Мастер-класс "Оригами из ткани. Цветок из модуля оригами". 9-й класс

Разделы: Технология

Класс: 9


Тип урока: урок закрепления с выполнением практической работы.

Вид урока: мастер-класс.

Цель урока: научить  приёмам изготовления цветов техники «Оригами» из ткани.

Задачи урока:

  • Образовательная:  расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
  • Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, точность движений, мелкую моторику при работе с тканью, иглой,  художественный вкус и творчество.
  • Воспитывающая: воспитывать эстетические чувства, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами. Воспитывать навыки коллективной работы.

Средства обучения:

  • Инструменты: ножницы, иглы, английские булавки;
  • Материалы: ткань, нитки;
  • Наглядность: готовые работы, иллюстрации, инструкционные карты, шаблоны для модулей,  части квадратного модуля для наглядного показа приемов обработки, готовые модули;
  • Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани.
  • Технологическая карта «Цветок из оригами», презентация «Мастер-класс», мультимедийная аппаратура.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Введение в тему

– Ребята, я рада видеть всех вас, сядьте прямо и будьте внимательны. Ведь сегодня необычный урок – мастер класс. Мастер-класс даёт возможность узнать новые возможности и секреты швейного мастерства.  А еще, что для вас непривычно, на этом уроке вы уважаемые педагоги окажетесь в роли учеников.
Итак, начнём (Приложение 1)

Вы увидите сейчас
Настоящий мастер-класс.
Сделанные мы от души
Все цветочки  хороши.

Сообщение темы урока

Продолжаем тему практическое повторение, на этих уроках мы изготавливаем изделия, которые изучили за прошедшие четверти. Это изделия для школы, для себя или для выставки, которые проходят ежегодно в нашей школе.
И конечно каждое изделие – платье, блузка, постельное белье, сумка нуждается в отделке т.е.в украшении.
Какие виды отделок вы знаете?
Как можно украсить юбку?
А как – блузку, сумку? Молодцы!

Вы девушки будущие женщины – хозяйки, у всех у вас будет свой дом и редкая хозяйка не стремится внести «изюминку» в оформление своего дома путём подбора оригинальных, неповторяющихся изделий, причём сделанных на заказ или своими руками. Я хочу предложить  простой способ экономии в создании  уюта вашего дома.
Для этого я не могла обойти вниманием такой вид декоративно-прикладного творчества  как оригами из ткани.  Оригами из ткани – это разновидность искусства оригами — складывания из бумаги фигурок животных, птиц, бабочек, цветов и т. д., — ставшая популярной в последнее время. (Приложение 1)
Оригами из ткани основывается на тех же правилах и приемах, что и традиционное оригами – меняется только материал.

Немного истории

Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. (Приложение 2)

Вопрос педагога:

– Ребята, что вы делали в технике оригами? (Предполагаемые ответы детей: лебедя, снеговика и т.д.)
Оригами в переводе с японского – сгибание бумаги.
Ведь «ори» – по-японски означает «сложенный», а «ками» – «бумага» и «бог» одновременно.
В далекой древности оригами имело религиозное предназначение. Ими украшали храмы и статую "многоликой" и "тысячерукой" богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.  (Приложение 3)
Оригами стало популярным не только в Японии, но и во многих странах мира:
Цветы в стиле оригами (Приложение 4);   Оригами из денег (Приложение 5);
Гигантские модели оригами;    Железные модели оригами (Приложение 6)

 Оригами из ткани значительно моложе шестисотлетнего обычая красиво складывать бумагу, но в нем свои правила, свои приемы — совсем несложные, а результаты получаются просто поразительные при минимуме затрат времени, сил и средств.
Оригами из ткани — явление особенное.
Приспособлений никаких специальных не нужно. Задействуется только то, что есть в каждом доме:   какие? (ножницы, иголки, нитки, швейная машина)…
Главный “инструмент” – это руки. И добрый настрой обязательно перейдет в созданное руками изделие  (Приложение 7)
Оригами издавна приписывали магические свойства
Тревога, усталость, раздражение, —  все, омрачающее настроение, отступает после изготовления фигурок, цветков.
Какое послание могут нести цветы из ткани?
Если их делают для себя, украшая ими свою одежду, жилище, то,  таким образом человек сообщает о себе окружающим, что он открыт миру и любит жизнь.
Если цветок или изделие с ним дарят другому, то это демонстрация дружеского расположения.               
Если вспомнить символику:  чертополох — доброта; пион — выносливость ;
фрезия — бесстрашие и упрямство;  гладиолус — трудолюбие; (Приложение 8)

