Педагогическая мастерская «Степь»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: развитие компетенций:

1) умение работать с научной литературой, работать в группе; 
2) развитие мышления, речи, познавательных способностей; 
3) экологическое воспитание. 

Оборудование: компьютер, видеопроектор, слайды к выступлениям групп о степи, таблицы о степи, буклеты о степи

Индуктор.

На доске записаны стихи о степи (отрывки). Звучит мелодия” и учащиеся под звуки этой мелодии читают стихи, записанные на доске.

“Степь пахла пылью, камнем серым,
Дурманом векового сна…”. Т.Молдагалиев.

“Века стоял в степи печальный мрак,
Века мертвило всё вокруг безводье”. О.Сулейменов.

“Без конца, куда ни бросишь взор,
Степь лежит –
То мать моя вторая.
Обнимает Каспий и Алтай
Степь моя, великая по праву.
Носятся ветра из края в край.
По земле её разносят славу.
Если бы я мог тебя обнять,
Как батыр,
О степь моя! О мать! Н.Сладков.

Деконструкция.

Задание 1. Закрыв глаза представьте степь. Подумайте, каким цветом изобразил бы степь художник? Посмотрите, каким цветом степь изображена на карте.

Задание 2. Найти на карте степь. Внимательно рассмотреть степь. Всё, что можно увидеть на карте, запомнить и законспектировать.

Социоконструкция.

Задание 1. Представить себя автором толкового словаря. Записать определение степи. Поделиться своими мыслями с товарищами, зачитав своё определение.

Задание 2. Чтение текстов о степи. Группе даются тексты: “Растения степей”, “Животные степей”, “Природа степей”, “Насекомые и птицы степей”, “Жизнь в степи”. В группе по 5 человек. Каждый ученик читает свой текст, затем учащиеся по порядку рассказывают своим товарищам содержание той статьи, с которой они знакомились. Имеющая значение информация конспектируется детьми.

Задание 3. Групповая работа. Изобразить степь. Подготовить рассказ о степи, или написать стихотворение.

Социализация и афиширование.

На доске крепятся рисунки степи. Представители от каждой группы выходят к доске и зачитывают свои рассказы или стихотворения о степи.

Рефлексия.

Заслушать отношение каждого ученика к уроку или к теме урока.

- Что вам понравилось на уроке? Чем понравился урок?

Материал к мастерской.

Растения степей

Самое лучшее время года – весна. В эту пору степь неузнаваемо преображается: почва ещё влажная, поэтому спеть покрывается сочными травами и яркими цветами. Много гусиного лука с жёлтыми цветками. В части его стебля, погружённой в почву, образуется луковица с запасом питательных веществ. С началом засухи стебли и листья высыхают, а луковицы сохраняются не только летом, но и зимой. Весной они прорастают, и растения снова зацветают.

Расцветают весной степные цветы: тюльпаны, ирисы, маки, пионы и др. Из-за обилия этих весенняя степь необычайно красива. Сочными луковицами растений питаются мыши, тушканчики, суслики.

В засолённой почве сухой степи растут полынь, синюха голубая и терискен. Наиболее распространённое растение – ковыль.

Сухие степи используются в основном в качестве пастбищ.

Животные степей

В летние знойные дни степь кажется безжизненной. Даже растения желтеют из-за недостатка влаги, начинают увядать.

Никаких животных не видно, только иногда может выпорхнуть из-под близрастущего кустарника воробей или беркут парит высоко в небе.

Если внимательно всмотреться, можно заметить многочисленные следы жизнедеятельности животных.

В первую очередь бросаются в глаза небольшие горки из земли. Недалеко от них виднеются норы. Они принадлежат сусликам. Суслики – это грызуны.

Встречаются в степи и горки побольше: диаметром в 10-15 метров и высотой до 1 метра. Здесь расположены норы более крупных грызунов – сурков. Эти норы глубокие, в них имеется много отверстий и множество сложных ходов.

Сурки – очень осторожные животные. Когда они кормятся, сурок – караульщик поднимается на горку и, выпрямившись, становится на задние лапы. В течение нескольких часов, наблюдая за окрестностью, он сторожит остальных. В случае опасности он издаёт предостерегающий свист, предупреждая других. Питаются сурки травянистыми растениями.

Возле отверстия некоторых нор можно увидеть небольшие кучки – “туалет” барсука, а нора – барсучья.

Увидев нору возле такого “туалета”, обрати внимание на её отверстие. Предположим, что отверстие норы затянуто паутиной.

О чём это свидетельствует? А если нет паутины, то какие выводы можно сделать?

Барсук питается семенами, сочными частями растений и насекомыми. На поиски пищи отправляется ночью.

В степи ещё обитают хомяки, мыши, лисы, волки, корсаки, зайцы-русаки. Стадами пасутся сайгаки.

Природа степей

Как ты знаешь, зона лесов занимает ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей.

В степной зоне очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины, и испаряется.

Почвы в этой зоне очень плодородные.

В степях растут разнообразные травянистые растения.

Тюльпаны, ирисы цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом видна их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь от цветущих растений. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Другие растения, например ковыль, типчак, полынь, иначе приспособлены к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху.

Насекомые и птицы степи

Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков – отовсюду доносится их громкое стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики в основном поедают мелких насекомых. Среди кузнечиков есть очень редкий, крупный и красивый вид – степная дыбка. Живут в степной зоне различные бабочки, пчёлы, шмели и другие насекомые – опылители.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа. Красавка – самый мелкий из журавлей. Как и показывает название, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам головы. Дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она тяжело, зато быстро бегает на длинных, сильных ногах. Журавль-красавка и дрофа – редкие птицы.

Жизнь в степи

В степной зоне много грызунов: суслики, хомяки, полёвки, мыши. Степь – открытое место. Поэтому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица – степной орёл – настоящее украшение природы! Эта птица находится под охраной закона. Довольно часто встречается ловкий хищник степной хорёк. Он поедает множество грызунов.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются и ящерицы, грызунами – степная гадюка.

С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Одни из них совсем исчезли, а другие, как ты уже знаешь, стали редкими. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры.

Сочинения школьников

Степь просторна и светла,
Много в ней всегда тепла.
В ней живут и птицы, звери
Иногда бывают тени.
Не бывает там людей
Неба, моря, голубей.

(Привалова Настя, 4 класс)

Степь моя!
Ты краса моя!
Она и твоя, она и моя.
И золотиста ты
Проползёт змея.
И красива ты
О, степь моя!

(Албаков Руслан, 4 класс)