванчик)

4. Зелёные кусточки,
Алые цветочки.
Когти-коготочки
Стерегут цветочки. (Шиповник)

5. В жвачке, в пасте и конфетах
Вы найдёт е травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт. (Мята)

6. По краям болота золотится что-то
Пышным шаром чашечка
Жёлтая рубашечка. (Купальница)

7. На больших столбах подряд
Лампы белые висят. (Ландыш)

8. Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)

Какие растения называются дикорастущими. Назовите дикорастущие растения.

Какие растения называют культурными. Назовите культурные растения.

Назовите лекарственные растения. Почему их так называют?

Назовите растения, занесённые в Красную книгу.

Назовите ключевое слово.

Тема урока “Животные – часть природы. Роль животных в природе”. Слайд 3

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Коммуникативные УУД Познавательные УУД
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность через игровой момент Работают в группе, разгадывают кроссворд

(Приложение 1)

Участие в коллективном обсуждении, умение слушать и вступать в диалог Отвечают на поставленные вопросы Умение анализировать, устанавливать причинно следственные связи

3. Изучение нового материала.

Цель: выявить взаимосвязь между животными и другими организмами

Практическое задание

Сегодня на уроке необходимо найти ответ на вопросы:

  1. Почему животные относятся к живым телам?
  2. Какую роль играют животные в природе?

Перед вами лежит карточка, на которой изображена лестница знаний. Обозначьте смайликом, на каком уровне ваши знания по теме урока и ваше настроение сейчас. В конце урока мы вернёмся к этой лестнице знаний.

Ответы на эти вопросы будем искать, работая в группах.

Дифференцированные задания

1 группа – доказать, что животные относятся к живым телам природы.

2 группа – доказать, что природа не может существовать без животных.

3 группа – доказать, что природа может существовать без животных.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Коммуникативные УУД Познавательные УУД
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Организует коммуникативную и познавательную деятельность Слушают варианты ответов, приходят к общему мнению.

Выступают представители от каждой группы

умение учебного сотрудничества со сверстниками: находить общее решение, умение использовать речевые средства для предоставления результата Выдвигают варианты ответов на поставленные задания, обсуждают и выбирают оптимальный вариант. Умение выдвигать гипотезы и их обоснование; установление причинно-следственных связей.

Работа по учебнику

1. Рассмотрите рисунок на с.95 и расскажите, какую роль играют животные в природе.

2. Самостоятельно прочитайте с.96-97, если вы узнали что-то новое, обозначьте эту информацию (!)

Анализ прочитанного.

Что нового узнали?

Почему животные относятся к живой природе?

Докажите, что животные часть природы и они тесно связаны с другими организмами.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательные УУД
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Организует познавательную деятельность, способствует обеспечению усвоения знаний рассматривают иллюстрации, читают текст, находят новую информацию умение анализировать объекты с целью выделения признаков

Игра “Живые модели”

У учащихся картинки с животными, растениями.

Составить цепь питания.

1 группа

Капуста, слизни, лягушка.

Пшеница, мышь, змея, ястреб.

2 группа

Орех, мышь, лиса.

Волк, дуб, кабан.

3 группа

Сосна, дятел, жук-короед.

Дуб, белка, куница.

4- 5 группы

Составляют свою цепь питания.

4. Рефлексия

Цель: подведение итогов совместной и групповой деятельности учащихся в достижении поставленных задач.

Вспомним, какие вопросы были поставлены в начале урока? Слайд 3

Ответы на эти вопросы запишем виде синквейна . Слайд 4

Кто? Животные

Какие? Разнообразные, удивительные, нужные

Что делают? Питаются, дышат, размножаются, опыляют, распространяют, кормят, рыхлят, уничтожают

Вывод животные - часть живой природы, связаны с другими организмами.

Возвращаемся к лестнице знаний. Обозначьте, где находитесь вы сейчас и ваше настроение.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Личностные УУД
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Организует подведение итогов деятельности на уроке. Проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы урока, осознание своих возможностей