Урок развития речи по теме «Описание природы». 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: подготовка к созданию текста-описания в художественном стиле.

Задачи:

образовательные:

  • научиться устанавливать стилевую принадлежность текста-описания;
  • научиться использовать в художественном описании средства выразительности;
  • научиться описывать природу, создавать художественные образы;

развивающие: совершенствовать умения:

  • описывать предмет в соответствии с конкретной речевой задачей (художественное описание);
  • вдумываться в тему, осмысливать ее границы;
  • озаглавливать текст;
  • наблюдать, собирать материал для описания;
  • строить описание в определенной композиционной форме;
  • правильно выражать свои мысли, то есть в соответствии с нормами литературного языка;
  • выбирать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей;
  • определять падеж существительных и прилагательных;
  • правильно писать окончания имен прилагательных;

воспитательные:

  • пробудить эстетическое наслаждение, приобщая обучающихся к наблюдению за природой;
  • развивать способность понимания прекрасного;
  • воспитывать интерес и внимание к детальному рассмотрению предмета;
  • воспитывать уважительное отношение к родной природе;
  • воспитывать любовь к природе и родине.

Оборудование: интерактивная доска, электронное приложение к учебнику Т.А. Ладыженской и др. 5 класс, электронное приложение к учебнику М.М. Разумовской и др.: раздел "Имя прилагательное", §104, 5 класс, учебник русского языка 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.)

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи. Учитель слушает, дополняет, корректирует.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем учиться описывать природу, находить, открывать и создавать красивые образы. Очень важно уметь видеть прекрасное, ценить его, беречь. Человек, тонко чувствующий природу, способен тонко чувствовать все вокруг. Такой человек не причинит вреда окружающему миру. Такой человек будет видеть в нём прекрасную жизнь, которая дарит радость.

3. Актуализация знаний. Какая часть речи нам сегодня будет помогать? (Прилагательные, так как обозначают признак предмета). Вспомним правописание окончаний прилагательных. (Воспользуемся электронным приложением к учебнику русского языка и прослушаем правило).

4. Практическая часть. С помощью интерактивной доски предлагается ряд словосочетаний. (Электронное приложение к учебнику М.М. Разумовской и др. "Имя прилагательное". §104. Правописание окончаний имён прилагательных). Задача - выбрать падеж, соответствующий словосочетанию. Работа по цепочке.

Красивую девочку

свинцовой пулей

дорогого дядю

зеркальному пруду

хорошим делом

любимой бабушке

об искусственном цветке

зелёных листьев

об осеннем лесе

железным молотком

замечательного папу

низким потолком

каменному дому

пухового одеяла

5. Классификационная работа по теме урока. Следующая задача - выписать только те словосочетания, которые можно использовать сегодня на уроке по теме "Описание природы". (Работа интересна тем, что ученики находят не только словосочетания, указывающие на природные образы, но и те, которые создают эти образы путем переноса признака. Таким образом начинаем разговор о выразительных средствах языка. Например, словосочетание "пухового одеяла" выпишут, конечно, не все. Интересным моментом урока становится создание учениками собственных образов и объяснение другим ребятам. Говоря о пуховом одеяле, можно увидеть две картины. Зимний пейзаж: заснеженное поле, будто покрытое пуховым одеялом. Летний пейзаж: поле, покрытое пуховым одеялом одуванчиков). Мы увидели, как можно использовать прилагательные для создания сравнений.

6. Орфографическая работа. Задача - записать текст, обозначить окончания прилагательных.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густ(?) соснов(?) бору было тихо. Всё было покрыто бел(?) ослепительн(?) снегом. В холодн(?) свеж(?) воздухе носились мелк(?) бел(?) пушинки. Кудряв(?) ветки украсились нежн(?) пушист(?) инеем. В этом сказочн(?) зимн(?) наряде каждая ветка казалась удивительной. (По И. Корнееву)

Проверка с помощью интерактивной доски.

7. Работа над типом речи. Перед вами текст. Можно ли назвать его описанием? (Тип речи - описание, так как создан образ зимнего леса. Используется много прилагательных. Применяя приём фотографирования, можно увидеть описанное на одном кадре). Вспомним схему текста-описания:

Предмет 1 + признак 1 + признак 2

предмет 2 + признак 1 + признак 2...

