Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ на тему «Проблема сохранения культурного наследия». 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Урок развития речи в старших классах ориентирован прежде всего на усвоение основных требований к выполнению задания с развернутым ответом. Учащиеся должны владеть основами анализа текста, правильно формулировать проблему, комментировать её, определять авторскую позицию, выражать своё мнение по сформулированной проблеме и аргументировать его, приводя аргументы из художественной, публицистической и научной литературы.

Цель: подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына.

Задачи:

образовательные:

  • познакомиться с историческими материалами о строительстве и разрушении Храма Христа Спасителя;
  • выполнить анализ текста А.Солженицына;
  • изучить письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

развивающие: совершенствовать умения:

  • выполнять работу в соответствии с конкретной речевой задачей;
  • правильно определять тему и основную мысль текста;
  • вдумываться в тему, осмысливать ее границы;
  • пересказывать и анализировать текст;
  • наблюдать, собирать материал для рассуждения;
  • сравнивать тексты, соотносить их по проблематике;
  • систематизировать материал, соотносить с проблемой исходного текста;
  • анализировать текст, оценивать его по критериям К1-К4;
  • строить сочинение в определенной композиционной форме: в соответствии с критериями оценивания задания с развернутым ответом К1-К4;
  • правильно выражать свои мысли, то есть в соответствии с нормами литературного языка.

воспитательные:

  • воспитывать чувство глубокого уважения к культурному наследию нашей страны;
  • воспитывать понимание ценности храмов, свидетельствующих о духовном богатстве нашего народа.

Оборудование: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / В.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009г.; интерактивная доска для демонстрации слайдов презентации, раздаточный дидактический материал для наблюдения и анализа, критерии оценивания задания с развернутым ответом К1-К4.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи. Учитель слушает, дополняет, корректирует.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о памятниках архитектуры. Какую роль они играют в жизни современного человека? Стоит ли их сохранять в условиях активного современного строительства?

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы.

4. Слово учителя. Памятники архитектуры обязательно надо сохранять. Поговорим о храмах. Они являются образцами духовных устремлений народа. В них живет напоминание потомкам о вечных ценностях. В них до сих пор живут незримые законы гармонии и красоты. В них выражена мысль о стремлении человека к прекрасному, к духовному преображению мира земного.

5. Проверка домашнего задания. Учащиеся подготовили пересказ текстов по группам, выделение ключевых слов в каждой части. В результате устной работы состоится сообщение об истории строительства Храма Христа Спасителя, художественное описание Храма перед его открытием и художественное описание в ночь после его разрушения. Приложение 1.

6. Выявление восприятия.

- Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения, пересказа? Какие образы предстали перед вами? Расскажите о своих чувствах, используя ключевые слова из текста. (Сожаление об утрате прекрасного, духовно значимого творения рук человеческих. Возмущение бездушным отношением к культурному наследию. Тревожность за шаткое, неустойчивое пребывание прекрасного в жестоком мире. Образ величественного Храма, имеющего собственную душу, и образ груды развалин после взрыва). Ключевые слова: "Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой", "истинная красота и гармония были целителями страждущей души", "храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы", "храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения", "думали, храму стоять вечно", тысячи землекопов выбирали и вывозили землю", вдохновенные художники расписывали своды", "скульпторы украшали храм", "понадобилось семнадцать лет", "проступали бесчисленные тени ратников", "храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памятью народа..., дабы народ не заплутался во тьме", "из года в год писалась незримая, вечная книга времен". "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти".

7. Слово учителя. Сегодня Храм Христа Спасителя радует людей своей прежней красотой. Он восстановлен. И радуется человеческое сердце, обретая веру в победу добра, справедливости, бессмертия.

8. Просмотр слайдов презентации. Приложение 2.

9. Работа с текстом из сборника типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. ФИПИ, 2012 г.

- Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13)Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

- (21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

- (25)Вот эта церковь, - сказала Агния.

- (26)Но не самое красивое место в Москве.

- (27)А подожди.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

- (29)Так смотри!

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32)Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

- (35)Да! (36)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.

- (37)Но она - уходит, Антон, пропела Агния. - Москва - уходит!..

- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.

- (40)Эту церковь снесут, Антон, твердила своё Агния.

- (41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон. - (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

- (44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.

(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы рек, повторённые последними фонарями...

(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

- Какова тема текста? Какова его основная мысль? (В тексте говорится о разрушении храма. Основная мысль заключается в том, чтобы показать недоумение и огорчение человека, увидевшего искореженный пустырь на том месте, где когда-то стоял великолепный храм).

- Какие образы противопоставлены? (Автор противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Кроме того, "высота с просторной открытой далью", красота панорамы противопоставлены "теснине города", тихий голос девушки - "городскому громыханию").

- Определите основные проблемы. (Проблема сохранения культурного наследия. Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека).