Итак,  используя  новое рукоделие вы не только научитесь изготавливать украшения в виде цветов, выполненные в технике оригами, или делать из них или с их помощью эффектные и нужные вещи (например, сумки и шкатулки), но и, сможете шить изделия — подушки, косметички, футляры для очков и т.д, а затем декорировать их цветами из ткани.
(Приложение 9, 10)

2. Объяснение нового материала

Оригами из ткани– эта техника не очень трудна, но справедливости ради нужно сказать, что она требует определенной подготовки, в частности умение работать с тканью, иглой, с электрическим утюгом.    А вы это умеете!
Начинать будем  с не очень сложных цветов, а  по мере совершенствования техники мы будем усложнять изделия.

Планирование деятельности (Приложение 11)
Назначения изделия
Материалы и оборудование (Приложение 12)
–  Безопасность труда
Технология изготовления
Назовите материалы и оборудование:
Ткань (лучше тонкая) для заготовок оригами обычно выкраивают по предварительно изготовленным шаблонам геометрической формы (квадратной, круглой, трех-, пяти-, шести-, восьмиугольной)

Для придания изделию большей выразительности ткань, как правило, подбирают контрастных расцветок

Шаблон
Ножницы
Иголка
Нитки под цвет ткани
Линейка
Швейная машина
Мел

Педагог:

– Прежде чем приступить к практической деятельности, скажите,

1) Что мы будем изготавливать сегодня?  (Ответы детей)
– Цветок из ткани в технике «оригами»?

2)  Какое назначение этих  цветов?
– Для украшения различных изделий (фартук, подушка).

3) Какую предшествующую работу вы провели?
(– изготовили шаблон квадратной формы, раскроили модули из ткани различных цветов)

4) Какой понадобится материал и оборудование?

5) Вспомните правила техники безопасности. (Приложение 13) (Повторение в парах)

  • Осторожно работай с острыми предметами: иглой, ножницами и булавками.
  • Осторожно работай на швейной машине.
  • Работай в спецодежде.
  • Не наклоняйся близко к движущимся частям швейной машины.
  • Осторожно работай с электрическим утюгом.
  • После работы наведи порядок на своём столе.

Мастер-класс даёт возможность узнать новые секреты техники оригами. Это волнующий момент. Но вы справитесь. Для этого нужно быть очень внимательными и выполнять в точности все указания преподавателя. Старайтесь и у вас всё получится!
Предлагаемый для изготовления цветок  «Гладиолус» – одна из многих фигур оригами, которые потом можно использовать для украшения одежды, сумок, подушек, заколок и т.п.
На технологической карте (Приложение 14) показано, в какой последовательности нужно выполнять работу.

3. Практическая работа

Практическая работа проводится по технологическим картам в парах ученик– учитель
Девочки показывают  способы технологии оригами, а так же секреты своего мастерства в швейном деле. При необходимости они помогают обучающимся-педагогам осваивать  приемы работы.

Контролирование учителем практической работы учащихся:

  • Правильность выполнения технологии оригами.
  • Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими затруднения.
  • Контроль качества выполненной работы, исправление ошибок.

Подведение итогов

На данном уроке мы познакомились с таким искусством, как оригами из ткани. Поговорили о разнообразии и методах еще одного творческого использования ткани.

Самоанализ деятельности учащихся

– Какие были допущены ошибки?
– Что нового вы для себя открыли в мастер-классе?
– Можете ли вы применить в жизни это мастерство, например: украсить какие либо изделия?
– Интересно ли вам выполнять цветы в технике оригами?

4. Итог урока

Педагоги комментируют работу детей, оценивают её и подводят итог:

– Все ребята проявили творчество, выполняли свою работу аккуратно. Молодцы!