8. Ролевая игра "Синоптики и художники". Задача - определить, кто из подготовленных ребят синоптик, а кто - художник. (Подготовленные ребята читают созданные ими дома миниатюры в соответствии с заданной ролью. Синоптик подготовил текст в виде дневника наблюдений, перечислив факты. Художник же включил в текст средства выразительности. Радуют такие находки, как: "Удивителен зимний рассвет. Какое необыкновенное сочетание красок! На фоне холодного неба появляется нежно-розовая лента. Кажется, будто тысячи тюльпанов расцвели в вышине. От этой картины на душе становится тепло".)

9. Работа со словом пейзаж. Учитель сначала спрашивает о значении слова, затем просит уточнить по учебнику значение слова "пейзаж" в литературном произведении: § 48 стр. 114. (Пейзаж в литературном произведении - это словесное описание природы и местности).

10. Самостоятельная работа с текстом. Вариант 1 - упр. 277; вариант 2 - упр. 279. Задача - прочитать, определить тему и основную мысль, разделить на два абзаца, найти средства выразительности, озаглавить.

11. Обсуждение наработанных идей в группах: сначала в парах (учащиеся 2 варианта 1ряда и 1 варианта 2 ряда меняются местами), затем в тематических четверках.

12. Проверка. Ученик группы 1 варианта и ученик группы 2 варианта сообщают результаты учителю.

Вариант 1

Январское утро
(Краски январского утра)
(Какое великолепие и спокойствие!)

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно они хороши сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.

Средства выразительности: эпитеты "нежное небо", "радостные краски"; метафора: "играет солнечный свет"; олицетворение: "сосны замерли"; восклицательное предложение: "Какое великолепие и спокойствие!"

Вариант 2

Декабрьские сумерки
(Страшные лиловые сумерки)

В декабре, если небо закрыто тучами, странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо наверху становится ровно лиловым, свисает, опускается и торопит спасаться, а то в лесу скоро начнётся свой, нечеловеческий порядок.

Мы поспешили домой обратно по своей утренней дорожке и увидели на ней свежий заячий след. Это значило, что зайцы, у которых день наш считается ночью, а ночь - их трудовой день, встали с лёжки и начали ходить. Страшное лиловое небо в сумерках им было, как нам радостная утренняя заря.

Средства выразительности: олицетворение: "небо торопит"; эпитеты: "страшно смеркается", "страшное небо", "радостная заря", контраст: "страшное лиловое небо в сумерках им... нам радостная утренняя заря".

13. Обобщение сведений. Задача - сравнить тексты. Что общего в описании? Чем отличаются? (Приходят к выводу: в текстах описывается зимний лес, авторы используют яркие языковые средства: эпитеты, олицетворения. Но художники слова рисуют разные картины. Иван Бунин восхищается красотой зимнего утра, а Михаил Пришвин создает образ вечернего леса, страшного для запоздалого путника).

14. Работа с термином "антитеза". Учитель ведет обучающихся к термину "антитеза", знакомому из курса литературы. Просит назвать противопоставленные художественные образы. (Ребята вспоминают значение слова "антитеза". Находят контрастные картины относительно двух текстов: "Какое великолепие и спокойствие!" и "страшное лиловое небо в сумерках".

- Можно данные тексты объединить в один текст? (Можно, если задачей автора будет создание контрастных картин).

15. Отбор материала к сочинению. Представьте себе, что вы готовитесь к написанию небольшой зарисовки на тему "Чудесное зимнее утро". Какие слова вы выберете для описания снега? Почему?

Снег: белый, белоснежный, старый, грязный, мокрый, серебристый, глубокий, пушистый, лохматый, седой, сверкающий, удивительный, сказочный; идёт, падает, валит, белеет, переливается, блестит, искрится, кружится, завораживает.

16. Рефлексия. Ученики делятся впечатлениями от урока, делают вывод о том, чему удалось научиться.

17. Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке мы учились находить выразительные средства в описании природы, учились у прекрасных мастеров слова Ивана Алексеевича Бунина и Михаила Пришвина. Читайте книги К. Паустовского, В. Солоухина, М. Пришвина, В. Астафьева. Очень важно уметь видеть, подмечать порой едва уловимые природные образы, которые вызывают радостные чувства, даже лечат. Закончим урок словами К. Паустовского о любви к природе. (Желательно, чтобы ученики вспомнили цитату, которую записывали на предыдущих уроках: "Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране").

18. Итоги урока. Рефлексия.

19. Домашнее задание: выполнить упр. 280. Написать небольшую зарисовку или написать миниатюру на тему "Над какими вопросами я задумался после урока русского языка" (с включением элемента описания природы).

Перспективное задание: сборник пейзажных зарисовок (проект). Например, "Времена года". Будем выписывать образцы художественного описания из прочитанных произведений.