- Найдите слова-маркеры, средства выражения позиции автора. (В данном тексте позиция автора открыто не выражена. Слова маркеры будем искать в образах Агнии и Антона, а также в словах автора).

- В каких словах выражена авторская мысль? (В словах Агнии " Москва - уходит!" выражена мысль о разрыве связи поколений. Уходит Москва, оставленная нам предками. Уходит история. В словах Антона "Это - Москва!", "Это художественный памятник, его как пить дать оставят". В словах автора "захваченно произнёс Антон", "разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу", "Яконову стало горячо в глазах. Он зажмурился, тихо сел. На каменные обломки, завалившие паперть").

- Какое средство выразительности ярко подчеркивает недоумение, потрясение Антона? (Парцелляция в предложениях 17, 18).

- Какая смысловая связь может быть между данным текстом и предыдущими? (Речь идет о красоте и величии храмов, а также об оставшихся от них обломках. "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти" --- "3емля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству... Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу". Тексты объединены общей проблемой: проблемой сохранения культурного наследия).

10. Слово учителя. Мы видим удручающие картины, являющиеся следствием разрушения. У человека, глубоко понимающего закономерности нетленного созидания, связанного с нравственными законами, с традициями православной культуры, у человека, глубоко понимающего историческую ценность подобных архитектурных сооружений, в душе возникает недоумение, сожаление об утрате прекрасного, вечного.

11. Слово учителя. Одним из защитников культурного наследия был Д.С. Лихачёв. Он выступал против бездушного преобразования исторически ценных объектов. Для него было важным сохранение памятников прошлого такими, какими оставили нам в наследие заботливые предшественники, любившие своё Отечество.

12. Чтение отрывка письма сорок третьего из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было “архитектурных масс”. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя, крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…

Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое “творение” на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

13. Работа над основной мыслью и ключевыми словами. "Она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда".

Делаем вывод о влиянии храма на жизнь человека. Задача - глубоко прочувствовать степень утраты памятника архитектуры, ставшего для академика Лихачева началом новой жизни, связанной с изучением истории Руси. Почувствовать ответственность за свои поступки перед будущим.

14. Оценка сочинения ученика по критериям К1-К4.

У каждого человека, наверное, есть дорогое, памятное место, где он испытывает особое чувство причастности к чему-то великому, вечному. Храмы… Немые свидетели величия и славы страны. Надо ли их сохранять? Именно эту проблему затрагивает Александр Солженицын.

Писатель противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Антону вспомнились горькие слова Агнии о том, что церковь снесут, что “Москва уходит”. Ему больно смотреть на это место, ведь он тогда был уверен, что “художественный памятник ... оставят”.

Солженицын жил в эпоху, когда разрушение храмов было явлением нередким. Автор считает, что подобное отношение к памятникам прошлого разрывает связь поколений, нарушает гармонию в жизни человека. Писатель уверен: общество должно бережно относиться к памятникам, сохранять то, что дарит высокие, светлые чувства.

С мнением автора я согласен. Храмы уничтожать нельзя. Из глубины веков они говорят нам о трепетном отношении человека к своей Родине, о добросовестном труде, о стремлении оставить добрую память о своей эпохе.

Несомненно, сегодня всем русским людям дорог Храм Христа Спасителя, построенный в ознаменование победы в войне 1812 года. Насколько важен для человека этот храм, мы узнаем из книги "Отречение" писателя и общественного деятеля Петра Проскурина. Он рассказал о долгой, кропотливой работе лучших мастеров из разных уголков страны, о значении храма – символа русской соборности, единства…

Строившийся годами, он был разрушен за одну минуту. О том, что осталось потомкам, написано в статье Петра Георгиевича Паламарчука. Мы видим страшную картину запустения: одинокий остаток собора посреди бесчисленного множества обломков.

Хочется отметить, что к культурному наследию надо относиться бережно, помнить о том, что дошедшее до нас из глубины столетий строилось на века в знак безмерной любви к Родине. И не могут, не имеют права решать судьбу памятников несколько человек. Здесь важно учитывать общественное мнение.

(Ученики оценивают текст по критериям К1-К4).

15. Итоги урока. Рефлексия. Какие чувства испытываете? Какие мысли возникли к концу урока? Какие средства выразительности будете использовать в сочинении, раскрывая проблему сохранения культурного наследия?

16. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына, используя в качестве литературных аргументов материалы: упр. 182 (Статья Даниила Гранина о защите сохранности Невского проспекта Д.С. Лихачёвым), упр. 188 (Статья Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание"), письмо сорок третье из книги Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Использованы материалы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998 г. (Упр. 315).

2. Письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

3. ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под редакцией И.П. Цыбулько. - М. : Национальное образование, 2011. - (ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе).

4. Интернет-ресурсы: фотографии (Яндекс. Картинки), материалы о Храме Христа Спасителя (ru.wikipedia.org> Храм Христа Спасителя), Проскурин П.Л. Отречение. Электронная библиотека (http://royallib.com/).